Учусь рисовать / 1–5 лет
---
Собрал из разных бумажных папок у родителей свои рисунки. Отсканировал, кое-что нашёл у себя на компе и вышло порядка пятиста штук, половину из которых захотелось включить в эту публикацию. Пришлось разбить её на пять частей, рисунки постарался разложить в порядке дат их рисования — от самых старинных к свежим (хотя вспомнить, какой из них какого периода, теперь непросто). Таким образом будет интересно наблюдать, как развивается рисование ребёнка, который этому регулярно учится: первые годы я рисовал сам, потом меня отдали в художественную школу, по её окончанию я поступил на архитектурный факультет, и в результате накопился большой и любопытный материал.
В этой первой части я сложил картинки, нарисованные мною в возрасте до шести лет.
Некоторые из первых рисунков подписаны кем-то из родителей или бабушками: подписи сделаны с моих уст.
001.
Та стадия, когда руки изображаются палочками.
002.
Первыми дети постигает образы человечка и солнца — на их картинках они встречаются наиболее часто.
003.
004.
005.
006.
Постепенно фигура человека (обезьянки) становится яснее. Появляется больше деталей.
007.
008.
009.
Сложно сказать, в каком возрасте были нарисованы эти буквы, но похоже, это одни из первых попыток их освоить. В четыре я уже хорошо писал их на память.
010.
011.
012.
013.
Здания начинают принимать всё более конструктивный вид: делятся на крышу, стены, часто трубу. Дымящаяся труба, полагаю, просто стереотип, привнесённый в голову ребёнка многочисленными мультиками и книжными иллюстрациями. Большинство городских детей редко видят такие здания вживую, проживая в урбанистической архитектурной среде, но рисуют именно их.
014.
015.
К четырём–пяти годам появляются образные привязки. Здания, например, уже могут содержать те или иные узнаваемые индивидуальные детали. Вот Московский Кремль, об этом недвусмысленно говорит звезда на макушке башни:
016.
017.
018.
019.
А человечки всё чаще становятся с лицами вместо точки-точки-запятой.
020.
021.
022.
Кое-где есть даты, сообщающие о том, в каком возрасте рисовался этот рисунок. Здесь легко посчитать, что мне пять лет:
023.
Транспорт уже изображается в своих базовых элементах: кузове, колёсах и, как правило, окнах. И именно из них складывает пиктограмму автомобиля любой взрослый дизайнер, стараясь сделать её интуитивно понятной, но простой.
024.
025.
026.
027.
028.
029.
030.
031.
032.
033.
034.
035.
Кажется, «King Kong жив» был первым фильмом, на который родители сводили меня в кино.
036.
037.
038.
Глубже происходит поиск цвета. Наиболее доступные детям акварель и гуашь легко смешиваются. Получаются новые цвета и множество их оттенков. Можно смешать, например, зелёный с коричневым и получить травяной.
039.
Возникают первые старательные попытки сделать рисунок художественно лучше и ценнее; например, за счёт проработки его деталей. От пятилетнего ребёнка на футболистах можно ожидать не только бутсы с шортами, но и полосатые гетры, шнурки, карманы и пуговицы. Не остаются забытыми даже бакенбарды:
040.
041.
042.
043.
В рисунках начинает появляться характерная для того времени политическая символика — в окружающем мире ребёнка она нередко попадается ему на глаза и приучает к себе уже с ранних лет. В её ключе формируется базовое понимание царящего строя и модели устройства общества.
044.
045.
046.
Скоро возникает желание придать иллюстрации сюжет, подчёркивая деталями или даже текстом роли его участников и объектов. Со слов мамы эту иллюстрацию я назвал «Ленин разговаривает с рабочими»:
047.
048. Пожарные.
049. На картинке справа хорошо прослеживается динамика, рисунок не стоит на месте.
050. Бобслей.
051. Развоз хлеба.
052. Устройство квартиры: система отопления, люстра. Комнатные цветы.
053.
054. Силач с завитыми уголками усов.
055.
056.
Здесь сюжет и вовсе налицо за счёт приёма комиксов — передачи речи или мыслей персонажа в облаке над его головой:
057. Футболисты планируют атаку.
Познания о мироустройстве стремительно расширяются. Человечек, когда-то бывший с руками-палочками, получает гендерную принадлежность, общество уже осознанно делится на мужчин и женщин с их ролями и профессиями. Ребёнок рисует осмысленнее, его работы становятся информативнее; он ежедневно поглощает всё новые данные об окружающем мире и делится ими со зрителем на листе бумаги. Так происходит его художественный рост.
058.
Продолжение не заставит себя ждать...
Взято: mij-gun.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]