О репрессиях сталинских и не только
03.05.2019 263 0 0 skif-tag

О репрессиях сталинских и не только

---
0
В закладки
Кажется, уже и не осталось публичных персон или блоггеров, не высказавших своего мнения по фильму "Колыма" Юрия Дудя.
Я уже писал, что фильм мне понравился, я его посмотрел почти без перемоток. Но, как водится, сколько людей, столько и мнений.
Высказался и Алексей Кунгуров (ныне запрещённый в России (тм) ). Ему не понравился фильм. Он считает, что тема Сталина и сталинщины педалируется исключительно из страха перед режимом нынешним. Возможно, в чём-то он прав, в чём-то нет, я не разделяю его негатива по поводу Дудя.

Но он очень хорошо раскрыл механику репрессий, не могу не процитировать. Это очень важно понимать, когда пытаются всё свести к подсчёту официально осужденных:

"Объясняю механику политических репрессий на пальцах. Вообще само слово «репрессия» (лат. repressio — подавление, угнетение) связано именно с политическим гонениям. Никто же не говорит «меня репрессировали за кражу со взломом», в то время как если речь идет о репрессиях за лайки и репосты, все безошибочно понимают контекст. Как постулирует российский исследователь Михаил Степанов, политические репрессии по своей природе «являются порождением неправового государства, служат неправовым целям и являются составляющим компонентом «закрытого общества» любого тоталитарного политического режима. Выступая в качестве инструмента текущей политики, они регулируются исключительно интересами правящего режима и могут быть внезапно востребованы и так же внезапно отменены» (источник).

Великолепно сказано! Цель репрессий – посеять в обществе иррациональный страх. И это – ЕДИНСТВЕННАЯ их цель. К преступлению и наказанию репрессии не имеют ни малейшего отношения. Ведь Уголовный Кодекс никого не пугает. Всякий вор знает, что если он совершит мелкую кражу – получит пару лет условно, если кражу со взломом – ему грозит до пяти годков казенного дома. Если это и вызывает страх у воришки, то рациональный, контролируемый. Преступник идет на осознанный риск, надеясь, что фартанет и его не поймают. А если поймают, то не докажут. А если докажут, то не все.

Политические же репрессии ВСЕГДА осуществляются в неправовом поле, вне зависимости от того, апеллируют карательные органы к статьям УК, или действуют по-беспределу. Поэтому потенциальная жертва режима никогда не знает, что нужно сделать, или чего не делать, чтобы не попасть под раздачу. Человек не может оценить риски и ими управлять. Он не может формировать адекватную модель поведения, сообразуясь с объективной угрозой со стороны властей.

В политических репрессиях НИКОГДА нет и не может быть логики, системы, писанных или неписанных правил. Именно это рождает липкий, парализующий сознание страх. Только абсолютная бессмысленность политических репрессий вызывает оцепенение в обществе. Еще один очень характерный для политических репрессий момент – караются не только политические противники власти, реальные или мнимые, но и их близкие. В этом есть свой расчет: даже самых безбашенного «чегевар» сильно демотивирует страх подставить под удар своих родителей, жен, детей. Что уж тут говорить про маленького человека, чья хата всегда с краю?

В сталинские времена этот механизм веерного наказания родственников был использован, пожалуй, самым масштабным образом за всю историю человечества. Статус ЧСИР (член семьи изменника Родины) означал пожизненное клеймо и поражение в правах даже в том случае, если человек оставался на свободе. Впрочем, право остаться на свободе надо было еще заслужить путем ритуального отречения от своего родича, дав против него показания или став стукачем. Судьба прочих ЧСИР была незавидной: малолетних детей отправляли в сиротские спецучреждения, взрослых – в лагеря. Существовали даже специальные зоны для жен репрессированных, один из них – знаменитый А.Л.Ж.И.Р. – Акмолинский лагерь жен изменников Родины."
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]