Когда рупоры холодной войны останавливались.
---
У героев Жюля Верна на это ушло 80 дней. У майора Гагарина – 108 минут. Столько времени обычно проходит у человека между поздним завтраком и полуденной чашкой кофе. За полтора часа с небольшим – пока клерк из Сити добирается из дома на работу – он облетел вокруг Земли.
Веселый бесенок Пак из «Сна в летнюю ночь», правда, обещал «опоясать Землю» за 40 минут. Но одно дело похваляться, другое сделать – впрочем, если бы ему и удалось выполнить обещание, это теперь вряд ли бы сочли чудом. Даже если бы он сократил время до сорока секунд, это сегодня уже не казалось бы чем-то невозможным. Более того, майор Гагарин, в отличие от Пака, не просто взлетел в небо, а потом вернулся на грешную землю, никак не уточняя свой маршрут. В 9.07 по московскому времени он достиг орбиты, в 9.22 оказался над Латинской Америкой и сообщил, что чувствует себя хорошо, а в 10.15, пролетая над Африкой, передал, что невесомость переносит нормально. Еще через десять минут – и 2800 миль пути – Гагарин уже приближался к родной стране, и корабль пошел на снижение. Посадку он перенес без единого синяка.
Все другие транспортные революции начинались скромнее. Первые паровозы Стефенсона обслуживали лишь короткую железнодорожную ветку между Стоктоном и Дарлингтоном. Аэроплан Блерио перелетел через Ла-Манш, а не через Атлантику. Новое средство передвижения, с которым мы познакомились вчера, покорило мир с первого же раза. И не так уж важно, кто раньше добился успеха – русские или американцы. Собственно, достижение русских заключается в том, что их корабль доставил человека на орбиту, облетел вокруг планеты, и вернулся обратно. Американцы с самого начала планировали нечто более скромное – просто «подбросить» свой корабль, словно снаряд, на несколько сотен миль в высоту. Так что даже если бы они уже осуществили эту «промежуточную» цель, то не смогли бы отнять у русских пальму первенства.
Впрочем, случилось то, что случилось – русские не оставили американцам даже возможности делать какие-либо оговорки. Они методично спланировали и подготовили первый полет человека. Известно, что было проведено пять испытательных пусков, из которых два потерпели неудачу (один раз внутри корабля находился манекен, в другой – собаки). Похоже, после первых трех испытаний они внесли необходимые коррективы, и два последних были удачными. И тогда русские отправили в космос человека, ограничив его задание одним витком вокруг Земли – корабли с собаками делали несколько. Они с самого начала обещали вернуть своего посланца из космоса, и были настолько уверены в этом, что сообщили о запуске заранее.
Ходили упорные слухи, - они даже просочились в прессу – что первый полет состоялся еще до Гагарина, и человек из него вернулся, но сильно пострадал. Даже без опровержения, с которым выступил вчера во Флоренции профессор Благонравов, было ясно, что вся эта история маловероятна. Выход на орбиту корабля, передающего сообщения на трех частотах, не мог бы остаться незамеченным.
Итак, заслуга русских неоспорима. Они поразили наше воображение, как поразили воображение людей 15 века путешествия Колумба. Новый мир открыт, и теперь несомненно начнется его освоение. Майор Гагарин проторил путь, по которому другие – а возможно, и он сам – пойдут дальше, сначала полетят на Луну, потом на планеты нашей Солнечной системы. Это будут настоящие космические путешественники, но даже тогда их еще нельзя будет назвать астронавтами - звездоплавателями. Впрочем, для начала хватит и того, что инженерная мысль людей превзошла похвальбу шекспировского Пака. Как говорится в пьесе Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу», «довольно и того, что за пределом что-то есть» - и туда можно проникнуть. // Перевод: Максим Коробочкин ©
Источник
Редакционная статья, "The Times", Великобритания.
Статья опубликована 13 апреля 1961 года.
Источник
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]