Изготовление плазменных двигателей в России
15.04.2019 721 0 0 zelenyikot

Изготовление плазменных двигателей в России

---
0
В закладки
Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Гигантские звездолеты с призрачно светящимися двигателями стали одним из постоянных атрибутов космической фантастики. В то же время плазменные двигатели уже полвека успешно используются в настоящей космонавтике, и российские разработчики являются одними из мировых лидеров. Мне удалось посетить калининградское предприятие «ОКБ Факел» и увидеть, как создаются стационарные плазменные двигатели.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Стационарный плазменный двигатель (СПД) — это одна из разновидностей электроракетного двигателя, где электрическая энергия используется для ионизации газа и придания полученной плазме высокой скорости истечения из «сопла».

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


У такого двигателя нет топлива в привычном понимании, т.е. горючего и окислителя, необходимого для химической реакции с выделением тепла. СПД подходит практически любой газ, но лучше использовать химически неактивные и с высокой атомной массой, вроде аргона или ксенона. Плазменные двигатели обеспечивают очень высокую скорость выбрасываемой струи газа, например, для ксенона это около 30 км/с. Для сравнения, скорость выброса газа у одного из самых эффективных химических ракетных двигателей — кислород-водородного — около 3 км/с. Преимуществом химических двигателей является способность выбрасывать сразу много газа, что дает большую тягу. СПД же требует мощного источника электрической энергии, и даже с ним способен выбрасывать лишь незначительную массу газа за момент времени, то есть имеет очень малую тягу и требует много времени на разгон и торможение. Плазменные двигатели применяются только в космосе: оснащенные ими космические аппараты имеют относительно малый запас рабочего тела и большой размах солнечных батарей.

О возможностях использования электроракетных двигателей задумывались еще в начале XX века, но к первым испытаниям в космосе перешли только в 60-е годы. В 1972 году в системе ориентации советского спутника «Метеор» использовались два электроракетных двигателя: ионный и стационарный плазменный. СПД показал себя лучше, и советские специалисты сконцентрировались на этой разновидности. В создании экспериментальных образцов принимали участие специалисты «ОКБ Факел», и с того времени предприятие стало специализироваться на производстве двигателей такого типа, развивать и совершенствовать технологию.

В начале XXI века калининградский СПД-100 прошел успешные испытания на лунном спутнике Европейского космического агентства Smart-1.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


После успешного полета к Луне европейские производители коммерческих геостационарных спутников стали закупать российские двигатели и создавать новые поколения спутников. Ранее на спутниках-ретрансляторах использовались химические двигатели на токсичном гидразине. Применение российских СПД открыло возможность создания т.н. «полностью электрических спутников», на которых уже не было химической тяги.

Калининградские СПД имеют довольно небольшой размер, но цикл их производства всё же требует немалых производственных площадей.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Разработчики «ОКБ Факел» активно сотрудничают с европейскими производителями и даже помогали французам сделать свой двигатель. Однако на предприятии строжайшие нормы безопасности. Фотосъемка на экскурсии была запрещена сотрудниками службы безопасности, а кадры использованные в репортаже, сняли позже сотрудники пресс-службы по моей просьбе.

На «ОКБ Факел» наглядно видна преемственность поколений.
Молодые работают рядом с опытными специалистами.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Кульманы давно заменены на САПР «Компас-3D» для разработки трехмерных моделей и выпуска конструкторской документации.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Цех механической обработки открывается современными станками ЧПУ.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


— В некоторых случаях у нас токари пишут программы сами, — говорит генеральный конструктор предприятия Евгений Космодемьянский. И я понимаю, что пришло время выбросить свое удостоверение токаря второго разряда.

Однако в глубине зала в работа идет на универсальных станках, где роль ручного труда сохраняет значение, и мои надежды на космическую карьеру возрождаются.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Необходимый этап создания космического двигателя — испытание. Для проверки СПД требуется смоделировать условия космоса, прежде всего вакуум.

Вакуумные камеры кажутся огромными для таких небольших двигателей. Они пригодны для испытания всей линейки двигателей, которые производят на «ОКБ Факел».

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


В советские времена здесь разрабатывали самый мощный двигатель в своем классе — СПД-290. Сейчас создается сравнимый по мощности СПД-230.

Своими глазами работу плазменного двигателя увидеть, к сожалению, не удалось, но фото нам предоставили.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Недавно «Роскосмос» показал классное видео с бортовых камер спутника Egyptsat-A, созданного в «РКК Энергия».

На этих кадрах, пожалуй, впервые миру показана работа плазменных двигателей СПД-70 в космосе.

Возможно, моя фраза про мировое лидерство «ОКБ Факел» может показаться излишне пафосной, но практика показывает правоту этих слов. Space System/Loral, Airbus — это одни из самых крупных производителей коммерческих спутников связи в мире, и они берут калининградские СПД. А совсем недавно заключен вероятно самый большой контракт в истории мирового спутникостроения — на несколько сотен модернизированных двигателей СПД-50М.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Когда проходила моя экскурсия сотрудники предприятия не признавались кто заказчик ссылаясь на соглашение о неразглашении. Позже информация попала в СМИ и теперь мы знаем, что это OneWeb. Проект низкоорбитального спутникового интернета предполагает запуск почти тысячи космических аппаратов в течение трех-четырех лет. И на каждом спутнике будет российский плазменный двигатель.

Новый заказ требует перестройки всего производства, ведь надо создавать практически по двигателю в день. Специалистов на работу набирают даже из других городов. Такой нагрузки не было никогда, поэтому под проект OneWeb провели модернизацию с новыми станками ЧПУ и оборудовали новую современное чистое помещение для сборки.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


За каждым столом собирается по двигателю.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Готовые изделия запираются в специальном шкафу, где поддерживается определенный режим температуры и влажности.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Работа почти ювелирная и неподготовленным взглядом воспринимается непривычно. Обычно под сборкой космических двигателей понимается что-то более масштабное.

Зато в результате получаются вот такие красавцы.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Финальный этап экскурсии — музей предприятия. Здесь первым делом показывают историческую гордость, «лунный камин» — макет радиоизотопного теплогенератора, который был установлен на советских «Луноход-1» и «Луноход-2» и согревал электронику в холодные лунные ночи.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Разумеется, музейный образец не начинен полонием и не радиоактивен.

Еще одно направление производимых «ОКБ Факел» двигателей для космических аппаратов — термокаталитические. Они требуют химического топлива, но его разложение до газообразных компонентов происходит при помощи металлического катализатора, размещенного внутри двигателя. Для повышения интенсивности реакции катализатор нагревается подобно спирали электроплитки.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Термокаталитические двигатели имеют меньшую эффективность чем плазменные или даже химические двухкомпонентные, зато они позволяют создать более простую топливную систему. Обычно такие двигатели используются для ориентирования космических аппаратов и располагаются в блоках по несколько штук.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Особый интерес вызывает один музейный образец — стационарный плазменный двигатель, прошедший длительные испытания в вакуумной камере. Тысячи часов работы приводят к деградации поверхность двигателя под воздействием плазмы.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Такие испытания позволяют повышать ресурс двигателей. Сейчас СПД обеспечивают гарантированную работу в течение нескольких тысяч часов. И, по словам представителей «ОКБ Факел», этот ресурс многократно подтвержден заказчиками, и новые заказы лучше всего говорят о качестве.

Хотелось бы приурочить эту публикацию к Дню космонавтики, чтобы не на словах, а на примере «ОКБ Факел» показать, что у нас есть космос, надо просто уметь его готовить.

Выражаю признательность пресс-службе и сотрудникам «ОКБ Факел» и компании «Аскон» за большую помощь в подготовке материала.

Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников
zelenyikot

Материально поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon нажав на кнопку:
Изготовление плазменных двигателей в России двигателей, Факел», двигатели, двигателя, двигатель, испытания, космических, требует, плазменный, всего, времени, предприятия, аппаратов, работу, космосе, лучше, имеют, плазменные, новые, спутников


Другие способы
оказать поддержку.

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]