История света: маяк Неприступный
19.07.2016 879 0 0 smitsmitty

История света: маяк Неприступный

---
0
В закладки


Из всех технических сооружений маяки, возможно, самые романтичные: одинокая башня на скале, шум волн, крики чаек и луч света, прорезающий темноту. Одни из самых красивых маяков России и Дальнего Востока расположены в Приморском крае. Каждый неповторим, причём речь не только и не столько о технических, архитектурных или географических особенностях – образы маяков создают люди, которые на них работают. В чём-то они все похожи: современные затворники, променявшие стремительный ритм современной жизни на размеренное, почти медитативное существование в одиночестве. Казалось бы, задача маяков – служить путеводной нитью для морских судов – в век спутниковых технологий стала почти символической. Но смотрителей, или, как они сами себя называют, маячников, это не смущает. Скорее, напротив.
***
Чтобы понять, что за люди десятками лет работают на маяках мы отправились на побережье Приморского края и записали их истории.


1.

Нас пугали, что на маяк Неприступный мы не попадём. И не из-за того, что он стоит на одноимённом мысе, на который почти невозможно забраться с моря из-за отвесных скал. Всё просто: каждый маяк относится к определённой военной части, и – формально – на посещение каждого нужно разрешение. Но вот мы проехали 200 километров из Владивостока по плохим дорогам, шаркали дном машины по сопкам, встретили лису, оказались в Находкинском районе Приморья – и видим, что военной части уже нет. Никаких военных, как на мысе Басаргина, тут нет. Остался только шлагбаум – еще одно подтверждение того, что будущее маяков неопределенно.

2.

Впрочем, маяк Неприступный, построенный в 1973 году вместе с девиационным маяком, обеспечивающим безопасную проводку судов, находится на своём месте. Эта небольшая восьмигранная каменная башня с красным куполом не носит фамилию известного мореплавателя или исследователя морей и океанов, стоит не на краю света, не была построена в дореволюционные времена. Зато тут работает целая династия Кренделей. Сначала Петр Иванович Крендель, затем – Лев Петрович Крендель, теперь – Сергей Львович.

3.

Дальность действия маяка Неприступный – 16 миль
Свет – белый, изо
Международный номер маяка – F7563.2
Год постройки – 1973
Расстояние от Владивостока – 96 км


4.

Осматриваем хозяйство.

5.

Лев Петрович фотографироваться отказался, поэтому гуляем по маяку в сопровождении сотрудников.

6.

Лев Петрович Крендель – в прошлом начальник маяка Неприступный, а сейчас начальник целого маячного участка – встречает нас на джипе и проводит по своей территории. Высокий, крепко сбитый мужчина, в кожаной куртке, брюках и ботинках, говорит быстро, но чётко и, кажется, искренне. Потому что переживает за судьбу родного маяка, а точнее, маЯка. Все начальники почему-то ставят ударение на предпоследний слог.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Мы проходим огород, курятник, маленький водоём. Крендель показывает дачный домик, его он построил сам – чтобы летом можно было отдыхать на Неприступном. Рассказывает, как дочка играла свадьбу прямо у водоёма, а потом все сидели за столиком, установленным почти на краю обрыва. Оттуда, говорит начальник маяка, красивый вид. Пока мы пытаемся разглядеть вдали чаек, Лев Петрович приносит старинный смотровой бинокль, похожий на те, в которые нужно кидать монетки, чтобы хоть что-то увидеть. Ставит его прямо у стола. Настраивает. Довольно улыбается и вспоминает, как попал на маяк.

13.

Лев Крендель
58 лет, начальник находкинского участка,
бывший начальник маяка Неприступный


-Мой отец из Минска. Когда началась Великая Отечественная война, родные отправили его на Дальний Восток. Здесь отца призвали на воинскую службу. Он прослужил на посту технического наблюдения семь лет. После окончания службы подумал: а куда идти? И двадцать лет отдал дому – маяку Островному. Я родился прямо около него – буквально, под березкой. Конечно, я с детства знал всё о маяках. Потом семья переехала сюда, и здесь, в Находкинском районе, в моей жизни появился новый маяк – Неприступный. Мой отец перешёл на него начальником.

14.

Я закончил Дальневосточное мореходное училище в Находке, в 1978 году женился. Многое было непросто: я надолго уходил в плаванье, жена растила детей одна. Семья жила в частном доме – жене приходилось таскать уголь и дрова, а это тяжело. Поэтому и сказала определяться: или она, или море. Пришлось сюда переехать. Сначала был начальником маяка Неприступный, потом стал начальником участка, где находятся четыре маяка: Орехов, Островной, Неприступный и Находка. Получается, зона ответственности у меня – от бухты Средняя и до Валентиновки, всё побережье.

15.

Как мы тут работаем? В девять утра мои подчиненные сменяют вахту. Они проверяют пломбы, принимают и сдают журналы с документацией. Связываются с военной частью, докладывают обстановку; это делается четыре раза в день. Потом я людям даю работу, это записывается в журнал работ. Работа всегда разная, и всегда её много. Где нужно генеральную уборку провести, где – покрасить что-то.
16.

-Вечером включают фонарь маяка. А еще на территории работает девиационная станция. Она помогает делать калибровку магнитных компасов для судов. И летом, и зимой важно следить, чтобы она правильные координаты давала. Если питание отключается, например при тайфунах, у нас есть два дизелегенератора. А даже если они оба сломаются – есть химические источники, они всегда обеспечат работу светового маяка.

17.

-У нас, получается, династия. Сначала отец работал начальником маяка, потом – я, теперь – мой сын. Жена моя тоже здесь работает – техником. Зарплата у маячников небольшая, но люди всё равно остаются. Как-то у нас с сыном был разговор: мол, денег не хватает, надо что-то думать. Но как я буду его заставлять тут оставаться, если каждый человек свою судьбу самостоятельно выбирает? Я только сказал, что в этой службе вся его семья работает.  Я помню, как был в экспедиции в США. Видел, как в то время у них была налажена маячная служба, как обустроены маячные городки. Всё было на порядок достойней, чем у нас. И так до сих пор. Так что сравнивать их маяки и наши – это небо и земля. А ведь сейчас есть такая тенденция – люди наверху говорят: маяки, мол, не нужны, давайте от них откажемся. Но если бы решал я, то, безусловно, сохранил маяки в таком виде, в каком они есть, со всеми задачами. Они – необходимость, без них невозможно.

18.

У нас в стране есть много людей, которые только делают вид, что умеют работать. Но маячников никто же не обучает ! Да, проводится вводный инструктаж, и всё. Нет школ для обучения или курсов. Вот и получается: в семье передаёшь знания с детства. А ведь маячник – специалист высокого профиля, не просто радист или штурман. Тут и с дизелями надо уметь обращаться, и с радиотехническими средствами, и со световыми – всё надо хотя бы поверхностно знать. Как бы то ни было, я думаю, что жизнь у меня сложилась довольно-таки гладко. Я выбрал себе путь и иду по нему до конца. С того момента, как перешёл из моря в гидрографическую службу, на маяк, – ни разу не пожалел. Я не вижу себя в какой-то другой отрасли. Работаю здесь, живу – и радуюсь жизни.

19.

20.

21.

22.

23.

Читать и смотреть материал на сайте dv.land

--
О проекте:

Как вы, наверное, догадались, мы пишем о Дальнем Востоке. Если спросить жителя Калуги, Саратова или Москвы, где находится Якутия и чем она отличается от Камчатки, он ответит в лучшем случае что-нибудь про оленей и вулканы.

Большая часть жителей страны представляет себе Дальний Восток (на минуточку, 36% территории России) как землю, населённую китайцами и пограничниками, с дешёвой икрой и суровым климатом, гейзерами и алмазами.

Но мы-то знаем, что это не так. Или не совсем так. Мы видим эту территорию как территорию возможностей. Мы хотим, чтобы таким Дальний Восток знала вся страна, а с ней – и весь мир. Именно для борьбы с невежеством и стереотипами ТАСС запустил новый проект – DV.

Наш сайт состоит из шести разделов: «Новости» (актуальные события региона),«Экономика» (простым языком о сложных вещах), «Люди» (истории героев, делающих Дальний Восток таким, какой он есть), «Туризм» (путеводители и статьи для путешественников и о путешественниках), «История» (от первопроходцев до наших дней) и «Территории» (самый красивый раздел сайта – удивительные фотопроекты, уникальные репортажи из отдаленных уголков Дальнего Востока).  Для вашего удобства мы разработали мобильную и планшетную версии сайта. Вся жизнь региона – на экране вашего устройства.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram: брифы новостей и свежие материалы за день о Дальнем Востоке: @dvland или по ссылке https://telegram.me/dvland;

только срочные новости: @dvland_bn или по ссылке https://telegram.me/dvland_bn.

Мы выбираем для вас самые важные новости и готовим лучшие материалы о том, что происходит в регионе и как это отражается на жизни всей страны. Помните, завтра на Дальнем Востоке наступает раньше, чем в остальной России.


                                   

                                                                                                                                                                    Фото: Тимур Ахметов

--
Спасибо за внимание!
--

--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmittyуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]