Загадочное славянское городище Кострони-остатки славянского поселения 10 века. Новгородская область
---
В Новгородскую землю мы попадали по-разному, но вот пешком туда из Ленинградской области - еще не ходили...В Карелию пешком забредали дважды, в Новгородчину - ни разу. Пора было восполнить этот пробел. Хотя причина, почему мы пошли именно пешком, все же другая. Во-первых, ехать в Батецкий район не очень удобно - большой крюк с любого из шоссе, во-вторых, состояние дорог тут тоже далеко от идеального, и в-третьих, это еще и давало возможность прокатиться назад на пассажирском поезде, что тоже весьма интересно. А в Батецком районе интересовала нас деревенька Кострони. Вот и пошли мы в нее, чтоб повидать там старинную усадьбу. И благодаря тому, что шли по железной дороге, нашли еще кое-что очень ценное - древнее славянское городище. Те, кто ездят на машине - его найти не могут, и потом пишут в отчетах, что городище утеряно. Но это - не так...
Путешествие наше началось от станции Купчино. Мы сели на электричку ЭД2Т - редкий представитель семейства демиховских электропоездов, сохранившийся на наших дорогах. И доехали до конечной станции Оредеж
Станция Оредеж нам знакома хорошо, мы от нее ходили в Борщовские пещеры много раз, это на восток от станции. А теперь идем на юг. И видим старинные деревянные дома.
Реклама по-деревенски
Много древних домов
После того, как дорога, шедшая параллельно путям на юг, пересекла железную дорогу, мы должны были свернуть по грунтовке, которая идет дальше вдоль путей, так как шоссе уходит на запад, в сторону Луги. Но мы этот поворот проскочили, и прошли лишний километр до деревни Васильковичи
Но в этом был небольшой бонус - увидели развалины какой-то старинной усадебной постройки, их нет ни на одной карте
Вернулись назад. Нашли грунтовку. Сначала она шла через кучи мусора и заросли борщевика.
Но потом нас ждало несколько километров приятного леса
Довольно забавно увидеть в лесу дорожный знак " стоянка запрещена ". А все потому, что здесь трасса газопровода. И знак установлен, чтоб никто не стоял на земле, под которой проложены трубы. Вдруг кто свой внедорожник тут решит поставить. Но машины здесь наверно бывают лишь несколько раз в год, тут настоящая глушь, и присутствие дорожного знака выглядит очень экзотично.
Грунтовка заканчивается на платформе 133 километр. Это уже идет тепловозная ветка на Новгород, электричества после Оредежа нет. И дорог нет. Насыпь проложена посреди болот и лесов, никакого жилья, никакой цивилизации, только рельсы и шпалы целых 10 километров. И мы по ним пойдем
У платформы 133 км одиночный хуторок, окруженный развалинами. Над развалинами гордо развевается на ветру флаг Санкт-Петербурга! Путешествия полны неожиданностей...
Недалеко от платформы - сомнительный деревянный железнодорожный мост
Пейзаж вдоль железной дороги. Болота.
Полная тишина, слышно лишь птиц, и больше ничего. Люди тут не живут... Так начинается с севера Новгородская область.
Наконец пути раздваиваются. Это станция Заклинье. Тут могут разъехаться встречные поезда. Один отъезжает на боковой путь и стоит, пропуская другой, что едет навстречу. А поезда тут ходят, и не так мало: при нас промчался пассажирский поезд в Белоруссию, проезжали и просто локомотивы, и товарный поезд. Дважды я видел за поход, как на этой станции происходит пропуск одним поездом другого.
На дворе всего лишь 5 мая, а плодовые деревья зацвели! Чудесная весна!
Станция Заклинье оказалась совершенно мертвой. Здание при станции закрыто, окна заколочены. Жизнь виднелась лишь в туалете, куда был положен рулон туалетной бумаги. Но что самое интересное - возле станции нет никакого жилья! Ни одной деревни, ни одного поселка! Хотя когда-то что-то тут было - мы видели заросшие травой развалины домов, следы исчезнувших участков. И в отчете о походе сюда, который написали несколько лет назад одни туристы, упоминался чей-то участок при станции. А сейчас - ничего! Станция посреди пустоты! Единственными пассажирами ее могут быть жители деревни Кострони, которые пробираются сюда тайными тропами через болота, но возле самой станции жизнь полностью отсутствует. Нет никаких дорог, по которым можно сюда дойти или доехать
Идти все время по шпалам или насыпи - тяжело. Приходилось несколько раз делать привалы
Идем дальше на юг, чтоб выйти через несколько километров на дорогу, ведущую в Кострони. И вдруг - то самое древнее городище! О котором писали, что его нет, что оно утеряно! Теперь понятно, почему приезжавшие в деревню его не видели! От деревни оно далеко, дорог здесь никаких нет, и увидеть его можно только в том случае, если идешь по шпалам. Но так как другие туристы не путешествуют таким способом, вот и не могли они найти городища.
Остатки древнего славянского города представляют собой весьма внушительные земляные валы. Это городище довольно большое и мощное.
Вид с другой стороны, где был город, окруженный стеной.
С юга земляная стена защищена дополнительно речкой Городенкой (так она называлась на карте ОСМ), или Черной, как ее иначе зовут на официальных картах.
Вал довольно большой и крутой. Чтоб его построить, нужно было немало времени и сил. Например, городища Надбелье или Кайболово, что находятся в Ленинградской области, значительно меньше по высоте. Значит, это был важный стратегический пункт, с большим городом при нем.
Само название Кострони говорит о том, что тут была крепость. Дело в том, что слово "костер" означало крепостную башню. Кострони - значит тут были башни крепости. Крепость состояла из земляного вала, поверх которого была деревянная стена с деревянными башнями. Это было серьезное укрепление.
К сожалению, я не нашел о древнем городе почти никакой информации. Только краткие сведения, что тут есть городище то ли 8-10 веков, то ли 10-14 веков (в среднем, все сходятся, что скорее всего 10-го века). И при нем - захоронения в виде курганов. Вероятно, город исчез раньше, чем успел попасть в новгородские летописи. А археологические исследования тут не проводятся, и новой информации о городе поэтому не появляется.
Вид с земляного вала
Что интересно - город был построен так, чтоб отражать нападение с юга. Именно с южного направления защищает река, и самая мощная стена тоже смотрит на юг. Значит, жители города боялись не немцев или шведов. А то ли кочевников, то ли родственников-славян.
На земляном валу - старинные кованные кресты. Городище использовалось местным населением как кладбище. Это не первый пример такого использования. В Псковской области мы видели кладбище на валу городища Велье
Получается, люди похоронены не просто в земле, а в крепостной стене. Что ж, может это даже почетно
Забраться по склону земляного вала требует определенных усилий. Деревянная стена поверх вала делала древний город совсем неприступным. Как и когда он исчез - никто не знает. Это могли бы рассказать археологи. Надеюсь, когда-нибудь они сюда доберутся! Так же, как мы, по шпалам, или на редком поезде...
Наши путешественники отдыхают на земляном валу
Сзади городища - длинные курганы, в которых наши предки хоронили умерших.
Основным населением здесь были ильменские словене. Неподалеку жили кривичи. Словене стали основой для появления Новгородской республики, кривичи сформировали вошедшую в нее на несколько веков Псковскую республику. В 862 году словене , кривичи, а также финские племена меря и весь договорились между собой призвать варягов, чтоб те навели порядок и прекратили междоусобицы. Таким образом, с северных русских земель, началась история русского государства.
Вид с вершины вала на внутреннюю часть городища. Здесь и был сам город, окруженный стенами.
Юра Гайдамако на земляном валу. Его фигура позволяет оценить высоту постройки
Интересно, что везде зеленая трава, а на земляном валу - еще прошлогоднее сено. Вероятно, тут мало воды, и траве нужно больше осадков. Тем более, что земля очень плотно уложена на валу, чтоб не расползаться, и расти траве тяжелее
Земляные валы часто насыпались поверх вбитых деревянных свай, дополнительно укрепленных камнями. Поэтому земляные стены прожили тысячу лет, и дошли до наших дней.
А это еще один земляной вал - с другой стороны от железной дороги. Он идет отдельно от основного городища.
Мы уже видели в Торжке и Старице, что иногда бывает два земляных города рядом. Один может принадлежать боярам, другой более простому населению. Может и здесь было так же? Или железная дорога разрезала единое целое?
Но тот вал поменьше. И кажется все же, что с главной земляной стеной он не был единым целым, а скорее это было дополнительное укрепление.
Вид на городище со стороны реки
Надо было приложить немало усилий, чтоб насыпать это земляное укрепление посреди полей. Наши предки замечательно владели искусством строить крепости. И их были по Руси сотни, если не тысячи.
Мы идем на юг. И смотрим оттуда напоследок на остатки древнего славянского города. Береза, растущая на земляном валу, красиво отражается в реке.
Мимо нас промчался пассажирский поезд, идущий из Петербурга в Белорусь. Он вез потомков ильменских словен, кривичей и радимичей из одного славянского государства в другое.
Страница нашего туристического клуба: Клуб Восемь Врат
Информация о наших тренировках по боевым искусствам: https://vk.com/public8967780
Путешествие наше началось от станции Купчино. Мы сели на электричку ЭД2Т - редкий представитель семейства демиховских электропоездов, сохранившийся на наших дорогах. И доехали до конечной станции Оредеж
Станция Оредеж нам знакома хорошо, мы от нее ходили в Борщовские пещеры много раз, это на восток от станции. А теперь идем на юг. И видим старинные деревянные дома.
Реклама по-деревенски
Много древних домов
После того, как дорога, шедшая параллельно путям на юг, пересекла железную дорогу, мы должны были свернуть по грунтовке, которая идет дальше вдоль путей, так как шоссе уходит на запад, в сторону Луги. Но мы этот поворот проскочили, и прошли лишний километр до деревни Васильковичи
Но в этом был небольшой бонус - увидели развалины какой-то старинной усадебной постройки, их нет ни на одной карте
Вернулись назад. Нашли грунтовку. Сначала она шла через кучи мусора и заросли борщевика.
Но потом нас ждало несколько километров приятного леса
Довольно забавно увидеть в лесу дорожный знак " стоянка запрещена ". А все потому, что здесь трасса газопровода. И знак установлен, чтоб никто не стоял на земле, под которой проложены трубы. Вдруг кто свой внедорожник тут решит поставить. Но машины здесь наверно бывают лишь несколько раз в год, тут настоящая глушь, и присутствие дорожного знака выглядит очень экзотично.
Грунтовка заканчивается на платформе 133 километр. Это уже идет тепловозная ветка на Новгород, электричества после Оредежа нет. И дорог нет. Насыпь проложена посреди болот и лесов, никакого жилья, никакой цивилизации, только рельсы и шпалы целых 10 километров. И мы по ним пойдем
У платформы 133 км одиночный хуторок, окруженный развалинами. Над развалинами гордо развевается на ветру флаг Санкт-Петербурга! Путешествия полны неожиданностей...
Недалеко от платформы - сомнительный деревянный железнодорожный мост
Пейзаж вдоль железной дороги. Болота.
Полная тишина, слышно лишь птиц, и больше ничего. Люди тут не живут... Так начинается с севера Новгородская область.
Наконец пути раздваиваются. Это станция Заклинье. Тут могут разъехаться встречные поезда. Один отъезжает на боковой путь и стоит, пропуская другой, что едет навстречу. А поезда тут ходят, и не так мало: при нас промчался пассажирский поезд в Белоруссию, проезжали и просто локомотивы, и товарный поезд. Дважды я видел за поход, как на этой станции происходит пропуск одним поездом другого.
На дворе всего лишь 5 мая, а плодовые деревья зацвели! Чудесная весна!
Станция Заклинье оказалась совершенно мертвой. Здание при станции закрыто, окна заколочены. Жизнь виднелась лишь в туалете, куда был положен рулон туалетной бумаги. Но что самое интересное - возле станции нет никакого жилья! Ни одной деревни, ни одного поселка! Хотя когда-то что-то тут было - мы видели заросшие травой развалины домов, следы исчезнувших участков. И в отчете о походе сюда, который написали несколько лет назад одни туристы, упоминался чей-то участок при станции. А сейчас - ничего! Станция посреди пустоты! Единственными пассажирами ее могут быть жители деревни Кострони, которые пробираются сюда тайными тропами через болота, но возле самой станции жизнь полностью отсутствует. Нет никаких дорог, по которым можно сюда дойти или доехать
Идти все время по шпалам или насыпи - тяжело. Приходилось несколько раз делать привалы
Идем дальше на юг, чтоб выйти через несколько километров на дорогу, ведущую в Кострони. И вдруг - то самое древнее городище! О котором писали, что его нет, что оно утеряно! Теперь понятно, почему приезжавшие в деревню его не видели! От деревни оно далеко, дорог здесь никаких нет, и увидеть его можно только в том случае, если идешь по шпалам. Но так как другие туристы не путешествуют таким способом, вот и не могли они найти городища.
Остатки древнего славянского города представляют собой весьма внушительные земляные валы. Это городище довольно большое и мощное.
Вид с другой стороны, где был город, окруженный стеной.
С юга земляная стена защищена дополнительно речкой Городенкой (так она называлась на карте ОСМ), или Черной, как ее иначе зовут на официальных картах.
Вал довольно большой и крутой. Чтоб его построить, нужно было немало времени и сил. Например, городища Надбелье или Кайболово, что находятся в Ленинградской области, значительно меньше по высоте. Значит, это был важный стратегический пункт, с большим городом при нем.
Само название Кострони говорит о том, что тут была крепость. Дело в том, что слово "костер" означало крепостную башню. Кострони - значит тут были башни крепости. Крепость состояла из земляного вала, поверх которого была деревянная стена с деревянными башнями. Это было серьезное укрепление.
К сожалению, я не нашел о древнем городе почти никакой информации. Только краткие сведения, что тут есть городище то ли 8-10 веков, то ли 10-14 веков (в среднем, все сходятся, что скорее всего 10-го века). И при нем - захоронения в виде курганов. Вероятно, город исчез раньше, чем успел попасть в новгородские летописи. А археологические исследования тут не проводятся, и новой информации о городе поэтому не появляется.
Вид с земляного вала
Что интересно - город был построен так, чтоб отражать нападение с юга. Именно с южного направления защищает река, и самая мощная стена тоже смотрит на юг. Значит, жители города боялись не немцев или шведов. А то ли кочевников, то ли родственников-славян.
На земляном валу - старинные кованные кресты. Городище использовалось местным населением как кладбище. Это не первый пример такого использования. В Псковской области мы видели кладбище на валу городища Велье
Получается, люди похоронены не просто в земле, а в крепостной стене. Что ж, может это даже почетно
Забраться по склону земляного вала требует определенных усилий. Деревянная стена поверх вала делала древний город совсем неприступным. Как и когда он исчез - никто не знает. Это могли бы рассказать археологи. Надеюсь, когда-нибудь они сюда доберутся! Так же, как мы, по шпалам, или на редком поезде...
Наши путешественники отдыхают на земляном валу
Сзади городища - длинные курганы, в которых наши предки хоронили умерших.
Основным населением здесь были ильменские словене. Неподалеку жили кривичи. Словене стали основой для появления Новгородской республики, кривичи сформировали вошедшую в нее на несколько веков Псковскую республику. В 862 году словене , кривичи, а также финские племена меря и весь договорились между собой призвать варягов, чтоб те навели порядок и прекратили междоусобицы. Таким образом, с северных русских земель, началась история русского государства.
Вид с вершины вала на внутреннюю часть городища. Здесь и был сам город, окруженный стенами.
Юра Гайдамако на земляном валу. Его фигура позволяет оценить высоту постройки
Интересно, что везде зеленая трава, а на земляном валу - еще прошлогоднее сено. Вероятно, тут мало воды, и траве нужно больше осадков. Тем более, что земля очень плотно уложена на валу, чтоб не расползаться, и расти траве тяжелее
Земляные валы часто насыпались поверх вбитых деревянных свай, дополнительно укрепленных камнями. Поэтому земляные стены прожили тысячу лет, и дошли до наших дней.
А это еще один земляной вал - с другой стороны от железной дороги. Он идет отдельно от основного городища.
Мы уже видели в Торжке и Старице, что иногда бывает два земляных города рядом. Один может принадлежать боярам, другой более простому населению. Может и здесь было так же? Или железная дорога разрезала единое целое?
Но тот вал поменьше. И кажется все же, что с главной земляной стеной он не был единым целым, а скорее это было дополнительное укрепление.
Вид на городище со стороны реки
Надо было приложить немало усилий, чтоб насыпать это земляное укрепление посреди полей. Наши предки замечательно владели искусством строить крепости. И их были по Руси сотни, если не тысячи.
Мы идем на юг. И смотрим оттуда напоследок на остатки древнего славянского города. Береза, растущая на земляном валу, красиво отражается в реке.
Мимо нас промчался пассажирский поезд, идущий из Петербурга в Белорусь. Он вез потомков ильменских словен, кривичей и радимичей из одного славянского государства в другое.
Страница нашего туристического клуба: Клуб Восемь Врат
Информация о наших тренировках по боевым искусствам: https://vk.com/public8967780
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]