Питер взбунтовался!
---
Просто стыдно слышать некогда гордое имя Зенита в этих дрязгах. Шок вызывает цирк, развернувшийся в городе: с одной стороны, бюджетные деньги и престиж страны, летящие в бездну, с другой, ну сложно воспринимать все это всерьез...
Услышав сообщение о разрыве, многие вздохнули спокойно. Правительство Санкт-Петербурга не только берет под личный контроль ход строительства стадиона, велика вероятность, что жадному до бюджетных денег подрядчику сухим из воды выйти не удастся.
В конце прошлой недели власти Санкт-Петербурга внезапно расторгли контракт с генподрядчиком арены «Зенита». Строители стадиона устроили стихийный митинг, протестуя против задержки зарплат, при этом они заблокировали въезд и выезд со стройплощадки. На Крестовский остров были стянуты бойцы ОМОН...
«Трансстрой» не нашёл средств для того, чтобы выплатить честно заработанные деньги простым рабочим! Зато компания установила недвусмысленный рекорд: самый дорогой футбольный стадион в мире за всю историю, в расчете стоимости каждого посадочного места. Если однажды его достроят, и цена на билет покажется вам высокой, просто вспомните, что сидите на кресле стоимостью 15827 долларов.
Олег Закупеня. Стропальщик на стройке "Зенит-арены"
Эту цифру уже можно представить, но еще проще будет, если вы разделите ее на размер вашей зарплаты. Так стоит каждое из 69501 кресел. Конечно, цифра не окончательная, она еще может измениться, хотя поводов для иллюзий насчет вектора этих изменений, наверное, нет ни у кого из петербуржцев. Точнее, не было до сегодняшнего дня.
Прежде, чем начинать иронизировать про то, что смета строительства стадиона выросла за прошедший период в шесть раз (до 39, а по некоторым данным уже до 45 миллиардов рублей), хочется предложить вам вспомнить, как стройка века набирала свои немыслимые обороты.
...пока мы выходим на понимание, что мы должны его очень активно строить...
На строительство стадиона имени Кирова на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, на месте которого теперь создают "Зенит-арену", ушло целых 18 лет. Его начали возводить еще в 1932 году по проекту архитекторов Никольского и Кашина, а открыли лишь в 1950 году. Стадион имени Кирова был самым большим в СССР и одним из крупнейших в мире. Честь принимать футбольные матчи Олимпиады-80 доверили именно ему. Правда, перед этим событием стадион пришлось реконструировать и его вместимость значительно уменьшилась: до реконструкции он мог принять 100 тыс. зрителей, а после - лишь 71 тыс.
Стадион Кирова - снесенный памятник архитектуры.
Построить на месте стадиона имени Кирова новую арену было решено в 2005 году. 17 августа 2006 года на нем был проведен последний матч, часть зрительских мест к тому моменту были уже демонтированы. К концу 2006 года стадион полностью снесли.
В 2006 году власти Петербурга провели международный конкурс на архитектурную концепцию нового стадиона на Крестовском острове. Победителем стал проект "космического корабля" японского архитектора Кисе Курокавы. Одной из его особенностей была раздвижная крыша размером 200 на 90 метров, сконструированная из металлокаркаса и тканевого материала, оснащенная системой нагнетания горячего воздуха, чтобы снег таял, а не скапливался на крыше. В ходе работы над концепцией, она не раз была "доработана" с учетом российских норм, увеличившейся вместимости арены и стандартов UEFA и FIFA. В результате, в частности, раздвижной прямоугольный блок был заменен на светопрозрачный купол. Как в итоге будет выглядеть "Зенит-арена", Кисе Курокава никогда не узнает, японский архитектор умер 12 октября 2007 года в возрасте 73 лет.
Кисе Курокава - архитектор изначального проекта.
Строительство стадиона началось при губернаторстве Валентины Матвиенко. Страстная болельщица "Зенита", в 2008 году она заявляла, что ее любимая команда сыграет первый матч на новом стадионе уже в марте 2009 года.
Январь 2008 года. Генеральный директор компании «Авант», на тот момент генподрядчика строительства, Григорий Фельдман пообещал достроить стадион к маю 2009-го.
Декабрь 2008 года. "Трансстрой" Олега Дерипаски стал генподрядчиком строительства "Зенит-арены", сменив компанию "Авант". Подряд был выигран на аукционе – печально известный теперь "Трансстрой" предложил скидку 30% от стартовой цены, что составило 13,022 млрд. руб. Позднее компания запросила у города еще 9 млрд.
Январь 2009 года. Заместитель гендиректора ЗАО «Трансстрой» Александр Красницкий заверил, что строительство закончится в конце 2010 года. Спустя месяц было уточнено время сдачи стадиона – ноябрь 2010 года.
Июль 2009 года. Александр Дюков пообещал торжественное открытие арены зимой 2010-2011 годов. В матче открытия «Зенит» сразится с грандом мирового футбола.
Май 2010 года. Генеральный директор корпорации «Трансстрой» Михаил Леонтьев назвал наиболее реальную дату окончания строительства – конец 2011 года. Но при условии, что объект не будет вызывать новых вопросов у экспертов.
Январь 2011 года. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Роман Филимонов новый окончательный срок сдачи объекта – ноябрь 2012 года.
Ноябрь 2011 года. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: «Пока не возникает вопрос по привлечению средств. Если с учетом внесения изменений в проект понадобятся средства, город будет искать варианты софинансирования, но пока такой необходимости нет. Если к марту мы получим документы из Главгосэкспертизы, то вполне реально завершить строительство в 2013 году».
Июнь 2012 года. Строительство стадиона заморожено из-за финансовых проблем.
Ноябрь 2012 года. Заместитель генерального директора компании «Трансстрой» Карен Мелиаванян: «Финишная прямая, я думаю, у нас будет в 2015 году, когда мы будем заканчивать стадион. А пока мы выходим на понимание, что мы должны его очень активно строить».
Олег Дерипаска - хозяин компании Инжтрансстрой
Январь 2013 года. Генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов: «Мы в целом крайне обеспокоены судьбой строительства, поскольку в настоящий момент нет ни одной предпосылки для того, чтобы стадион был построен в указанные сроки, и при этом соответствовал современным нормам строительства и уж тем более стандартам ФИФА, УЕФА и РФС».
Апрель 2013 года. Георгий Полтавченко своим распоряжением утвердил срок окончания строительства нового стадиона «Зенита» на 15 декабря 2015 года.
Май 2013 года. Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин: «Есть большие опасения, что мы не уложимся в срок. То, что город запланировал средства до 2015 года, не дает возможности принимать какие-то оперативные решения. Сроки, в лучшем случае, – конец 2016-го, начало 2017 года».
Апрель 2014 года. Виталий Мутко: «Стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге будет сдан к маю 2016 года и тогда же примет первый матч».
Июль 2015 года. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин: «27 мая 2016 года мы покажем гостям города и представителям ФИФА, что стадион готов. Но в футбол сыграть еще будет нельзя».
Март 2016 года. Виталий Мутко: «Надеюсь, до конца года стадион откроется».
Апрель 2016 года. Виталий Мутко: «Есть госконтракт, который завершается в декабре 2016 года, все строительные работы и пуско-наладочные мероприятия будут завершены в обозначенный срок, стадион в декабре будет готов к приему государственной комиссией».
Май 2016 года. Члены бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга дали добро на увеличение сметы строительства стадиона «Крестовский» на 4,3 миллиарда рублей (на строительство стадиона уже потрачено около 35 миллиардов рублей). Глава Комитета по строительству Сергей Морозов мотивировал удорожание допольнительными работами по обеспечению безопасности арены, в частности, антитеррористической. «Также мы призваны фиксировать такие потери, как изменение курса рубля, высокий уровень инфляции, рост цен на оборудование и так далее», – подытожил Морозов.
Июль 2016. Генподрядчик строительства «Крестовского», компания «Инжтрансстрой-Спб», заявила о приостановке работ. При этом в адрес заказчика, городской администрации, был выдвинут внушительный список претензий – от непредоставления проектной документации до отсутствия оплаты за ранее выполненные работы. Министр спорта Виталий Мутко заявил, что генподрядчик обречен довести работы до конца и сдать стадион к старту Кубка конфедераций, иначе «это будет разговор из другой области».
1 сентября 2012 года при посещении стадиона премьер-министр России Дмитрий Медведев высказал мнение, что "...это не просто долгострой, это выглядит позорно".
Еще раз повторим цифры: декабрь 2008 года генподрядчиком выбран "Инжтрансстрой". Проект корректировали трижды: в 2008, 2010 и 2013 годах. Каждый раз стоимость арены увеличивалась с предполагаемых изначально 6,7 млрд до возможных 45 млрд рублей. В конечном итоге у города лопнуло терпение.
...иначе это будет разговор из другой области...
Возникает ли у вас вопрос о том, можно ли доверять данной компании? Правительство города предположило, что и к чемпионату 2018 готов стадион не будет, а этого Администрация Северной столицы допустить не может. В результате, несколько дней назад контракт с "Инжтрансстрой-СПб" был расторгнут с нижеследюущей формулировкой.
"Учитывая сжатые сроки завершения работ на объекте, на фоне низких темпов производства работ, крайне низкой динамики освоения лимитов финансирования, отсутствие надлежащей и оперативной реакции на предписания заказчика, неоправданную волокиту при принятии управленческих, технических и производственных решений, низкую мобилизацию трудовых ресурсов и низкую культуру производства, плохое качество работ и др., понимая, что подобная линия поведения ставит под угрозу срыва ввод в эксплуатацию стадиона в сроки определенные руководством города и страны, принято сложное, но единственно возможное в этой ситуации решение о досрочном расторжении государственных контрактов с ООО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" и АО "Корпорация "Трансстрой".
...это не просто долгострой, это выглядит позорно...
На кону репутация не только города, но и всей страны. В данном случае, администрация города приняла решение, что только прямое ее участие может спасти Зенит-Арену от печального итога. На самом деле, решение не безосновательное, ведь существует целый рад примеров крупных городских проектов, которые были спасены прямым вмешательством властей города.
Вспомним хотя бы обновленный Пулково, который, без преувеличения, стал одним из самых красивых и комфортабельных аэропортов России. Или из совсем горячих новостей - рекордные сроки по прокладке Фрунзенского радиуса метрополитена Петербурга. Сложнейший объект сдадут в уже декабре 2017 года, то есть на год раньше срока, как сообщил замглавы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Цалко в марте этого года.
Времени мало, и вряд ли будет легко, ведь сам по себе проект стадиона весьма сложен. Многие технологии применяются здесь впервые, нет достаточного количества специалистов, принимавших участие в проектах аналогичного масштаба. Главные особенности стадиона — это огромный светопропускающий купол, которых в мире по пальцам пересчитать, и выкатное поле — пятое в мире. Они есть в Германии („Шальке“), в Голландии („Гелредом“), в „Саппоро Доум“ (Япония) и в штате Финикс в США. Над выкатным полем будет мост с пролётом 90 метров, чтобы обеспечить его выдвижение и закатку внутрь.
На этом же мосту трибуны для зрителей. Такая мощная конструкция потребовала определённых инженерных решений по применению канатов, чтобы избежать подпорок под мостом и обеспечить свободное прохождение поля под мостом. Выкатили поле — и можно проводить нефутбольные мероприятия — концертные или другие спортивные. Выдвижение поля занимает в пределах двух-пяти часов. В партере на месте поля будут присутствовать зрители, там можно ставить дополнительные трибуны. При проведении соревнований по волейболу или теннису нужна не такая большая площадка, поэтому можно добавлять временные зрительские места. Это не просто футбольный стадион, это сверхсовременный спортивный объект, призванныйстать еще одним символом нашего города.
Несмотря на сложность задачи, хочется верить, что эта невероятно дорогая, долгая, скандальная стройка будет закончена, в срок, как заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга. Проект сложный, и с точки зрения материалов и с точки зрения конструкции самого стадиона - "победить" его - дело совести и чести руководителей Санкт-Петербурга. Ведь победителей не судят, а вот всех остальных - стоило бы.
Фото из источников: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9)
Взято: ochendaje.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]