Выставка Эдварда Мунка
---
Сегодня ходили в Третьяковку на выставку норвежского художника Эдварда Мунка. До сегодняшнего дня, мои познания в его творчестве были весьма скудны: встречал несколько картин в других музеях, и знал в общих чертах о таком представители экспрессионизма. А, да, конечно же, его самая известная работа - Крик. Наверное, даже человек далекий от живописи, знает о такой картине. И тут, все его творчество можно увидеть в одном месте, к тому же, и главная его работа присутствовали на выставке. Да и не просто одна из (как вы знаете, существует целая серия картин художника),а самый первый законченный вариант 1893 года. В состав выставки вошли около 70 живописных и 30 графических работ, фотографии и мемориальные предметы преимущественно из музея Мунка в Осло, а также из ГМИИ им. А. С. Пушкина. Такого события я не мог пропустить. Вот решил и вам показать выставку изнутри, и коротко рассказать о некоторых представленных картинах.
Эдвард Мунк (1863-1944) — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
«Я видел всех людей за их масками - улыбающимися, флегматичными - спокойными лицами - я смотрел сквозь них и видел страдание - во всех без исключения - бледные тела - без устали спешащие по этому извилистому пути - что ведет к могиле»
Эдвард Мунк
«Автопортрет в аду». 1903
«Мне в наследство достались два самых страшных врага рода человеческого — чахотка и душевная болезнь. Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, стоявшие у моей колыбели»
Эдвард Мунк
Картина, была написана после разрывы с Туллой Ларсен - обной из немногих муз художника, которая оставила неизгладимый след в его творчестве.
Как позже вспоминал сам художник - «Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»
«Мужчина и женщина на пляже»
«Поцелуй». 1897
Картины изображают двух влюблённых, слившихся в поцелуе у окна: их лица буквально растворяются одно в другом. По-видимому, интерьер здесь изображён тот же, что и на картине «Ночь в Сен-Клу»(1890), что позволяет предположить, что в основе картины лежат реальные воспоминания художника.
«Амур и Психея». 1907
«Вор». 1910
«Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Ну так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу»
Эдвард Мунк
«Ревность».
Одна из картин. Художник неоднократно возвращался к этому сюжету на протяжении своей жизни: им создано не менее одиннадцати живописных версий «Ревности», а также несколько графических вариантов. Основа композиции, однако, всё это время остаётся одинаковой: на переднем плане — искажённое ревностью мужское лицо, на заднем плане — красивая молодая женщина, в большинстве версий обнажённая, и юноша, которому Мунк иногда придаёт собственные черты. Исследователи предполагают, что на этой картине Мунк запечатлел любовный треугольник, сложившийся между самим художником, Станиславом Пшибышевским и его женой, Дагни Юль-Пшибышевской. В лице ревнивца на переднем плане узнают черты Пшибышевского.
«Меланхолия (сестра Лаура)». 1911
«Наследственность». 1897-1899
«Первый снег на аллее» или «Снег в переулке» 1906
«Купающиеся девочки». 1897-1899
«Созревание». 1894
На картине изображена худенькая обнажённая девочка лет четырнадцати, сидящая, скрестив руки на коленях, на неприбранной постели. Комната залита светом, но фигура девочки отбрасывает на стену непропорционально большую и тёмную тень. Критики отмечали исходящее от этой тени ощущение угрозы, а также её «фаллическую» форму. Это внутреннее напряжение усиливается позой девочки, прикрывающей руками низ живота словно в попытке защититься от собственной пробуждающейся сексуальности, и пристально-настороженным взглядом её широко открытых глаз. Отличающее эту картину сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но тёмную и опасную для человека силу.
«Крик». 1893
Вот мы и подошли к настоящей жемчужине выставке, главному творению Мунка - «Крик». Возле этого экспоната непрерывно присутствовал охранник. Признаюсь, в моей памяти засел более поздний вариант картины, где краски ярче. Поэтому, возможно от этого, впечатление было немного скомканным. «Крик», как вы знаете, это серия картин написанных автором в промежуток между 1893 и 1910 годов. И это первый вариант одной из самых известных картин в живописи.
Картина послужили некой прелюдией к искусству двадцатого века. Эти полотна предвещали распространение модернизма, открывая темы отчаяния, отчужденности и одиночества. Кажется, что мастер смог предвидеть будущее. Вскоре картина стала реальностью, когда разразились мировые войны, голод, революции и бедствия экологического характера. А крик души показывает, что все это неизбежно и не преодолимо.
Как вспоминал сам автор об идее создания картины:
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу»
Эдвард Мунк
«Природа — это не только то, что видно глазу— это и внутренние образы души— образы на внутренней стороне глаза»
Эдвард Мунк
Взято: alik-morozov.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]