Корова за Катьку
Лето в деревне. Часть 2
Читая первую часть воспоминаний о моих сельских каникулах, у Вас могло создаться впечатление, что все “житие моё” в деревне состояло из сбора и поедания клубники. Плюс натуральная еда и катание по трассе на великах. Но это не совсем так. Точнее, совсем не так.
К концу клубничного сезона начиналась пора смородины.
Её тоже продавали, делали варенье и компот. Собирать её было пыткой, поскольку кусты с ягодами были сплошь укутаны паутиной. Я всячески отлынивал от этого “счастья”. Было много чего интересного кроме огорода.
Начну с описания двора. Сам дом был небольшой. Он соединялся с системой сарайчиков, амбаров и прочих пристроек, образующих замкнутый квадрат двора.
Содержалась там и живность: кролики и куры. В амбаре был погреб. Там же находились массивные сундукис одеждой и разным барахлом. Запирались они на висячий замок, ключи от которых бабушка прятала. А уж коль ключики хранились в тайне, значит и в сундуках было что-то поинтереснее старых шмоток. Однажды ключи попали все же мне в руки и я с замиранием сердца открыл первый сундук, в котором помимо одежды оказались документы и деньги. Бабушкина пенсия, плюс накопления от продаж с огорода. Около 700 рублей. Приличная сумма для того времени. И кто сказал, что в “застойные времена” в деревнях бедно жили? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной мой читатель и только за мной, и я открою второй сундук.
А сундук №2 уводит меня в иное время. Было такое впечатление, что его не открывали с 50-х годов. Среди разного барахла я нашёл старые патефонные пластинки, фотографии и самое главное - деньги. Да да, снова деньги, только царские. Банкнотами времен Николая и денежными знаками правления Керенского была обклеена вся крышка большого сундука. Это было так, словно давно ушедшая царская эпоха смотрит на тебя из сумрака деревенского амбара. А ведь среди более мелких трёшек и десяток находилась и Катенька- банкнота достоинством в 100 рублей, на которую можно было купить - 150 килограмм парной говядины или 30кг чёрной икры. Лошадь ломовая стоила сотку, а дойная корова 60р.Выходит не так бедно жили при царе крестьяне Тамбовской губернии. По крайней мере моя прабабушка.
От возможности иметь у себя все эти денежные раритеты перехватывало дыхание и я стал лихорадочно отдирать купюры от крышки. Несколько из них надорвал или сильно попортил. Дурак! Ведь в роли клея выступало простое тесто. Надо было просто провести по деньгам мокрой тряпкой и они целые и невредимые оказались бы в моих руках.
Надо сказать, что мои любимые дядя с тётей жили в городе, а у бабули проводили только отпуск и выходные за огородно-рыболовными делами. Поэтому если у бабушки я оставался один в доме, то на полную катушку включал свою фантазию. Чтобы не скучать, я прихватил с собой из Ростова полную сумку игрушек. Там были машинки, солдатикии даже три колоды игральных карт.
В дождливые дни, когда на улице грязь, я использовал карты как материал для строительства крепостей. Карточные крепости и построенные в ряды солдатики занимали всю большую гостиную и я очень огорчаться, если бабушка Машаили её знакомые старушки нечаянно разрушили цитадель, зацепив её ногой или подолом платья.
А когда лень и скука мешали полёту фантазии, на помощь приходили книги. При “проклятом застое” в деревне работала библиотека, и я на сдующий же день после приезда взял почитать сразу штук пять книжек. Конечно не Дюма или Купера, но вполне интересных.
Но вот появлялось солнышко, грязь высыхала и можно было сходить на речку искупаться. Поначалу бабуля сопровождала меня в этих походах, а потом перестала. Поняла, что мне уже 12 годков и для своих лет плаваю я очень даже хорошо.
Река называлась “Лесной Воронеж”и была кристально чистой с песчанным дном. Вдоволь водились рыбка. Короче, идеальное место для рыбалки и купания.
Иногда я брал дядину удочку и сам рыбачил с берега. Бывало и со своей сестрой Светой. Мы были с ней одногодки и наши интересы часто совпадали. Вплоть до ловли стрекоз.
Моя мама еженедельно писала мне письма в которые выкладывала денежку - один рубль. Поэтому мы с нетерпением ждали прихода почтальона. До сих пор в груди это щемящее чувство радости, когда она открывала нашу калитку и доставала заветный конверт.
Ну и как не вспомнить настоящую рыбалку с лодки! Дядя иногда брал племянника с собой на ловлю рыбы. Хотя вреда от меня было больше, чем пользы. Я все время путал снасти и дядя терпеливо их распутывал. Причём уходить на рыбалку надо было рано. В пять утра. И разбудить меня не всегда удавалось. Тогда дядюшка уходил без меня, а я сильно обижался. Была ещё и вечерняя рыбалка, но уже без лодки. Выловленная рыбка по размеру была не чета донской, но в жареном виде была даже вкуснее.
Где-то через месяц пребывания в гостях у бабушки, я получил письмо о том, что мама с отцом приедут на недельку в деревню. А следом пришла ещё одна приятная новость. Вслед за моими родителями должны приехать ещё одни близкие родственники. Дядя с тётей и две их дочки - мои кузины.
Следующая часть моего пребывания в гостях обещала быть интересной. Об этом в 3-ей части.
Г. Малыгин
Взято: foto-history.livejournal.com