Фрейлинские шифры русского Двора
---
Недавно мне пришлось в комментариях к посту, посвященному старшей дочери П.А. Столыпина Марии, ответить на вопрос - почему Мария Петровна была пожалована сдвоенным вензелем императриц, когда ее произвели во фрейлины.
Думаю, надо рассказать об этом немного подробнее.
Фрейлинский шифр - знак отличия придворных дам в чине фрейлин, который подчеркивал их статус при императорском Дворе. Он представлял собой инициал (монограмму) цартвующей императрицы или двойной знак из инициалов царствующей и вдовствующей императрицы, увенчивался стилизованным изображением короны и выполнялся из драгоценных металлов, чаще всего из золота, украшенного бриллиантами.
Фрейлинские шифры Екатерины Второй
Носили фрейлинский шифр с левой стороны придворного наряда ("поближе к сердцу") на голубой ленте.
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Прасковьи Николаевны Репниной (в заужестве княгини Голицыной), фрейлины Екатерины Второй
Появились драгоценные шифры в годы царствования Екатерины Второй.
Императрица Елизавета Петровна вручала придворным дамам свой портрет в драгоценной оправе, который также носили на придворном платье.
Все шифры были именными, каждому присваивался индивидуальный номер и этот знак отличия навсегда оставался у бывших фрейлин, даже после ухода с придворной службы (как и портреты императрицы). Многие дамы носили их чуть ли не до смерти.
Во фрейлины производили незамужних девиц, после вступления в брак эта особа могла стать статс-дамой, но такая карьера удавалась не всем, большинство просто покидали царскую свиту и посвящали себя семье.
Так случилось, к примеру, с графиней Варварой Шереметевой, урожденной княжной Черкасской, фрейлиной Елизаветы Петровны.
В молодости княжна была красива, к тому же обладала огромным приданым, соискатели ее руки так и вились вокруг. Но Варвара Черкасская относилась к ним столь пренебрежительно и сурово, что знакомые прозвали ее Тигрицей. В результате фрейлина засиделась в девках и была вынуждена согласиться на предложение плохонького по ее понятиям жениха - графа Шереметева. Ее связи, баснословное приданое, а потом и княжеское наследство сделали род Шереметевых одним из самых богатых и блестящих в России... Однако, Варвара Алексеевна всю жизнь вспоминала свою бурную молодость при Дворе и носила на голубой ленте портрет императрицы Елизаветы, пожалованный ей в тот день, когда юную княжну произвели в камер-фрейлины.
Иван Петрович Аргунов. Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой
Однако Екатерина Вторая решила, что жаловать фрейлинам драгоценный вензель практичнее и удобнее, чем изображение собственной особы.
Ее невестка Мария Федоровна, супруга Павла Первого, после вступления мужа на престол тоже обзавелась собственным шифром, который стала жаловать фрейлинам Двора.
Шифр императрицы Марии, супруги Павла Первого
Однако Павел царствовал недолго, и после его трагической гибели Мария Федоровна превратилась во вдовствующую императрицу. Александр Первый относился к матери с уважением, удалять ее от Двора и тем паче отправлять в монастырь, как было когда-то принято в отношении царских вдов, он не собирался. Матушка оставалась хозяйкой Двора и, чтобы подчеркнуть это, был придуман двойной шифр - "Е" (императрица Елизавета Алексеевна) и "М" (вдовствующая императрица Мария Федоровна).
Шифр Елизаветы Алексеевны, супруги Александра Первого, и Марии Федоровны, матери Александра Первого, вдовы Павла Первого
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет гр. М.А. Орловой-Денисовой с двойным фрейлинским шифром
Мария Федоровна пережила не только мужа, но и старшую невестку. После вступления на престол другого ее сына Николая Первого фрейлинский шифр изменился с "ЕМ" на "АМ" (царствующая императрица Александра Федоровна и вдовствующая императрица Мария Федоровна"
Фрейлинский вензель "АМ", выдавашийся до 1828 года, пока вдовствующая императрица не покинула этот мир.
Только после смерти свекрови Александра Федоровна получила собственный шифр.
Шифр императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Первого
Гавриил Иванович Яковлев. Портрет фрейлины Александры Павловны Александровой (в замужестве княгини Львовой)
Александра Федоровна относилась к вопросу производства во фрейлины без особого формализма. Если практика записи младенцев на воинскую службу, существовавшая на рубеже 18 и 19 веков (родили и записали в полк), ушла в прошлое, то назначение малюток во фрейлины императрица практиковала еще долго...
{C}{C}
Карл Павлович Брюллов. Портрет детей Волконских
На картине мы видим двоюродных сестричек, маленьких княжон Волконских Елизавету Григорьевну и Софью Дмитриевну. Обе девочки в придворных нарядах фрейлин по фасону, принятому Николаем Первым для свиты (красных бархат, золотое шитье, шлейф и т.д.) У старшей на груди хорошо виден фрейлинский шифр с голубым бантом. И даже у маленькой, потерявшей башмачок и позирующей с босенькой ножкой, виден на груди кусочек фрейлинского голубого банта.
Александр Малюков. Портрет императрицы Александры Федоровны в придворном наряде, 1836
В таком же стиле должны были одеваться и ее фрейлины...
Неизвестный художник. Мария Кикина в придворном платье фрейлины
Иван Кузьмич Макаров. Портрет молодой дамы
Супруги императора Александра Второго и его сына императора Александра Третьего обе носили имя Мария. Не зная годы жизни изображенных на портретах фрейлин с шифром "М" на груди, даже трудно определить к свите какой из этих двух императриц дама принадлежала.
Вензель императрицы Марии Федоровны, супруги Александра Третьего.
После смерти императора Александра Третьего снова пришлось вернуться к практике сдвоенного шифра. Правда, теперь вдовствующей императрице Марии Федоровне, неохотно уступавшей невестке свои привилегии при Дворе, удалось поставить свою букву "М" на первое место в ширфре.
Впрочем, Александра Федоровна нарушила много вековых традиций придворной жизни. Например, она перестала вручать вновь назначенным фрейлинам шифры лично. А "быть пожалованной шифром" из царских рук было для аристократок очень важно и вызывало множество обид.
Пожалованная во фрейлины двух императриц баронесса Зоя де Стекль (бант с вензелем не так заметен на черно-белом фото, но при увеличении можно его рассмотреть)
Дочь Петра Столыпина Мария, произведенная во фрейлины и наносившая в связи с этим визиты двум императрицам, очень подробно описала свои впечатления. О том, что удивило ее, девочку из провинции, далекую от придворной жизни, но преданную царской семье, читайте здесь: https://eho-2013.livejournal.com/353015.html
Дочь Столыпина Мария
Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках
Думаю, надо рассказать об этом немного подробнее.
Фрейлинский шифр - знак отличия придворных дам в чине фрейлин, который подчеркивал их статус при императорском Дворе. Он представлял собой инициал (монограмму) цартвующей императрицы или двойной знак из инициалов царствующей и вдовствующей императрицы, увенчивался стилизованным изображением короны и выполнялся из драгоценных металлов, чаще всего из золота, украшенного бриллиантами.
Фрейлинские шифры Екатерины Второй
Носили фрейлинский шифр с левой стороны придворного наряда ("поближе к сердцу") на голубой ленте.
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Прасковьи Николаевны Репниной (в заужестве княгини Голицыной), фрейлины Екатерины Второй
Появились драгоценные шифры в годы царствования Екатерины Второй.
Императрица Елизавета Петровна вручала придворным дамам свой портрет в драгоценной оправе, который также носили на придворном платье.
Все шифры были именными, каждому присваивался индивидуальный номер и этот знак отличия навсегда оставался у бывших фрейлин, даже после ухода с придворной службы (как и портреты императрицы). Многие дамы носили их чуть ли не до смерти.
Во фрейлины производили незамужних девиц, после вступления в брак эта особа могла стать статс-дамой, но такая карьера удавалась не всем, большинство просто покидали царскую свиту и посвящали себя семье.
Так случилось, к примеру, с графиней Варварой Шереметевой, урожденной княжной Черкасской, фрейлиной Елизаветы Петровны.
В молодости княжна была красива, к тому же обладала огромным приданым, соискатели ее руки так и вились вокруг. Но Варвара Черкасская относилась к ним столь пренебрежительно и сурово, что знакомые прозвали ее Тигрицей. В результате фрейлина засиделась в девках и была вынуждена согласиться на предложение плохонького по ее понятиям жениха - графа Шереметева. Ее связи, баснословное приданое, а потом и княжеское наследство сделали род Шереметевых одним из самых богатых и блестящих в России... Однако, Варвара Алексеевна всю жизнь вспоминала свою бурную молодость при Дворе и носила на голубой ленте портрет императрицы Елизаветы, пожалованный ей в тот день, когда юную княжну произвели в камер-фрейлины.
Иван Петрович Аргунов. Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой
Однако Екатерина Вторая решила, что жаловать фрейлинам драгоценный вензель практичнее и удобнее, чем изображение собственной особы.
Ее невестка Мария Федоровна, супруга Павла Первого, после вступления мужа на престол тоже обзавелась собственным шифром, который стала жаловать фрейлинам Двора.
Шифр императрицы Марии, супруги Павла Первого
Однако Павел царствовал недолго, и после его трагической гибели Мария Федоровна превратилась во вдовствующую императрицу. Александр Первый относился к матери с уважением, удалять ее от Двора и тем паче отправлять в монастырь, как было когда-то принято в отношении царских вдов, он не собирался. Матушка оставалась хозяйкой Двора и, чтобы подчеркнуть это, был придуман двойной шифр - "Е" (императрица Елизавета Алексеевна) и "М" (вдовствующая императрица Мария Федоровна).
Шифр Елизаветы Алексеевны, супруги Александра Первого, и Марии Федоровны, матери Александра Первого, вдовы Павла Первого
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет гр. М.А. Орловой-Денисовой с двойным фрейлинским шифром
Мария Федоровна пережила не только мужа, но и старшую невестку. После вступления на престол другого ее сына Николая Первого фрейлинский шифр изменился с "ЕМ" на "АМ" (царствующая императрица Александра Федоровна и вдовствующая императрица Мария Федоровна"
Фрейлинский вензель "АМ", выдавашийся до 1828 года, пока вдовствующая императрица не покинула этот мир.
Только после смерти свекрови Александра Федоровна получила собственный шифр.
Шифр императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Первого
Гавриил Иванович Яковлев. Портрет фрейлины Александры Павловны Александровой (в замужестве княгини Львовой)
Александра Федоровна относилась к вопросу производства во фрейлины без особого формализма. Если практика записи младенцев на воинскую службу, существовавшая на рубеже 18 и 19 веков (родили и записали в полк), ушла в прошлое, то назначение малюток во фрейлины императрица практиковала еще долго...
{C}{C}
Карл Павлович Брюллов. Портрет детей Волконских
На картине мы видим двоюродных сестричек, маленьких княжон Волконских Елизавету Григорьевну и Софью Дмитриевну. Обе девочки в придворных нарядах фрейлин по фасону, принятому Николаем Первым для свиты (красных бархат, золотое шитье, шлейф и т.д.) У старшей на груди хорошо виден фрейлинский шифр с голубым бантом. И даже у маленькой, потерявшей башмачок и позирующей с босенькой ножкой, виден на груди кусочек фрейлинского голубого банта.
Александр Малюков. Портрет императрицы Александры Федоровны в придворном наряде, 1836
В таком же стиле должны были одеваться и ее фрейлины...
Неизвестный художник. Мария Кикина в придворном платье фрейлины
Иван Кузьмич Макаров. Портрет молодой дамы
Супруги императора Александра Второго и его сына императора Александра Третьего обе носили имя Мария. Не зная годы жизни изображенных на портретах фрейлин с шифром "М" на груди, даже трудно определить к свите какой из этих двух императриц дама принадлежала.
Вензель императрицы Марии Федоровны, супруги Александра Третьего.
После смерти императора Александра Третьего снова пришлось вернуться к практике сдвоенного шифра. Правда, теперь вдовствующей императрице Марии Федоровне, неохотно уступавшей невестке свои привилегии при Дворе, удалось поставить свою букву "М" на первое место в ширфре.
Впрочем, Александра Федоровна нарушила много вековых традиций придворной жизни. Например, она перестала вручать вновь назначенным фрейлинам шифры лично. А "быть пожалованной шифром" из царских рук было для аристократок очень важно и вызывало множество обид.
Пожалованная во фрейлины двух императриц баронесса Зоя де Стекль (бант с вензелем не так заметен на черно-белом фото, но при увеличении можно его рассмотреть)
Дочь Петра Столыпина Мария, произведенная во фрейлины и наносившая в связи с этим визиты двум императрицам, очень подробно описала свои впечатления. О том, что удивило ее, девочку из провинции, далекую от придворной жизни, но преданную царской семье, читайте здесь: https://eho-2013.livejournal.com/353015.html
Дочь Столыпина Мария
Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]