Сказочный дебилизм
---
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, сочувствующими, нравственно развитыми людьми. Мы покупаем для них книги, читаем им сказки, так когда-то вырастили и нас. За литературой следят, часто доходя до абсурда. Вот, например, «Приключения Гекльберри Финна» часто вызывает жалобы родителей, чем книга не угодила, непонятно, но она не единственная, попавшая под цезуру.
Школа в Барселоне изъяла из детской библиотеки больше 200 книг, которые комиссия по гендерным вопросам признала «сексистскими». Экспертов не устроило соотношение мужских и женских персонажей и их гендерные роли. Среди запретных историй оказались «Красная шапочка» и «Спящая красавица». RTVI решил довести эту идею до абсурда и представил, какие примеры сексизма, эйджизма, расизма и прочих ранкизмов при желании можно найти и в других детских сказках.
Буллинг
Золушка. Дочь вдовца, который женился снова, живет в тирании своих сводных сестер. Вместе с мачехой те регулярно унижают Золушку и заставляют ее выполнять всю грязную работу, а сами при этом ничего не делают.
Гадкий утенок. Сказка показывает, как в коллективе могут затравить того, кто отличается от остальных. Гадкий утенок был не похож на окружающих, и потому от него отвернулись сначала сверстники, а потом и родная мать. Кот и курица старушки тоже начали травить утенка, когда та его приютила.
Сексизм
Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Во многих сказках свадьба героинь преподносится как решение всех проблем. При этом часто их мужьями становятся чуть ли не первые встречные. Так и здесь: незнакомый мужчина воспользовался уязвимым положением девушки, когда ее брат слег с неизвестной болезнью (превратился в козленочка). Он предложил сироте Аленушке выйти за него замуж, пообещав нарядить ее в «злато-серебро».
Сивка-Бурка. Начнем с того, что дочь царя зовут Несравненная Красота. Отец девушки считает царевну своей собственностью и готов выдать ее замуж практически за первого встречного. Более того, он объявляет настоящий конкурс, главный «приз» на котором — его собственная дочь. Губы царевны в сказке называют исключительно «сахарными», что можно считать проявлением мейлгейзинга.
Эйджизм
Репка. В этой сказке огромную репу сначала пытается вытянуть самый старший член семьи — дед, а потом ему на помощь приходит бабка. Но справиться они все равно не могут. Двух взрослых людей в сказке изображают как немощных и беспомощных, в чем при большом желании можно разглядеть возрастные стереотипы.
Эйблизм
Лихо одноглазое. Посмотрим на описание устрашающего Лиха. В самом начале «монстра» описывают так: «Баба огромная, страшная, об одном глазе». Очевидно, что в сказке несчастную женщину демонизировали настолько, что ее выдают за людоедку. Так сказка учит детей оценивать человека исключительно по внешности: ведь люди с недостатками (с точки зрения общества) не могут быть хорошими.
Абьюзивные отношения
Коза-дереза. Старик последовательно отдаляется сначала от дочери, а потом и от жены, безоговорочно доверяя козе. Последняя же (видимо, из вредности) постоянно говорит, что ее пасли неправильно и совсем не давали ни поесть вволю, ни напиться воды. Когда обман козы раскрывается, старик вымещает свою злость на животном: избивает ее и готовится зарезать. Очевидно, что они жили в абьюзивных отношениях, из-за которых страдали не только они, но и их близкие.
Лукизм
Аленький цветочек. Принца превратили в чудище, чтобы он своим видом отталкивал женщин и никогда не был счастлив. Ни одна из одиннадцати девушек, что были в его дворце, так и не смогли принять его внешность: для них это было гораздо важнее, чем внутренние качества. И только дочь купца, что нашел аленький цветочек, смогла смириться с его видом.
Белоснежка. Гномы, что нашли девушку в своем доме, в первую очередь заинтересовались ее красотой. Вообще, тема внешности Белоснежки на протяжении сказки поднимается неоднократно. Читателю даже не дают возможности узнать о внутреннем мире девушки, упорно делая акцент на ее красоте.
Объективизация
Принцесса на горошине. Принца, который искал себе жену, в девушках интересовало только их происхождение. Он решил во что бы то ни стало найти себе жену-принцессу. Герой сказки желал видеть в своей будущей жене не спутника, не собеседника, а исключительно голубую кровь. Жена для него — не больше, чем товар, который перед покупкой неплохо бы проверить.
Слатшейминг
Свинопас. Дочь императора отказывает бедному принцу, который посылает ей в подарок живую розу и соловья. Тогда он решает переодеться свинопасом и мастерит чудо-игрушки, за которые принцесса дарит ему свои поцелуи. Затем герой раскрывает свое происхождение и укоряет императорскую дочь за ее «легкое поведение»: она отвергла принца и его благородные подарки, но за игрушки была готова целовать свинопаса. Из-за этой истории от нее отворачивается не только принц, но и ее отец.
Бодишейминг
Дюймовочка. С бодишеймингом героиня Андерсена столкнулась в логове у майского жука, который унес ее к себе на дерево. Поначалу Дюймовочка ему понравилась, но потом внешность гостьи раскритиковали жучки-барышни. Не по нраву им пришлось и число ног девушки (всего две), и ее слишком тонкая талия. В итоге жук сдался, принял мнение общества и прогнал украденную героиню в лес. Да и самой Дюймовочке не чуждо было оценивать окружающих по внешности. То жабий сын был ей «противен», то крот ей показался «гадким». А влюбилась героиня в «крошечного и нежного» короля эльфов: «Вот это так муж! Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе!»
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]