Что вам известно про ажурный дом в Москве?
---
Обожаю архитектуру, всякие подробности, секретики. Начинаешь по-другому смотреть на объект, больше ценить его, относиться с уважением.
Ажурный дом, он же дом-аккордеон - необычное здание на Ленинградском проспекте. Проект разрабатывался, как вариант типовой застройки. Теперь это памятник экспериментального жилищного строительства, объект культурного наследия России. Можно осмотреть дом снаружи, но хочется и внутри тоже. Не все жильцы рады такому вниманию и пресекают попытки проникновения в подъезд. Есть легальный способ.
Скульптуры на пилонах ворот рядом с домом. Предполагаю, что раньше была ограда, в настоящее время ее нет, как и самих ворот. Издалека мне показалось, что кони похожи на питерские статуи Клодта. Подошла рассмотреть. Оказалось, не показалось. "Диоскуры, укрощающие коней" - точные копии скульптур на Аничковом мосту, выполненные внуком знаменитого скульптора по эскизам. Оригиналы созданы в 1841 году, в Москве эти композиции установлены в 1899-м, на пьедесталах римскими цифрами написано MDCCCXCIX. Причем тут кони? Беговая аллея ведет прямо к ипподрому.
Еще один "лошадиный" объект - конюшни Манташева. Стиль - венское барокко. Особняк построен по проекту армянского архитектора Аршака Измирова в 1909-1911 годах. Как ни странно, он имеет связь с Ажурным домом.
История такая. Жил-был нефтяной магнат Александр Манташев, занимался бизнесом и благотворительностью. Жертвовал средства на строительство храмов и учебных заведений, выделял стипендии для обучения одаренных студентов за границей. Был у него сын Левон (иногда пишут Леон) - картежник, любитель скачек и лошадей. Он-то и построил шикарные конюшни. На фасаде можно видеть вензель - ЛМ. Справа и слева к особняку прилегали два флигеля (не сохранились), сзади на параллельной улице симметрично стояло второе здание, пространство между ними занимали конюшни. В 1990-е годы там располагался гараж и автосервис, сейчас вроде одумались и решили реставрировать.
Так вот, ассистентами Аршака Измирова были братья Веснины. Три молодых талантливых архитектора, которые впоследствии прославились в эпоху конструктивизма. Александр Веснин был преподавателем архитектора Андрея Бурова, по проекту которого построен Ажурный дом.
Еще пару слов про конюшни и Левона Манташева. Строительство закончено незадолго до революции. Состояние, нажитое отцом, сын прокутил, причем несколько раз. Он проиграл наследство, вернул его и проиграл снова. После прихода к власти большевиков, нефтяные скважины были национализированы. Левон Манташев эмигрировал во Францию.
Вернемся к главному герою дня - Ажурному дому. Он построен в 1936-1940 годах. Иногда его называют "Домом Бурова". Хотя на табличке указан второй автор - Борис Блохин.
Андрей Буров учился во ВХУТЕМАС - художественном ВУЗе тех времен. Сильное влияние на его взгляды оказали педагоги Веснин и Фаворский. Про Александра Веснина уже упоминала. Владимир Фаворский - признанный классик книжной иллюстрации, художник мирового масштаба. А кумиром Бурова тогда был архитектор Жолтовский. Благодаря знанию французского, Бурову довелось познакомиться с великим Ле Корбюзье, которого он сопровождал в качестве переводчика. В общем окружение представляете. Также Буров дружил с режиссером-авангардистом Сергеем Эйзенштейном и создавал декорации для его фильмов.
В 1917 году случилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, к власти пришли большевики. Дальше, как в песне: мы наш, мы новый мир построим. После смены идеологии, нужно было что-то новое в архитектуре. Возник конструктивизм. Это авангардистское направление, которое появилось еще до Революции, просто в 1920-е годы оно "дозрело".
Буров разрабатывает типовые проекты школ и домов культуры - двух важных учреждений того периода. Нужно было повышать грамотность и культуру населения. Как живет простой человек? В основном "работа-дом, дом-работа". Раньше по выходным ходили в церковь. После революции место церкви занял Дом Культуры. Там был кинотеатр, концертный зал, библиотека. Это способствовало просвещению масс.
В 1932 году авангардные течения запрещают. Официально это называется "Рационализация творческих объединений". Многие архитекторы перешли в классицизм. Буров едет в Италию - колыбель мировой архитектуры. После возвращения строит дом Наркомлеса и еще несколько жилых зданий такого типа. Оказывается Челябинский тракторный завод - тоже проект Бурова. Причем производство было куплено в Америке! Буров побывал в США, увидел американский образ жизни: дороги, мотели, дайнеры, вот это вот все. Считается, что именно архитектура мотелей послужила вдохновением для Ажурного дома. Обычный американский мотель - это здание в форме буквы П. Здесь так же.
В данном проекте Буров использовал экспериментальную методику типового строительства. Впервые дом был построен из блоков. Он не имеет каркаса, блоки держат сами себя. Их изготовление по универсальным шаблонам на заводе не требовало оштукатуривания на месте, что ускоряло строительство и позволяло вести работы круглогодично. Однако не обошлось без ошибок. Например, для облегчения конструкции была добавлена деревянная стружка, в результате чего дом получил хорошую слышимость. Говорят, чихнешь у себя в квартире, а соседи говорят "Будь здоров". Слышно даже, как газету переворачивают.
Входишь в подъезд и замираешь в под впечатлением от объема. Очень просторно. На первом этаже квартир нет, по проекту там предполагались столовая, продуктовый магазин, служба быта и ясли. Но дело близилось к войне, и планы остались нереализованными.
В подъезде сохранилась метлахская плитка. Записала термин, спросила у Яндекса, что это означает. Название пошло от немецкого города Метлах. Плитка изготавливалась из разноцветного фарфора и применялась, в основном, при отделке дворцов, она также называется "викторианской". Дальше в коридорах Ажурного дома паркет, он виден на следующих фотографиях.
В доме один парадный подъезд со стороны Ленинградского проспекта и два выхода во двор. Квартиры небольшие: однокомнатная - 40 квадратных метров, двухкомнатная - 55 квадратных метров, трехкомнатная - 80 квадратных метров. Санузел совмещенный. Кухни по 4-5 квадратных метров. Они чисто номинальны, ведь внизу столовая. Это тоже отсылка к американскому образу жизни, который Буров подсмотрел в США.
Гарри Гудини. По-моему это прекрасно.
Зато в доме огромные общественные пространства. На лестничной площадке можно играть в домино, петь песни под гитару или накрыть стол на Новый год. А еще в квартирах потолки 3,20 метра.
По коридору можно ездить на велосипеде. Кроме шуток. Он просторный и длинный. В Ажурном доме 90 квартир, по 18 на каждом этаже. Этажей шесть: пять жилых и один цокольный, где вся инфраструктура. Вообще, дом строился для обычных советских граждан, однако квартиры в нем получила элита.
Объявление написано с юмором. Неужели в подъезде курят?! Запаха застарелого табачного дыма я не почувствовала. Надеюсь, это осталось с прежних времен.
А теперь, внимание, мусоропровод! Напоминаю, это 1930-е годы!!! Их в доме два, в правом и левом крыле. Каждый находится в отдельной комнатке за дверью.
Мы входили через парадный подъезд, а вышли во двор. Что касается разводов на панелях, здесь они хорошо видны, есть легенда, что на заводе в бетон уронили банку с краской. Буров увидел, ему понравилось. Получилась имитация мрамора.
Ажурные решетки на фасаде в виде растительных орнаментов скрывают балконы-кладовые. Вообще это декоративный элемент, однако одновременно он скрывает хлам, который там хранится. А то поедут высокопоставленные лица по Ленинградскому проспекту, некрасиво будет. Больше всего повезло тем, у кого окна выходят во двор, там нет пыли и копоти от автомобилей, достаточно тихо. Кстати, декор решеток выполнен по эскизам художника Владимира Фаворского, того самого.
В Москве есть еще три блочных дома Бурова: два на Большой Полянке (дом 4 и дом 11), на Бережковской набережной и уже упомянутый дом, построенный для Наркомата лесной промышленности (Тверская, 25). Одной из важнейших построек Бурова является Центральный Московский ипподром.
После возвращения из Италии Буров устроился в журнал СА (Современная Архитектура). Вторую часть жизни он занимался химией, был председателем лаборатории анизотропных материалов, лично получил 27 патентов!
По соседству с Ажурным домом есть еще один уникальный жилой дом - так называемый Дом на ножках, он же Дом авиаторов. О нем расскажу в следующем посте.
Это была экскурсия в рамках проекта "Москва глазами инженера", вот описание - Нетиповые жилые дома: Ажурный дом и Дом на ножках. Ее ведет Александр Ермолин. Впервые я попала к нему случайно, в этот раз выбрала его экскурсию намеренно. Человек любит Москву, много путешествует и просто фанатеет от архитектуры.
Москва глазами инженера в соцсетях:
Facebook - facebook.com/moscoweng
Вконтакте - vk.com/moscoweng
Instagram - @engineer-history.ru
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Facebook / Youtube / Одноклассники / Tripadvisor / Дзен
Поделитесь постом с друзьями
Ажурный дом, он же дом-аккордеон - необычное здание на Ленинградском проспекте. Проект разрабатывался, как вариант типовой застройки. Теперь это памятник экспериментального жилищного строительства, объект культурного наследия России. Можно осмотреть дом снаружи, но хочется и внутри тоже. Не все жильцы рады такому вниманию и пресекают попытки проникновения в подъезд. Есть легальный способ.
Скульптуры на пилонах ворот рядом с домом. Предполагаю, что раньше была ограда, в настоящее время ее нет, как и самих ворот. Издалека мне показалось, что кони похожи на питерские статуи Клодта. Подошла рассмотреть. Оказалось, не показалось. "Диоскуры, укрощающие коней" - точные копии скульптур на Аничковом мосту, выполненные внуком знаменитого скульптора по эскизам. Оригиналы созданы в 1841 году, в Москве эти композиции установлены в 1899-м, на пьедесталах римскими цифрами написано MDCCCXCIX. Причем тут кони? Беговая аллея ведет прямо к ипподрому.
Еще один "лошадиный" объект - конюшни Манташева. Стиль - венское барокко. Особняк построен по проекту армянского архитектора Аршака Измирова в 1909-1911 годах. Как ни странно, он имеет связь с Ажурным домом.
История такая. Жил-был нефтяной магнат Александр Манташев, занимался бизнесом и благотворительностью. Жертвовал средства на строительство храмов и учебных заведений, выделял стипендии для обучения одаренных студентов за границей. Был у него сын Левон (иногда пишут Леон) - картежник, любитель скачек и лошадей. Он-то и построил шикарные конюшни. На фасаде можно видеть вензель - ЛМ. Справа и слева к особняку прилегали два флигеля (не сохранились), сзади на параллельной улице симметрично стояло второе здание, пространство между ними занимали конюшни. В 1990-е годы там располагался гараж и автосервис, сейчас вроде одумались и решили реставрировать.
Так вот, ассистентами Аршака Измирова были братья Веснины. Три молодых талантливых архитектора, которые впоследствии прославились в эпоху конструктивизма. Александр Веснин был преподавателем архитектора Андрея Бурова, по проекту которого построен Ажурный дом.
Еще пару слов про конюшни и Левона Манташева. Строительство закончено незадолго до революции. Состояние, нажитое отцом, сын прокутил, причем несколько раз. Он проиграл наследство, вернул его и проиграл снова. После прихода к власти большевиков, нефтяные скважины были национализированы. Левон Манташев эмигрировал во Францию.
Вернемся к главному герою дня - Ажурному дому. Он построен в 1936-1940 годах. Иногда его называют "Домом Бурова". Хотя на табличке указан второй автор - Борис Блохин.
Андрей Буров учился во ВХУТЕМАС - художественном ВУЗе тех времен. Сильное влияние на его взгляды оказали педагоги Веснин и Фаворский. Про Александра Веснина уже упоминала. Владимир Фаворский - признанный классик книжной иллюстрации, художник мирового масштаба. А кумиром Бурова тогда был архитектор Жолтовский. Благодаря знанию французского, Бурову довелось познакомиться с великим Ле Корбюзье, которого он сопровождал в качестве переводчика. В общем окружение представляете. Также Буров дружил с режиссером-авангардистом Сергеем Эйзенштейном и создавал декорации для его фильмов.
В 1917 году случилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, к власти пришли большевики. Дальше, как в песне: мы наш, мы новый мир построим. После смены идеологии, нужно было что-то новое в архитектуре. Возник конструктивизм. Это авангардистское направление, которое появилось еще до Революции, просто в 1920-е годы оно "дозрело".
Буров разрабатывает типовые проекты школ и домов культуры - двух важных учреждений того периода. Нужно было повышать грамотность и культуру населения. Как живет простой человек? В основном "работа-дом, дом-работа". Раньше по выходным ходили в церковь. После революции место церкви занял Дом Культуры. Там был кинотеатр, концертный зал, библиотека. Это способствовало просвещению масс.
В 1932 году авангардные течения запрещают. Официально это называется "Рационализация творческих объединений". Многие архитекторы перешли в классицизм. Буров едет в Италию - колыбель мировой архитектуры. После возвращения строит дом Наркомлеса и еще несколько жилых зданий такого типа. Оказывается Челябинский тракторный завод - тоже проект Бурова. Причем производство было куплено в Америке! Буров побывал в США, увидел американский образ жизни: дороги, мотели, дайнеры, вот это вот все. Считается, что именно архитектура мотелей послужила вдохновением для Ажурного дома. Обычный американский мотель - это здание в форме буквы П. Здесь так же.
В данном проекте Буров использовал экспериментальную методику типового строительства. Впервые дом был построен из блоков. Он не имеет каркаса, блоки держат сами себя. Их изготовление по универсальным шаблонам на заводе не требовало оштукатуривания на месте, что ускоряло строительство и позволяло вести работы круглогодично. Однако не обошлось без ошибок. Например, для облегчения конструкции была добавлена деревянная стружка, в результате чего дом получил хорошую слышимость. Говорят, чихнешь у себя в квартире, а соседи говорят "Будь здоров". Слышно даже, как газету переворачивают.
Входишь в подъезд и замираешь в под впечатлением от объема. Очень просторно. На первом этаже квартир нет, по проекту там предполагались столовая, продуктовый магазин, служба быта и ясли. Но дело близилось к войне, и планы остались нереализованными.
В подъезде сохранилась метлахская плитка. Записала термин, спросила у Яндекса, что это означает. Название пошло от немецкого города Метлах. Плитка изготавливалась из разноцветного фарфора и применялась, в основном, при отделке дворцов, она также называется "викторианской". Дальше в коридорах Ажурного дома паркет, он виден на следующих фотографиях.
В доме один парадный подъезд со стороны Ленинградского проспекта и два выхода во двор. Квартиры небольшие: однокомнатная - 40 квадратных метров, двухкомнатная - 55 квадратных метров, трехкомнатная - 80 квадратных метров. Санузел совмещенный. Кухни по 4-5 квадратных метров. Они чисто номинальны, ведь внизу столовая. Это тоже отсылка к американскому образу жизни, который Буров подсмотрел в США.
Гарри Гудини. По-моему это прекрасно.
Зато в доме огромные общественные пространства. На лестничной площадке можно играть в домино, петь песни под гитару или накрыть стол на Новый год. А еще в квартирах потолки 3,20 метра.
По коридору можно ездить на велосипеде. Кроме шуток. Он просторный и длинный. В Ажурном доме 90 квартир, по 18 на каждом этаже. Этажей шесть: пять жилых и один цокольный, где вся инфраструктура. Вообще, дом строился для обычных советских граждан, однако квартиры в нем получила элита.
Объявление написано с юмором. Неужели в подъезде курят?! Запаха застарелого табачного дыма я не почувствовала. Надеюсь, это осталось с прежних времен.
А теперь, внимание, мусоропровод! Напоминаю, это 1930-е годы!!! Их в доме два, в правом и левом крыле. Каждый находится в отдельной комнатке за дверью.
Мы входили через парадный подъезд, а вышли во двор. Что касается разводов на панелях, здесь они хорошо видны, есть легенда, что на заводе в бетон уронили банку с краской. Буров увидел, ему понравилось. Получилась имитация мрамора.
Ажурные решетки на фасаде в виде растительных орнаментов скрывают балконы-кладовые. Вообще это декоративный элемент, однако одновременно он скрывает хлам, который там хранится. А то поедут высокопоставленные лица по Ленинградскому проспекту, некрасиво будет. Больше всего повезло тем, у кого окна выходят во двор, там нет пыли и копоти от автомобилей, достаточно тихо. Кстати, декор решеток выполнен по эскизам художника Владимира Фаворского, того самого.
В Москве есть еще три блочных дома Бурова: два на Большой Полянке (дом 4 и дом 11), на Бережковской набережной и уже упомянутый дом, построенный для Наркомата лесной промышленности (Тверская, 25). Одной из важнейших построек Бурова является Центральный Московский ипподром.
После возвращения из Италии Буров устроился в журнал СА (Современная Архитектура). Вторую часть жизни он занимался химией, был председателем лаборатории анизотропных материалов, лично получил 27 патентов!
По соседству с Ажурным домом есть еще один уникальный жилой дом - так называемый Дом на ножках, он же Дом авиаторов. О нем расскажу в следующем посте.
Это была экскурсия в рамках проекта "Москва глазами инженера", вот описание - Нетиповые жилые дома: Ажурный дом и Дом на ножках. Ее ведет Александр Ермолин. Впервые я попала к нему случайно, в этот раз выбрала его экскурсию намеренно. Человек любит Москву, много путешествует и просто фанатеет от архитектуры.
Москва глазами инженера в соцсетях:
Facebook - facebook.com/moscoweng
Вконтакте - vk.com/moscoweng
Instagram - @engineer-history.ru
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Facebook / Youtube / Одноклассники / Tripadvisor / Дзен
Поделитесь постом с друзьями
Взято: neferjournal.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]