Боже, храни королеву: о фильме «Богемная рапсодия»
Худшее, что вы можете сделать после просмотра этого фильма – сказать «Ну вот теперь-то я знаю, как всё было на самом деле». Потому что ответы на вопросы о личной жизни гениального музыканта и чуде рождения потрясающей музыки группы Queen – двух столпах, на которых стоит эта биографическая драма – нужно искать где угодно, только не в кино.
Плохим от этого фильм, конечно же, не становится.
Наоборот! Если принять как должное неминуемый галоп в повествовании и не забывать, что перед вами не документальный, а художественный фильм – просмотр не доставит ничего, кроме священного трепета от прикосновения к легенде, которой, несомненно, является как вся группа в целом, так и Меркьюри в частности.
Огромную ответственность в деле ретрансляции этой легендарности взвалил на себя first generation American по имени Рами Малек – сын выходцев из Египта, которого узнают разве что сериаломаньяки, смотревшие «Мистер Робот». Совершенно неизвестный широкой публике и, на первый взгляд, мало похожий на Фредди, Малек проделал фантастическую работу, добившись впечатляющего перевоплощения в главный голос ХХ века. И добился, надо сказать, не усилиями мастеров мэйкапа (которые, если надо, слепят Меркьюри даже из Никиты Преснякова), а россыпью нюансов, подмеченных в манере говорить, ходить, жестикулировать и держаться на сцене.
Костюмеры и гримёры, конечно, тоже большие умницы, но это уже, так сказать, приятное дополнение-гарнир к основному блюду по имени Рами.
Так что забудьте уже про Сашу Бэрона Коэна и смейтесь в лицо тем, кто всё ещё за него топит, отвергая Малека. Коэн, возможно, доставил бы гримёрам куда меньше хлопот, но куда деть его рост под два метра и возраст под полтинник?
Особых разоблачений или манифестов в фильме нет: история человека-Меркьюри преподнесена очень сдержанно, если не сказать “осторожно”. Интимные темы – вроде наркотиков, любовников, болезни – обозначены хоть и чётко, но скупо, без ненужного смакования. Подобное уважение личного пространства главного героя фильма можно только похвалить, хотя порой и возникает ощущение, что авторы уж слишком осторожны.
Этот лёгкий недобор в эпатаже вне сцены многократно компенсируется феерией эмоций и образов на сцене.
Музыкальная шкатулка «Богемной рапсодии» подобна тому горшочку, что непрерывно варит кашу, и без устали выплёскивает на зрителя всё новые и новые номера. Сам фильм от этого превращается, с одной стороны, в двухчасовой remastered-сборник величайших рок-хитов, а с другой – в путешествие в эпоху, которая вроде как должна была навсегда закончиться с уходом Фредди, а вместо этого обрела немеркнущий и недосягаемый статус нержавеющей классики.
Ждёт ли нас в обозримом будущем пришествие новой легенды, чьи таланты, экспрессивность и личностный магнетизм будут привлекать толпы людей даже через десятилетия после её ухода – вопрос, разумеется, открытый. Хотя у «Богемной рапсодии» на этот счёт мнение вполне конкретное: свой козырь на ближайшую тысячу лет мы, похоже, не только вытянули, но и разыграли. И пускай эта партия была сыграна чуть быстрее, чем ожидалось, её вдохновляющая красота будет жить до тех пор, пока на Земле останется хотя бы одна пара ушей.
Можете в этом даже не сомневаться, дорогуши.