Немцы - такие артисты. Октябрь.
18.05.2019 401 0 0 oper-1974

Немцы - такие артисты. Октябрь.

---
0
В закладки
      "До прихода в Муравьи наша артиллерия мало беспокоила немцев. Вели они себя нагло до примитивности. Переоденутся в женское платье и ходят на открытой местности по одному или небольшой группой из 2-3 человек, изучая наш восточный берег Волхова.
       Но в стереотрубу, да и в бинокль порою видно все мужские приемы в поведении: военная выправка, резкие движения, широкий шаг, иногда использование бинокля, повышенный интерес только к нашей восточной стороне, а сверху просторное женское платье, что-то сродни сарафану, оставалось только еще закурить, но чего не было, того не было. Эти фигуры в женском обличии не курили.
     Кроме листовок немцы вели здесь и наглядную агитацию. Так, напротив Кирилловки, что слева от нас на западном берегу Волхова, около Германова был отдельно стоящий новенький аккуратный одноэтажный домик с достаточно высоким крыльцом на север.
     Где-то в полдень на крыльцо выходила женщина, одетая в белое платье, прямо-таки по-праздничному. В руках у нее было что-то - или таз или лукошко с зерном, из которого она, не сходя с крыльца, бросала зерно горстями вразброс на землю. Со всех сторон к ней сбегались белые куры и торопливо его клевали.
     Недалеко от этого дома был построен тоже аккуратненький курятник. Других строений не было. Покормив кур, женщина удалялась в дом. Через два часа все повторялось с немецкой пунктуальностью.
    В других населенных пунктах, занятых противником, и на местности, которая примыкала к дому с курами, а все просматривалось в глубину и по фронту на несколько километров, не то что дома с курами, но и ни одной курицы ни я, ни разведчики мои не видели. Вот так немцы "топорно" демонстрировали "счастливую" жизнь наших граждан на территории, занятой ими.
Когда наступила пора убирать картофель, немцы демонстрировали нам свою помощь местному населению в уборке урожая.


     Напротив Муравьев на западном берегу Волхова расположен населенный пункт Жарки. Левее от нас, или южнее Жарков метров на 200, на самом берегу росла небольшая и негустая сосновая роща, в которой просматривался крепкий блиндаж. Между Жарками и рощей - картофельное поле.
     И вот на этом поле, которое нам прекрасно видно, идет уборка картофеля. Неказистый мужичок, наверное, в армию по здоровью не взяли или года вышли, на нашей лошаденке, тоже негожей для армии, что мои конники враз определили на глаз, выпахивает ряды картошки.
     А женщины, уже в рабочей полевой одежде, и солдаты противника в своей форменной одежде, без оружия (это уже для нас, чтобы видели, как они дружно и согласно работают) помогают бескорыстно нашим солдатикам и вдовам убирать урожай. Вот такая показуха для нас разыгрывалась.
     Я решил эту наглядную агитацию прервать, тем более шрапнель на батарее была. На поражение не переходил, ведь перед нами ни в чем неповинные женщины, а немцы меряют на свой аршин, то есть они бы били на поражение.
    Первый контрольный выстрел произвел небольшим "журавликом". "Журавлем" называется у артиллеристов такой разрыв, когда стакан со шрапнелью рвется высоко над головой, не причиняя вреда. Увидев разрыв, "работнички" показуху, то есть уборку урожая, прекратили и завертели головами во все стороны.
       Увеличиваю трубку, чтобы снаряд полетел по той же траектории, но разрыв шрапнели произойдет ниже и несколько дальше уже неработающих в поле. Скомандовал: "Один снаряд, взводом огонь!". Два разрыва шрапнели разорвались дальше метров на 150.
      Первыми к блиндажу в сосновой роще рванули "бравые" вояки, чуть не топча друг друга. Затем неказистый мужичок с такой же лошадью и плугом спрятался за строениями в Жарках. А последними, как утицы вперевалку, затрусили женщины, выдавая бегом свой уже не молодой возраст.
    Выждав, когда женщины добегут до блиндажа в роще и спрячутся в нем, где давно уже сидят солдаты-завоеватели, дал для острастки два снаряда по роще. После этого такого рода показуха прекратилась.
    А вскоре пришлось разогнать и весь курятник с его "хозяйкой". Зато фрицы расшумелись, и огонь их батарей на наши головы усилился.
      Наша пехота где-то раздобыла патефон и иногда, когда стемнеет, ставили его на берегу у самого Волхова, заведут пластинку, а сами идут в укрытие. По воде музыку хорошо слышно. Немцы слушают со вниманием, никто не стреляет. Но вот музыка кончилась, и они открывают шквальный огонь.
    Только успевай засекать их цели, так как в сумерках хорошо видны вспышки огня из стреляющего оружия. Сначала бьют по предполагаемому месту нахождения патефона, потом переносят по нам, то есть по Муравьям, а нам приходилось прятаться.
    Особенно немцы любили слушать "Катюшу". Тишина была, пока эта песня лилась по Волхову, абсолютная. И когда "Катюша" заканчивалась, то и стреляли они меньше, чем после других песен. Попасть же в патефон было трудно, и он сравнительно долго помогал нам развлекаться, а противника заставлял почти попусту тратить боеприпасы. Наши бойцы от патефона уходили в укрытие.
    Со временем вода в воронке стала портиться, но мы продолжали ею пользоваться для умывания и приготовления пищи. Сначала она стала кисленькой, а затем с какими-то противными примесями на вкус и даже запах.
     Послал одного красноармейца к пулеметчикам выяснить, откуда они воду берут и почему из нашей воронки не пьют? Выяснилось, что они берут воду из другой воронки, которая хоть и подальше расположена, но вода в ней хорошая. А из нашей воронки они не берут потому, что еще в конце августа или начале сентября в ней своих двух убитых захоронили. Таким образом, мы пили эту воду месяца полтора. Пришлось и нам брать воду из воронки пулеметчиков.
++++++++++++++++
     Однажды я пришел на огневую позицию батареи и вижу у старшины С. О. Виноградова нового ездового, фактически помощника старшины. Разбитной такой человек лет 27, сообразительный.
     Подошел я к старшине и говорю, что рано ему еще обзаводиться такими помощниками. У меня разведчиков мало, а тут смотри какой молодец-удалец, разведчик, да и только.
       Обращаюсь к Лебедеву: "В разведчики пойдете?". Вижу, немного замялся, но через небольшую паузу согласился. Так наш взвод пополнился, как выяснилось позже, очень хорошим человеком и разведчиком.
     В кадровой армии он не служил. Но воевал в финскую войну, где был награжден орденом "Красной Звезды", освобождал западные Украину и Белоруссию. Был веселым человеком, всегда поднимал настроение бойцов, а на войне такой человек - клад. Всегда что-нибудь находил нужное и приносил на батарею.
     Противник в те дни обычно производил артиллерийский обстрел в одно и то же время, по одним и тем же местам. Зная этот график, можно было выбрать период затишья для безопасного прохода на огневую позицию батареи, что мы и делали, тем самым избегая потери людей.
       На нашем участке обороны обстрел начинался в 9.00 с Муравьев, то есть там, где мы занимали оборону. Затем он переносился в направлении деревни Никитино, по опушке леса, где уже никого не было, и последний налет правее второго метров на 700 и в глубине леса метров на 200, где тоже не было наших.
     Затем все обстрелы прекращались до 14.00 и начинались так же по тем же участкам. Примерно с 11.00 до 14.00 можно было ходить, не опасаясь налетов.
    В дальнейшем, когда мы немножко "разбогатели" снарядами и начали существенно беспокоить противника, педантичный график обстрелов был нарушен и, если не принять меры маскировки, то немедленно снаряд противника прилетит к вам в "гости".
+++++++++++++++++++++
       Стали с большей результативностью работать разведчики стрелковых подразделений, добывая "языков" и тем самым пополняя наши сведения о противнике, в том числе и об огневых позициях врага.
     Все эти данные позволяли укреплять наше противостояние противнику. Например, артиллеристы уже знали, куда в случае реальной угрозы наступления врага нужно в первую очередь направить артиллерийский огонь.
     Стойкость воинов 305-й стрелковой дивизии не оставила противнику никаких надежд на прорыв в направлении Новгород - Москва и достижения каких-либо успехов на рубеже Новгород - реки Малый Волховец, Волхов, Муравьи и Дубровка включительно.
     Тогда противник активизировал свои действия на рубеже обороны нашего правого соседа - 267-й стрелковой дивизии. Он предпринял меры к дестабилизации ее обороны, развернул пропагандистскую деятельность: вел агитацию через громкоговорители и листовки, призывая, как он выражался, "братьев черниговцев" прекратить боевые действия и сдаться в плен, обещая им отправку на родину.
     В листовках, которые забрасывались с самолетов, говорилось, что в Черниговской области идет передел земель колхозов крестьянам под лозунгом: "Свободолюбивому крестьянину - своя земля". Воинам-крестьянам нужно поторопиться, чтобы не остаться без земли.
        Несмотря на всю лживость этих листовок, отдельные группы людей начали перебегать к немцам, слепо поверив этим обещаниям. Конечно, эти отдельные перебежчики особого урона 267-й стрелковой дивизии не нанесли, но скидывать со счета этот факт нельзя.
+++++++++++++++++++
       Противник, в свою очередь, пополнил свои ряды новыми силами двух дивизий, переброшенных с других фронтов, и в середине октября 1941 года форсировал р. Волхов на рубеже обороны 267-й стрелковой дивизии. Дела нашего правого соседа шли плохо, а точнее, хуже некуда.
     Противник смял боевые порядки 267-й стрелковой дивизии, нанес удар в направлении Малой Вишеры, взял ее 24 октября и нанес вспомогательный удар на захват правобережья р. Волхов в направлении Новгорода. 848-й стрелковый полк 267-й стрелковой дивизии под натиском превосходящих сил противника был вынужден оставить населенные пункты Шевелево, Змейское и Посад. Предпринятые попытки восстановить положение успеха не имели.
     305-я стрелковая дивизия получила задачу: сдержать продвижение противника на правом фланге, измотать его силы и остановить дальнейшее продвижение. С этой целью из-под Новгорода в полосу обороны 267-й стрелковой дивизии были переведены 1002-й и 1004-й стрелковые полки.
       Ведя активные бои, подразделения 305 стрелковой дивизии наносили ощутимые удары по наступающим частям противника и сумели их остановить на рубеже Дубровки, Никитино и далее на северо-восток к Посаду.
++++++++++++++++++++
     В то время очевидцы событий рассказывали о боях подразделений 305-й стрелковой дивизии. Наши бойцы заняли оборону на одном из участков, никаких оборонительных сооружений не сделано, они даже не успели окопаться.
     Показалась колонна немцев, идущих по дороге. Впереди идет офицер в белых перчатках. С нашей стороны при подходе колонны начались одиночные винтовочные выстрелы. Офицер снял с правой руки белую перчатку, переложил ее в левую, и начал махать по очереди руками: то левой влево, то правой вправо.
     Колонна начинает разворачиваться в цепь и ускорять шаг. Офицер падает - убит. Из цепи выскакивает другой офицер и начинает, как и первый, махать руками. И в это время два "Максима" ударили по колонне. Основная масса противника была перебита, а оставшиеся в живых обратились в бегство.
     Примерно такая же ситуация была и с нашей стороны. Из разрозненных неорганизованных групп 267-й стрелковой дивизии и части бойцов 305-й стрелковой дивизии сформировали батальон, в который послали 26 командиров и политработников, в основном из 305-й стрелковой дивизии.
     Перед батальоном поставили задачу: остановить наступающего противника и вернуть утраченный рубеж. Двадцать шесть командиров и политработников поднялись в атаку, и их всех перебили немцы из стрелкового оружия, а из лежащих бойцов этого батальона никто не поднялся.
      Тогда еще командиры и политработники должны были идти впереди наступающих цепей. Лишь позже, когда было потеряно много командного состава, был издан приказ, по которому впереди идут младшие командиры с бойцами, а средние командиры идут за своими подразделениями и руководят боем. А батальон, о котором идет речь, был пополнен командирами и политработниками из резерва и занял оборону правее Никитино." - из воспоминаний командира 5-й батареи 830-го ап 305-й сд А.Доброва.


Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию


Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

Немцы - такие артисты. Октябрь. дивизии, стрелковой, противника, когда, немцы, нашей, обороны, берегу, такой, метров, женщины, огонь, направлении, Волхова, воронки, рубеже, командиры, только, бойцов, агитацию

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]