Странные методы правления в истории
---
Нравится нам это или нет, но доминирующей формой правления во всём мире сегодня является представительная демократия, при которой граждане выбирают представителей, которые затем используют свой голос в правительстве от имени своих избирателей. Представительная демократия встречается во всём мире и во многом схожа от страны к стране. Живём ли мы в Японии, Великобритании или США, выборы и правительство работают во многом одинаково.
Но в прошлом многие дико отличающиеся типы правительств существовали бок о бок веками, и некоторые из них невообразимо отличались от того, как сегодня работают политики на Западе. Вот десять самых странных форм правления в истории.
10. Карфаген
На пике Карфаген был конкурентом ранней Римской империи и доминирующей морской державой древнего мира, контролируя торговлю на большей части Средиземноморья. Карфаген был первоначально заселён финикийскими колонистами из современной Иордании, но, в отличие от финикийцев, карфагеняне отвернулись от монархии и стали республикой в седьмом веке до нашей эры.
Главами государства были два суффета, которые, как и консульская система в Риме, избирались на 12-месячный срок и имели равную друг с другом власть. Под ними был сенат, состоявший из 200-300 человек, которые при отборе служили пожизненно. К сожалению, то, как их избирали, потеряно для истории.
Однако мы знаем, что сенат играл важную роль в карфагенском правительстве, и группы сенаторов были уполномочены управлять такими аспектами правительства, как поддержание религиозных объектов или сбор налогов. Также суффеты должны были консультироваться с сенатом по вопросам, касающимся государства. Сенат голосовал по этому вопросу, и если его решение не совпадало с двумя суффетами или если эти два суффета не соглашались друг с другом, вопрос решали народным собранием.
Народное собрание собиралось на рыночной площади в самом Карфагене, и любой мужчина города мог проголосовать. Поскольку голосование было открыто для любого явившегося гражданина (гражданами могли быть только мужчины), размеры собрания могли сильно отличаться. Народное собрание также, похоже, непосредственно избирало двух суффетов, что означает, что люди имели большое право голоса в том, как ими управляли, в древнем Карфагене. Однако, к сожалению, это означало, что люди из других частей Карфагенской империи не могли влиять на то, как ими управляют; возможно, именно поэтому, когда Рим, в конце концов, завоевал Карфаген, остальная часть империи не чувствовала желания отомстить за них.
9. Исландия
Когда в 850 году Исландия была заселена викингами, она была слишком далеко от центра власти, чтобы какой-либо король мог реально её контролировать. Результатом стала средневековая республика викингов, управляемая альтингом примерно с 930 года, что сделало её старейшим постоянно действующим парламентом в мире.
К 930 году население Исландии выросло до такой степени, что многие люди решили, что им нужен способ организовать свои собственные законы и отношение к людям за пределами Норвегии. Примерно в течение двух недель в июне каждого года (лучшее время для путешествий) альтинг проводил встречу в Тингведлире, чтобы обсудить вопросы права. Страна была разделена на 36 племён, каждое из которых отправляло к альтингу вождя и двух советников. Вожди, которых называли готи, были назначены людьми, которые жили в их племени, поэтому они обычно были людьми с самыми хорошими связями и наиболее любимыми в своём регионе.
Альтинг вёл законодатель, вождь, которого другие вожди избирали на три года. Законодатель фактически был живой конституцией Исландии, и он, и его советники должны были знать все законы Исландии наизусть. Он начинал альтинг, читая законы по памяти, а затем помогал облегчить дебаты между вождями, помогая им решать вопросы с помощью закона или создавать новые законы, если они были необходимы. Однако он обладал не большей властью, чем другой вождь, а в Исландии не было ни одного главы государства.
Однако альтинг был не просто встречей политиков – сотни людей со всей Исландии ездили на альтинг, чтобы торговать, устраивать вечеринки, встречаться со старыми друзьями и заключать или нарушать семейные альянсы или соглашения, такие как договорные браки или воспитание.
8. Венеция
В одной из самых долгоживущих республик в европейской истории, венецианцы впервые стали выбирать дожей, которые возглавляли их, в 727 году, и ими управляли выборные должностные лица до завоевания города в 1797 году, более 1000 лет спустя.
Венецианская система была настолько прочной, потому что в ней было много разных частей, каждая из которых обладала разным количеством власти и имела некоторый уровень влияния на другие – концепция, являющаяся неотъемлемой частью современной демократии. Дож был главой системы, назначался на всю жизнь и являлся де-факто правителем Венеции. Несмотря на это, его власть была ограничена во многих отношениях: дож не мог назвать своего преемника или даже предпочтительного преемника (чтобы помешать определённым семьям занять доминирующее положение), ему запрещали покидать Венецию, и всю его почту читал независимо избранный цензор, который докладывал всё общественности.
Системы, которые составляли венецианское правительство, со временем менялись, но наиболее важными были Collegio, совет из 40 человек из элитных семей, сенат, который управлял финансами и дипломатией, Совет трёх, который контролировал другие ветви власти, и великий канцлер, который управлял городской бюрократией. Все эти официальные лица избирались членами Великого Совета, который состоял из 1000 человек, выбранных из списка 180 великих семей; они сделали Венецию олигархией, а не подлинной демократией. Чтобы ещё больше усложнить ситуацию, некоторым людям разрешали быть членами нескольких государственных органов одновременно.
Ничто так не усложняет сумасшедшую венецианскую систему, как то, как они избирали дожа: сначала 30 членов Великого Совета выбирали случайным образом, а затем случайным образом сокращали их количество до девяти. Эти девять выбирали ещё 40 членов Великого Совета, количество которых случайным образом сокращали до 12. Эти 12 выбирали 25, количество которых сокращали до девяти. Эти девять затем выбирали 45 членов, количество которых сокращали до 11, и эти 11 выбирали 41, которые избирали дожа большинством голосов. Окончательное число первоначально равнялось 40, но было увеличено до 41 после ничьей в 1229 году.
В конечном итоге система Венеции была свергнута введением Совета десяти около 1310 года. Первоначально созданный для наблюдения за другими органами и предотвращения чрезмерного захвата власти ими, он со временем захватывал всё больше власти для себя и даже имел собственную тайную полицию. К 1600 году Венеция фактически стала диктатурой.
7. Флоренция
В конце 1200-х многие северные итальянские города отказались от правления богатых дворян и вместо этого обратились к правлению пополо, и Флоренция от них не отличалась. В 1293 году в городе были приняты «Постановления о правосудии», которые не позволили 152 дворянским семьям занимать политические посты. С тех пор правили люди.
Конечно, это было не так просто. Хотя правительство больше не ограничивалось дворянством, которое было частью пополо, гражданин должен был быть членом одной из семи главных гильдий города (судьи, торговцы тканями, ростовщики, торговцы шёлком, врачи, торговцы шерстью и торговцы мехом); члены пяти малых гильдий (мясники, сапожники, кузнецы, каменщики и торговцы старьём) также имели меньший статус в пополо.
Вместе они избирали синьорию, которая служила всего два месяца и была высшей властью в городе. Синьорию возглавлял гонфалионер, член синьории, который был выбран случайным образом. Синьория встречалась каждый день в Палаццо делла Синьори (сегодня известное как Палаццо Веккьо), где они обсуждали правительственные вопросы и принимали решение о принятии закона, который затем должны были рассмотреть Двенадцать Хороших Людей.
Двухмесячный срок полномочий привёл к острому интересу к политике и многим фракционным конфликтам, главным образом потому, что власть всегда была в пределах досягаемости любого начинающего политика. На протяжении большей части истории республики в политике доминировал антагонизм (а иногда и прямые гражданские войны) между гвельфами, которые поддерживали папу, и гибеллинами, которые поддерживали германского императора. В 1498 году срок полномочий гонфалионеров был продлён до пожизненного срока, после чего во Флоренции господствовало правление членов семьи Медичи, которые в конечном итоге стали наследственными правителями герцогства Флоренции в 1533 году, положив конец республиканскому правительству.
6. Новгородская Республика
В то время как Новгородом всегда правил князь, вече обладало наибольшей властью. Вече фактически состояло из каждого мужчины города и принимало правительственные решения посредством массовых собраний, на которых люди голосовали по актуальным вопросам. Вече мог созвать любой свободный городской человек, позвонив в колокол вече на городской площади, что становилось официальным сигналом для всех заинтересованных граждан собраться на площади и участвовать в демократии.
Князь оставался главой государства, но он был строго ограничен конституцией, введённой вече: князю было запрещено заниматься коммерцией, например, и он не мог владеть землёй или иметь личную армию более чем из 50 человек. Кроме князя, вече избирало посадника (мэра) и тысяцкого (командира милиции), которые отвечали за повседневное управление.
По мере роста и влияния Новгорода правительство становилось всё более развитым: к 1291 году государством управляла палата общин, в состав которой входили архиепископ, представитель князя, посадники и тысяцкий Новгорода, а также посадники других областей республики за пределами города. Новгород был разделён на пять вече, каждое из которых избирало своего собственного посадника. Территории, принадлежавшие республике за пределами города, также были разделены на пять областей, каждая из которых имела своего собственного посадника.
Конец республики в конечном итоге пришел извне, из Великого княжества Московского (оно же Москва), их древнего соперника. Сила Великого княжества Московского увеличивалась в течение 14 и 15 веков, пока в 1478 году московский князь и его армия не покорили Новгород и не сняли колокол вече, официально покончив с республикой.
5. Конфедерация ирокезов
Конфедерация ирокезов представляла собой союз пяти, а затем и шести индейских племён, которые жили в районе штата Нью-Йорк до прибытия первых европейских колонистов. Первоначально они были врагами, но их объединяла полулегендарная фигура Гайавата, которая поощряла племена работать вместе и не нападать друг на друга, вместо этого помогая друг другу бороться со своими врагами.
Договорённость скоро стала основой для правительства. Поскольку общество ирокезов было матриархальным, отдельные кланы и семьи возглавлялись матерями кланов. Каждая мать клана выбирала вождя для отправки в совет ирокезов, который состоял из 50 вождей. Решения совета должны были быть единогласными, поэтому никаких действий не предпринималось, пока все 50 руководителей не были убеждены в поддержке.
Со временем ирокезское соглашение закрепилось в Великом Законе Мира, который был разделён на 117 отдельных статей, регулирующих всё, от религиозных и государственных церемоний, которые помогали укрепить чувство единства между шестью племенами, до защиты индивидуальных свобод и концепции отдельных полномочий. Это была очень сложная конституция. Её идеи повлияли на разработку Конституции США, в частности, на Олбанский план Бенджамина Франклина. В 1748 году вожди ирокезов предложили преподавать свои демократические принципы британским колонистам.
Конфедерация закончилась в 1784 году короткой, но разрушительной войной с Соединёнными Штатами. Два племени решили переехать в Британскую Канаду для защиты, одно переехало в резервацию в Висконсине, а еще три были перевезены в резервации в Нью-Йорке, где они и остаются сегодня.
4. Спарта
В прошлом не было ничего необычного в том, что страной управляет один король или королева. Однако гораздо более необычной была страна, в которой одновременно управляли два разных короля из совершенно разных семей, но именно эту систему использовали спартанцы.
Эти два короля были также священниками Зевса, что делало их особенно важными в религиозной структуре города-государства. Во время войны один из королей вёл армию в бой, и он имел почти неограниченную власть над солдатами. В то время как в самом городе короли имели удивительно небольшое влияние на государственные дела: это было зарезервировано для герусии, совета старейшин.
Герусия состояла из 28 старейшин и двух королей. Каждому старейшине должно было быть не менее 60 лет. Они были избраны людьми путём голосования – выбирали кандидата, получившего самое громкое голосование, после чего он занимал положение пожизненно. Герусия главным образом существовала, чтобы консультировать королей по вопросам правительства и регулировать споры между другими спартанцами – совет был также верховным судом Спарты.
За предложенные изменения закона голосовало народное собрание, которое собиралось раз в месяц и в котором участвовал каждый мужчина-спартанец старше 30 лет. Однако, в отличие от других греческих демократий, ассамблея имела очень мало власти: ей не разрешалось обсуждать вопросы, она могла голосовать только "за" или "против", а герусия могла отменить любое голосование, которое считала "нечестным". Изначально собрание контролировалось королями, но в более поздние годы им управляли эфоры, пять человек, которые избирались на годичный срок (и которым было запрещено избираться снова после).
Изначально эфоры были введены для наблюдения за действиями правительства, но, как и Совет десяти в Венеции, вскоре захватили власть себе. Их роль позволяла им тщательно проверять и наказывать любого в правительстве, кто, по их мнению, действовал незаконно, что часто приводило к тому, что эфоры злоупотребляли своим положением. К концу спартанского века эфоры контролировали деятельность королей и имели собственную тайную полицию.
3. Вавилон
Задолго до древней Греции Вавилонская империя простиралась по большей части Месопотамии, объединяя регион под единым правительством, которое могло бы легко противостоять могуществу Древнего Египта.
Сила вавилонян заключалась в их авторитарной, централизованной системе управления, которая ставила в приоритет эффективность. В центре их системы был король, которого считали богом на Земле и которому никто не мог противоречить. Король обеспечивал своё правление с помощью организованной бюрократической системы налогообложения, военной службы, переписи и записи всех товаров, созданных, проданных и хранящихся. Это поддерживалось большой элитной государственной службой, которая приводила всё в движение и была обязана своей властью королю.
Возможно, наиболее известным, однако, что создали вавилоняне, был свод законов. Законы, которые часто называют Кодексом Хаммурапи (названным в честь короля, который их ввёл), были написаны таким образом, чтобы "сильные не наносили вреда слабым" и "содействовали благосостоянию человечества", как считал сам Хаммурапи. В целом, свод состоял из около 280 отдельных законов, в большинстве из которых были определены обязанности людей, заключивших контракты, например, возложение на строителя ответственности за упавший дом или отстранение судьи, который изменил своё решение после того, как оно было принято и записано.
2. Священная Римская империя
За всю историю человечества лишь немногие правительства сравнивались со Священной Римской империей по сложности. Чтобы полностью объяснить правительство средневековой Германии, понадобился бы целый список, но в основе Священная Римская империя управлялась двумя отдельными органами: императором и рейхстагом.
Император правил всю жизнь, но в отличие от многих других средневековых монархий, положение не было наследственным. Вместо этого, после смерти императора, выборщики были обязаны избрать нового императора. На протяжении большей части истории империи выборщиками были архиепископы Майнца, Трира и Кельна, король Богемии, маргрейн Бранденбург, выборщик Саксонии и граф Рейн. Императору должно было быть не менее 18 лет, он должен был быть благородных кровей и иметь собственную землю в империи. Это означало, что, хотя это было редко, монархи других государств могли выдвигаться в качестве законных кандидатов на пост императора. В остальном император во многих отношениях был похож на церемониального главу государства: он представлял Германию за границей, но имел мало фактических дипломатических полномочий, он был высшим судьёй в империи, но мог осуществлять свою власть только в судах, он назначал чиновников, и у него был свой домашний персонал, и он мог отказать в своём согласии на принятие новых законов.
Рейхстаг был советом империи, состоящим из представителей всех её регионов. Рейхстаг служил по усмотрению императора до 1653 года, после чего новый член рейхстага должен был быть утверждён коллегией принцев и коллегией выборщиков (фактически другими членами и выборщиками).
Основным органом рейхстага был колледж принцев, который состоял из членов, называемых государствами империи. В первые дни государство империи было присоединено к определённой части земли – так что владелец этой земли мог пойти в рейхстаг в качестве представителя и использовать свой голос. Если было несколько владельцев этой земли (что становилось всё более распространённым явлением, когда землевладельцы делили свои земли между своими сыновьями после смерти), они должны были делить этот голос в рейхстаге. Это означало, что если бы кто-то владел разными частями земли вокруг империи, он мог бы в конечном итоге разделить несколько голосов в рейхстаге с разными людьми, не имея при этом ни единого голоса. Кроме того, император мог превратить отдельного человека в государство, дав ему право голоса, даже если он не имел земли – эта привилегия была отменена в 1653 году. Государство империи также имело несколько прав, таких как создание собственного совета и заключение собственных договоров со странами за пределами империи. Фактически, каждое государство империи было отдельной страной, которая отправляла один голос, но (иногда) несколько представителей в рейхстаг, в зависимости от того, кому принадлежала земля, которая составляла это государство. Кроме того, некоторые государства были специально определены как имеющие только один голос, который мог использовать только один человек, или разделяли голоса, которые могли быть разделены между землевладельцами государства.
Что ещё хуже, были также единицы, которые были больше и меньше, чем государства: у выборщиков был свой колледж в рейхстаге, где они имели гораздо большее влияние, чем предполагало их ничтожное количество (насчитывалось более 1000 государств империи), и были имперские города, независимые города-государства, которые были сгруппированы в скамьи, которые возглавлялись разными городами в разное время. Самым выдающимся городом обычно был город, в котором рейхстаг встречался в тот день. (У империи не было определённой столицы.) Права разных государств, избирателей и городов также различались в зависимости от того, принадлежали ли они представителю духовенства или представителю дворянства.
К счастью, весь этот ужас был прекращён Наполеоном в 1806 году, когда он создал Рейнский союз после битвы при Аустерлице.
1. Империя инков
На своём пике империя инков насчитывала более десяти миллионов человек. Несмотря на большое население, количество этнических инков было намного меньше. Империя объединила множество разных андских народов с совершенно разными культурами и языками в единый блок, которым управлял один человек – их король-бог, который был сыном их всемогущего бога солнца. Государство было высокоорганизованным и иерархическим, с королём во главе, за которым следовали его мёртвые предки, которые мумифицировались и сохранялись (и даже давали консультации по сложным ритуалам во времена кризиса). Непосредственно под королём был его совет из десяти семей, тесно связанных с королевской семьёй, который консультировал короля и помогал в управлении империей. Под ними был ещё один совет из десяти благородных семей инков, за которым следовал ещё один совет из десяти неинковских семей из других частей империи.
Под ними империя была разделена на 80 регионов, каждый из которых возглавлялся губернатором, задачей которого было администрирование его региона и обеспечение того, чтобы огромный объём данных, собранных империей от её народа, был надлежащим образом записан, сохранён и доставлен обратно в столицу. Чтобы гарантировать, что губернаторы оставались верными империи, их наследников доставляли в столицу инков в Куско, где их содержали под домашним арестом, а король и его союзники могли следить за ними.
Но самым необычным в империи инков было то, что, несмотря на большое население и чрезвычайно организованную бюрократию, в ней не было системы валюты или письменности. Правительство делало перепись каждый год, в которой, среди прочего, регистрировались рождения, смерти, браки, навыки и статусы отдельных работников, а также количество товаров в каждом регионе. Она использовалась для того, чтобы помочь центральному правительству принять решение о том, где реализовывать новые государственные проекты, где нужно распределять продукты питания, куда направлять рабочих (которые иногда продавались как товар) и так далее.
Они делали всё это, даже не имея письменного языка и несмотря на многочисленные культурные и языковые барьеры по всей своей империи, используя кипу, которая заключалась в завязывании узлов на верёвках. Эти верёвки позволяли инкам разработать довольно продвинутую кредитно-дебетовую систему, похожую на современную западную бухгалтерию, построенную на десятичной системе счисления, которую мы используем в математике во всём мире сегодня. Узлы кипы использовались для регистрации всего: от количества различных товаров на складах до расстояний, пройденных вражескими армиями. Поскольку система не полагалась на знание письменного языка для работы, её можно было использовать по всей империи, без необходимости изучать языки друг друга.
©
Но в прошлом многие дико отличающиеся типы правительств существовали бок о бок веками, и некоторые из них невообразимо отличались от того, как сегодня работают политики на Западе. Вот десять самых странных форм правления в истории.
10. Карфаген
На пике Карфаген был конкурентом ранней Римской империи и доминирующей морской державой древнего мира, контролируя торговлю на большей части Средиземноморья. Карфаген был первоначально заселён финикийскими колонистами из современной Иордании, но, в отличие от финикийцев, карфагеняне отвернулись от монархии и стали республикой в седьмом веке до нашей эры.
Главами государства были два суффета, которые, как и консульская система в Риме, избирались на 12-месячный срок и имели равную друг с другом власть. Под ними был сенат, состоявший из 200-300 человек, которые при отборе служили пожизненно. К сожалению, то, как их избирали, потеряно для истории.
Однако мы знаем, что сенат играл важную роль в карфагенском правительстве, и группы сенаторов были уполномочены управлять такими аспектами правительства, как поддержание религиозных объектов или сбор налогов. Также суффеты должны были консультироваться с сенатом по вопросам, касающимся государства. Сенат голосовал по этому вопросу, и если его решение не совпадало с двумя суффетами или если эти два суффета не соглашались друг с другом, вопрос решали народным собранием.
Народное собрание собиралось на рыночной площади в самом Карфагене, и любой мужчина города мог проголосовать. Поскольку голосование было открыто для любого явившегося гражданина (гражданами могли быть только мужчины), размеры собрания могли сильно отличаться. Народное собрание также, похоже, непосредственно избирало двух суффетов, что означает, что люди имели большое право голоса в том, как ими управляли, в древнем Карфагене. Однако, к сожалению, это означало, что люди из других частей Карфагенской империи не могли влиять на то, как ими управляют; возможно, именно поэтому, когда Рим, в конце концов, завоевал Карфаген, остальная часть империи не чувствовала желания отомстить за них.
9. Исландия
Когда в 850 году Исландия была заселена викингами, она была слишком далеко от центра власти, чтобы какой-либо король мог реально её контролировать. Результатом стала средневековая республика викингов, управляемая альтингом примерно с 930 года, что сделало её старейшим постоянно действующим парламентом в мире.
К 930 году население Исландии выросло до такой степени, что многие люди решили, что им нужен способ организовать свои собственные законы и отношение к людям за пределами Норвегии. Примерно в течение двух недель в июне каждого года (лучшее время для путешествий) альтинг проводил встречу в Тингведлире, чтобы обсудить вопросы права. Страна была разделена на 36 племён, каждое из которых отправляло к альтингу вождя и двух советников. Вожди, которых называли готи, были назначены людьми, которые жили в их племени, поэтому они обычно были людьми с самыми хорошими связями и наиболее любимыми в своём регионе.
Альтинг вёл законодатель, вождь, которого другие вожди избирали на три года. Законодатель фактически был живой конституцией Исландии, и он, и его советники должны были знать все законы Исландии наизусть. Он начинал альтинг, читая законы по памяти, а затем помогал облегчить дебаты между вождями, помогая им решать вопросы с помощью закона или создавать новые законы, если они были необходимы. Однако он обладал не большей властью, чем другой вождь, а в Исландии не было ни одного главы государства.
Однако альтинг был не просто встречей политиков – сотни людей со всей Исландии ездили на альтинг, чтобы торговать, устраивать вечеринки, встречаться со старыми друзьями и заключать или нарушать семейные альянсы или соглашения, такие как договорные браки или воспитание.
8. Венеция
В одной из самых долгоживущих республик в европейской истории, венецианцы впервые стали выбирать дожей, которые возглавляли их, в 727 году, и ими управляли выборные должностные лица до завоевания города в 1797 году, более 1000 лет спустя.
Венецианская система была настолько прочной, потому что в ней было много разных частей, каждая из которых обладала разным количеством власти и имела некоторый уровень влияния на другие – концепция, являющаяся неотъемлемой частью современной демократии. Дож был главой системы, назначался на всю жизнь и являлся де-факто правителем Венеции. Несмотря на это, его власть была ограничена во многих отношениях: дож не мог назвать своего преемника или даже предпочтительного преемника (чтобы помешать определённым семьям занять доминирующее положение), ему запрещали покидать Венецию, и всю его почту читал независимо избранный цензор, который докладывал всё общественности.
Системы, которые составляли венецианское правительство, со временем менялись, но наиболее важными были Collegio, совет из 40 человек из элитных семей, сенат, который управлял финансами и дипломатией, Совет трёх, который контролировал другие ветви власти, и великий канцлер, который управлял городской бюрократией. Все эти официальные лица избирались членами Великого Совета, который состоял из 1000 человек, выбранных из списка 180 великих семей; они сделали Венецию олигархией, а не подлинной демократией. Чтобы ещё больше усложнить ситуацию, некоторым людям разрешали быть членами нескольких государственных органов одновременно.
Ничто так не усложняет сумасшедшую венецианскую систему, как то, как они избирали дожа: сначала 30 членов Великого Совета выбирали случайным образом, а затем случайным образом сокращали их количество до девяти. Эти девять выбирали ещё 40 членов Великого Совета, количество которых случайным образом сокращали до 12. Эти 12 выбирали 25, количество которых сокращали до девяти. Эти девять затем выбирали 45 членов, количество которых сокращали до 11, и эти 11 выбирали 41, которые избирали дожа большинством голосов. Окончательное число первоначально равнялось 40, но было увеличено до 41 после ничьей в 1229 году.
В конечном итоге система Венеции была свергнута введением Совета десяти около 1310 года. Первоначально созданный для наблюдения за другими органами и предотвращения чрезмерного захвата власти ими, он со временем захватывал всё больше власти для себя и даже имел собственную тайную полицию. К 1600 году Венеция фактически стала диктатурой.
7. Флоренция
В конце 1200-х многие северные итальянские города отказались от правления богатых дворян и вместо этого обратились к правлению пополо, и Флоренция от них не отличалась. В 1293 году в городе были приняты «Постановления о правосудии», которые не позволили 152 дворянским семьям занимать политические посты. С тех пор правили люди.
Конечно, это было не так просто. Хотя правительство больше не ограничивалось дворянством, которое было частью пополо, гражданин должен был быть членом одной из семи главных гильдий города (судьи, торговцы тканями, ростовщики, торговцы шёлком, врачи, торговцы шерстью и торговцы мехом); члены пяти малых гильдий (мясники, сапожники, кузнецы, каменщики и торговцы старьём) также имели меньший статус в пополо.
Вместе они избирали синьорию, которая служила всего два месяца и была высшей властью в городе. Синьорию возглавлял гонфалионер, член синьории, который был выбран случайным образом. Синьория встречалась каждый день в Палаццо делла Синьори (сегодня известное как Палаццо Веккьо), где они обсуждали правительственные вопросы и принимали решение о принятии закона, который затем должны были рассмотреть Двенадцать Хороших Людей.
Двухмесячный срок полномочий привёл к острому интересу к политике и многим фракционным конфликтам, главным образом потому, что власть всегда была в пределах досягаемости любого начинающего политика. На протяжении большей части истории республики в политике доминировал антагонизм (а иногда и прямые гражданские войны) между гвельфами, которые поддерживали папу, и гибеллинами, которые поддерживали германского императора. В 1498 году срок полномочий гонфалионеров был продлён до пожизненного срока, после чего во Флоренции господствовало правление членов семьи Медичи, которые в конечном итоге стали наследственными правителями герцогства Флоренции в 1533 году, положив конец республиканскому правительству.
6. Новгородская Республика
В то время как Новгородом всегда правил князь, вече обладало наибольшей властью. Вече фактически состояло из каждого мужчины города и принимало правительственные решения посредством массовых собраний, на которых люди голосовали по актуальным вопросам. Вече мог созвать любой свободный городской человек, позвонив в колокол вече на городской площади, что становилось официальным сигналом для всех заинтересованных граждан собраться на площади и участвовать в демократии.
Князь оставался главой государства, но он был строго ограничен конституцией, введённой вече: князю было запрещено заниматься коммерцией, например, и он не мог владеть землёй или иметь личную армию более чем из 50 человек. Кроме князя, вече избирало посадника (мэра) и тысяцкого (командира милиции), которые отвечали за повседневное управление.
По мере роста и влияния Новгорода правительство становилось всё более развитым: к 1291 году государством управляла палата общин, в состав которой входили архиепископ, представитель князя, посадники и тысяцкий Новгорода, а также посадники других областей республики за пределами города. Новгород был разделён на пять вече, каждое из которых избирало своего собственного посадника. Территории, принадлежавшие республике за пределами города, также были разделены на пять областей, каждая из которых имела своего собственного посадника.
Конец республики в конечном итоге пришел извне, из Великого княжества Московского (оно же Москва), их древнего соперника. Сила Великого княжества Московского увеличивалась в течение 14 и 15 веков, пока в 1478 году московский князь и его армия не покорили Новгород и не сняли колокол вече, официально покончив с республикой.
5. Конфедерация ирокезов
Конфедерация ирокезов представляла собой союз пяти, а затем и шести индейских племён, которые жили в районе штата Нью-Йорк до прибытия первых европейских колонистов. Первоначально они были врагами, но их объединяла полулегендарная фигура Гайавата, которая поощряла племена работать вместе и не нападать друг на друга, вместо этого помогая друг другу бороться со своими врагами.
Договорённость скоро стала основой для правительства. Поскольку общество ирокезов было матриархальным, отдельные кланы и семьи возглавлялись матерями кланов. Каждая мать клана выбирала вождя для отправки в совет ирокезов, который состоял из 50 вождей. Решения совета должны были быть единогласными, поэтому никаких действий не предпринималось, пока все 50 руководителей не были убеждены в поддержке.
Со временем ирокезское соглашение закрепилось в Великом Законе Мира, который был разделён на 117 отдельных статей, регулирующих всё, от религиозных и государственных церемоний, которые помогали укрепить чувство единства между шестью племенами, до защиты индивидуальных свобод и концепции отдельных полномочий. Это была очень сложная конституция. Её идеи повлияли на разработку Конституции США, в частности, на Олбанский план Бенджамина Франклина. В 1748 году вожди ирокезов предложили преподавать свои демократические принципы британским колонистам.
Конфедерация закончилась в 1784 году короткой, но разрушительной войной с Соединёнными Штатами. Два племени решили переехать в Британскую Канаду для защиты, одно переехало в резервацию в Висконсине, а еще три были перевезены в резервации в Нью-Йорке, где они и остаются сегодня.
4. Спарта
В прошлом не было ничего необычного в том, что страной управляет один король или королева. Однако гораздо более необычной была страна, в которой одновременно управляли два разных короля из совершенно разных семей, но именно эту систему использовали спартанцы.
Эти два короля были также священниками Зевса, что делало их особенно важными в религиозной структуре города-государства. Во время войны один из королей вёл армию в бой, и он имел почти неограниченную власть над солдатами. В то время как в самом городе короли имели удивительно небольшое влияние на государственные дела: это было зарезервировано для герусии, совета старейшин.
Герусия состояла из 28 старейшин и двух королей. Каждому старейшине должно было быть не менее 60 лет. Они были избраны людьми путём голосования – выбирали кандидата, получившего самое громкое голосование, после чего он занимал положение пожизненно. Герусия главным образом существовала, чтобы консультировать королей по вопросам правительства и регулировать споры между другими спартанцами – совет был также верховным судом Спарты.
За предложенные изменения закона голосовало народное собрание, которое собиралось раз в месяц и в котором участвовал каждый мужчина-спартанец старше 30 лет. Однако, в отличие от других греческих демократий, ассамблея имела очень мало власти: ей не разрешалось обсуждать вопросы, она могла голосовать только "за" или "против", а герусия могла отменить любое голосование, которое считала "нечестным". Изначально собрание контролировалось королями, но в более поздние годы им управляли эфоры, пять человек, которые избирались на годичный срок (и которым было запрещено избираться снова после).
Изначально эфоры были введены для наблюдения за действиями правительства, но, как и Совет десяти в Венеции, вскоре захватили власть себе. Их роль позволяла им тщательно проверять и наказывать любого в правительстве, кто, по их мнению, действовал незаконно, что часто приводило к тому, что эфоры злоупотребляли своим положением. К концу спартанского века эфоры контролировали деятельность королей и имели собственную тайную полицию.
3. Вавилон
Задолго до древней Греции Вавилонская империя простиралась по большей части Месопотамии, объединяя регион под единым правительством, которое могло бы легко противостоять могуществу Древнего Египта.
Сила вавилонян заключалась в их авторитарной, централизованной системе управления, которая ставила в приоритет эффективность. В центре их системы был король, которого считали богом на Земле и которому никто не мог противоречить. Король обеспечивал своё правление с помощью организованной бюрократической системы налогообложения, военной службы, переписи и записи всех товаров, созданных, проданных и хранящихся. Это поддерживалось большой элитной государственной службой, которая приводила всё в движение и была обязана своей властью королю.
Возможно, наиболее известным, однако, что создали вавилоняне, был свод законов. Законы, которые часто называют Кодексом Хаммурапи (названным в честь короля, который их ввёл), были написаны таким образом, чтобы "сильные не наносили вреда слабым" и "содействовали благосостоянию человечества", как считал сам Хаммурапи. В целом, свод состоял из около 280 отдельных законов, в большинстве из которых были определены обязанности людей, заключивших контракты, например, возложение на строителя ответственности за упавший дом или отстранение судьи, который изменил своё решение после того, как оно было принято и записано.
2. Священная Римская империя
За всю историю человечества лишь немногие правительства сравнивались со Священной Римской империей по сложности. Чтобы полностью объяснить правительство средневековой Германии, понадобился бы целый список, но в основе Священная Римская империя управлялась двумя отдельными органами: императором и рейхстагом.
Император правил всю жизнь, но в отличие от многих других средневековых монархий, положение не было наследственным. Вместо этого, после смерти императора, выборщики были обязаны избрать нового императора. На протяжении большей части истории империи выборщиками были архиепископы Майнца, Трира и Кельна, король Богемии, маргрейн Бранденбург, выборщик Саксонии и граф Рейн. Императору должно было быть не менее 18 лет, он должен был быть благородных кровей и иметь собственную землю в империи. Это означало, что, хотя это было редко, монархи других государств могли выдвигаться в качестве законных кандидатов на пост императора. В остальном император во многих отношениях был похож на церемониального главу государства: он представлял Германию за границей, но имел мало фактических дипломатических полномочий, он был высшим судьёй в империи, но мог осуществлять свою власть только в судах, он назначал чиновников, и у него был свой домашний персонал, и он мог отказать в своём согласии на принятие новых законов.
Рейхстаг был советом империи, состоящим из представителей всех её регионов. Рейхстаг служил по усмотрению императора до 1653 года, после чего новый член рейхстага должен был быть утверждён коллегией принцев и коллегией выборщиков (фактически другими членами и выборщиками).
Основным органом рейхстага был колледж принцев, который состоял из членов, называемых государствами империи. В первые дни государство империи было присоединено к определённой части земли – так что владелец этой земли мог пойти в рейхстаг в качестве представителя и использовать свой голос. Если было несколько владельцев этой земли (что становилось всё более распространённым явлением, когда землевладельцы делили свои земли между своими сыновьями после смерти), они должны были делить этот голос в рейхстаге. Это означало, что если бы кто-то владел разными частями земли вокруг империи, он мог бы в конечном итоге разделить несколько голосов в рейхстаге с разными людьми, не имея при этом ни единого голоса. Кроме того, император мог превратить отдельного человека в государство, дав ему право голоса, даже если он не имел земли – эта привилегия была отменена в 1653 году. Государство империи также имело несколько прав, таких как создание собственного совета и заключение собственных договоров со странами за пределами империи. Фактически, каждое государство империи было отдельной страной, которая отправляла один голос, но (иногда) несколько представителей в рейхстаг, в зависимости от того, кому принадлежала земля, которая составляла это государство. Кроме того, некоторые государства были специально определены как имеющие только один голос, который мог использовать только один человек, или разделяли голоса, которые могли быть разделены между землевладельцами государства.
Что ещё хуже, были также единицы, которые были больше и меньше, чем государства: у выборщиков был свой колледж в рейхстаге, где они имели гораздо большее влияние, чем предполагало их ничтожное количество (насчитывалось более 1000 государств империи), и были имперские города, независимые города-государства, которые были сгруппированы в скамьи, которые возглавлялись разными городами в разное время. Самым выдающимся городом обычно был город, в котором рейхстаг встречался в тот день. (У империи не было определённой столицы.) Права разных государств, избирателей и городов также различались в зависимости от того, принадлежали ли они представителю духовенства или представителю дворянства.
К счастью, весь этот ужас был прекращён Наполеоном в 1806 году, когда он создал Рейнский союз после битвы при Аустерлице.
1. Империя инков
На своём пике империя инков насчитывала более десяти миллионов человек. Несмотря на большое население, количество этнических инков было намного меньше. Империя объединила множество разных андских народов с совершенно разными культурами и языками в единый блок, которым управлял один человек – их король-бог, который был сыном их всемогущего бога солнца. Государство было высокоорганизованным и иерархическим, с королём во главе, за которым следовали его мёртвые предки, которые мумифицировались и сохранялись (и даже давали консультации по сложным ритуалам во времена кризиса). Непосредственно под королём был его совет из десяти семей, тесно связанных с королевской семьёй, который консультировал короля и помогал в управлении империей. Под ними был ещё один совет из десяти благородных семей инков, за которым следовал ещё один совет из десяти неинковских семей из других частей империи.
Под ними империя была разделена на 80 регионов, каждый из которых возглавлялся губернатором, задачей которого было администрирование его региона и обеспечение того, чтобы огромный объём данных, собранных империей от её народа, был надлежащим образом записан, сохранён и доставлен обратно в столицу. Чтобы гарантировать, что губернаторы оставались верными империи, их наследников доставляли в столицу инков в Куско, где их содержали под домашним арестом, а король и его союзники могли следить за ними.
Но самым необычным в империи инков было то, что, несмотря на большое население и чрезвычайно организованную бюрократию, в ней не было системы валюты или письменности. Правительство делало перепись каждый год, в которой, среди прочего, регистрировались рождения, смерти, браки, навыки и статусы отдельных работников, а также количество товаров в каждом регионе. Она использовалась для того, чтобы помочь центральному правительству принять решение о том, где реализовывать новые государственные проекты, где нужно распределять продукты питания, куда направлять рабочих (которые иногда продавались как товар) и так далее.
Они делали всё это, даже не имея письменного языка и несмотря на многочисленные культурные и языковые барьеры по всей своей империи, используя кипу, которая заключалась в завязывании узлов на верёвках. Эти верёвки позволяли инкам разработать довольно продвинутую кредитно-дебетовую систему, похожую на современную западную бухгалтерию, построенную на десятичной системе счисления, которую мы используем в математике во всём мире сегодня. Узлы кипы использовались для регистрации всего: от количества различных товаров на складах до расстояний, пройденных вражескими армиями. Поскольку система не полагалась на знание письменного языка для работы, её можно было использовать по всей империи, без необходимости изучать языки друг друга.
©
Взято: dymontiger.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]