Почему СССР отказался от своей лунной программы
---
О том, что у СССР была своя программа пилотируемых космических полётов к Луне, советские граждане, за исключением очень узкой группы посвящённых, впервые узнали только во время «перестройки». Первые «секреты» лунной программы СССР были обнародованы в 1989 году, когда в США отмечали 20 лет высадки своих астронавтов с «Аполлона-11» на поверхность Луны. Однако, несмотря на ширящийся поток информации, многое остаётся неясным.
Неубедительные оправдания
После того, как Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли (США отстали здесь от нас на четыре месяца), а потом и первого в мире космонавта отправил в полноценный орбитальный полёт (американцы смогли повторить это только спустя почти целый год), никто в СССР не сомневался, что и на Луне советские космонавты будут первыми.Известия о том, что американцы в декабре 1968 года сумели совершить облёт Луны, а в июле 1969 года – высадились на неё, стали настоящим шоком для советских людей. В том числе, и для специалистов.
Не меньшим шоком стало то, что никаких ответных шагов со стороны СССР не последовало. Руководство СССР сделало хорошую мину при плохой игре, пытаясь убедить всех в невероятном – будто оно никогда не планировало отправлять на Луну людей.
Приводившиеся официальными лицами и популяризаторами аргументы, будто СССР не собирался тратить огромные деньги на такую космическую программу, которая ничего не могла дать народному хозяйству, звучали беспомощно. Ведь было ясно, что победа в лунной гонке принесла Соединённым Штатам, их науке и технике, огромный престиж во всём мире. Этот успех был реваншем США, с лихвой перекрывшим все первые поражения от СССР в космосе. А всем было известно, что СССР ради престижных достижений шёл и не на такие траты, как США в программе «Аполлон».
Более правдоподобным выглядело объяснение, которого придерживались практически все, но которое в СССР не могло быть озвучено публично. Да, говорили «знатоки», у нас, безусловно, была лунная программа. Но видя, что США нас в ней явно опередили, её быстренько свернули. Научные результаты, и немалые, были получены с помощью автоматических станций и «Луноходов».
«Луноход-1» — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года. Проработал на Луне одиннадцать лунных дней, проехал 10540 м.
А посылать туда космонавтов уже после американского триумфа, да ещё с риском для их жизни, не имело смысла, ибо ничего бы не дало Советскому Союзу в плане международного престижа.
Такое объяснение выставляло советское руководство неадекватным. Ведь если бы по такому принципу вели себя США, то им уже после полёта Гагарина, даже после нашего первого спутника, не следовало повторять эти наши достижения. Так что мотивы СССР всё равно оставались неясными.
Размах лунной программы
Новая информация с 90-х годов внесла ещё больше путаницы. Оказалось, что программа пилотируемых полётов к Луне в СССР не была прекращена сразу после объявления американцев о своих успехах. Доработка космических кораблей «Союз», выводимых ракетой-носителем «Протон» для облёта Луны двумя космонавтами, велась до 1970 года, и они вполне были готовы к выполнению задачи. Но на последний шаг – пилотируемый полёт – Политбюро во главе с Леонидом Брежневым не дало «добро».
Ракета-носитель Н-1
Сверхтяжелую ракету-носитель Н-1 прозвали «Царь-ракетой» за ее большие размеры (стартовый вес почти 2500 тонн, высота – 110 метров), а также поставленные в ходе работ над ней цели. Ракета должна была способствовать укреплению обороноспособности государства, продвижению научных и народно-хозяйственных программ, а также пилотируемым межпланетным перелетам.
Для доставки пилотируемого космического корабля к Луне создавалась сверхмощная ракета-носитель Н-1. Её доводка испытывала большие трудности. Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну. Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон».
Уничтожение уникальной ракеты
Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники (Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин), дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация. Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели. В результате в 1974 году во главе объединённого НПО «Энергия» встал академик Валентин Глушко. Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты.
Академик Валентин Петрович Глушко
Этому человеку современная российская космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором был совершён первый полёт в космос, до создания орбитальных космических станций.
Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности – в ликвидации построенных носителей без испытаний. Неужели личная неприязнь Глушко к наследию Королёва, о которой пишут все, подвигла его на такой иррациональный шаг? Но ведь Глушко не мог сделать его без ведома и одобрения Политбюро, особенно – генерала Дмитрия Устинова, отвечавшего в ЦК за оборонную промышленность.
Получается, что дело, видимо, не в деньгах, потому что дорогостоящие компоненты лунной программы доводились руководством СССР почти до завершения, а утилизация готовых носителей и вовсе была бесцельным уничтожением этих затраченных средств. И не только в успехе США, потому что работы по программе продолжались и после него.
Двойной заговор
Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Существует версия, изложенная в ряде сенсационных книг-расследований (Юрия Мухина, Александра Попова и др.), что американцы на самом деле инсценировали высадку на Луне. Советское руководство знало об этом и своей лунной программой шантажировало США разоблачением этой подделки. В ответ на это США шли на политические уступки.
Инсценировать высадку американцев на Луну было бы сложнее и дороже, нежели ее совершить, а держать обман в секрете было бы невозможно, так как в этой программе участвовало не только НАСА, но и множество независимых фирм, ( директор Института геохимии и аналитической химии РАН Юрий Костицын).
Конец 60-х – начало 70-х гг. ознаменовались радикальной «разрядкой» международной напряжённости. СССР получил массу экономических льгот в отношениях с Западом, включая возможность поставлять туда энергоносители. Получая искомое, руководство СССР ограничивало, а затем и вовсе прекратило свои работы по лунной программе. Причём обязалось перед США уничтожить весь её технический задел, включая готовые носители.
Взаимный отказ от Луны как от военной базы
Такая версия работает и без утверждения о том, что американцы не высаживались на Луне. В 60-е годы в США разрабатывались планы использования Луны для базирования стратегических ядерных ракет и убежища на случай войны. Программа «Аполлон» убедила штатовскую элиту, что даже первые шаги по освоению Луны будут очень затратными. Но кто знает, что могут сделать там «эти русские»? Для США было очень важно заставить руководство СССР отказаться от любых планов достижения и освоения Луны. Причём сделать это независимо от того, долетали на самом деле «Аполлоны» до Луны или нет.
С другой стороны, и советским руководителям было важно не провоцировать американцев на превращение Луны в военную базу. Такого витка гонки вооружений СССР точно не выдержал бы.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]