Находка. Часть 2: центр
---
Находка так удивительно линейна, что даже главная улица в ней называется просто - Находкинский проспект. На самом деле город, конечно, куда обширнее и стоит на склонах несколькими ярусами, но продолжая путь, начатый в прошлой части, мы лишь пару раз отойдём от проспекта, да и то не дальше, чем на квартал.
Площадь Совершеннолетия, где мы закончили прошлую часть, находится у крутой петли дороги, огибающей распадок. Взгляд назад, на полусрытую сопку Брат (242) и его островерхую Сестру (318м), на новостройки Городской площади слева и продолжающий их Дом портовых организаций внизу, построенный в 1980-е на грани конструктивизма:
2.
Проспект тут идёт натурально по карнизу крутого скалистого обрыва. Простор воды внизу - это залив Находка, до 1972 года называвшийся заливом Америка, и в бухте Врангель у правого края кадра мы начинали прошлую часть:
3.
А здесь - бухта Находка, называвшаяся так всегда, с момента своего случайного открытия корветом "Америка" в 1859 году. Длинная, узкая и глубокая, она вдаётся в полуостров практически в сторону моря. Город начинался у мыса Астафьева на той её стороне, и хотя за бухту съездить мы не успели, по этой стороне также лишь впереди подобие Старого города. Прямо под проспектом же раскинулся угольный терминал, загрязняющий город не меньше, чем дОбыча открытым способом. Примета русских портов в последние несколько лет - "угольный бум": с обвалом рубля уголь пошёл на экспорт не хуже нефти. И хотя от Находки рукой подать до Партизанска, бывшего Сучана, шахтёрской столицы Приморья, на причалах товар откуда-нибудь с Кузбасса или БАМа - после распада СССР в Приморье не осталось ни одной действующей шахты.
4.
С другой стороны к проспекту вплотную подходят сопки, образующие почти сплошной разрыв в городской застройке. Сам проспект - наследие ГУЛаговского прошлого Находки: помимо пересылки Дальстроя тут были и свои лагеря для провинившихся или военнопленных, и именно з/к пробивали карнизы в скалах.
Под сопками на проспекте лишь памятники - Мемориал Победы (1985):
5.
И целых два знака японских городов-побратимов - Сад Камней из Цуруги (1983):
6.
И Камень Дружбы из Мейдзуру (1978):
7.
Сам Находкинский проспект мы с Олей быстро прозвали проспектом Иваси - эта тихоокеанская сардина знаменита тем, что численность её в дальневосточных водах раз в несколько десятилетий меняется примерно в 100 раз. То есть одно поколение живёт ивасём, а другое его в глаза не видело, и первый исход иваси в середине ХХ века был для Приморья и Сахалина катастрофой масштаба 1990-х. Точно так же здесь устроен трафик - в Находке феноменально непродуманная система светофоров. Проспект то на 5-10 минут становится натурально пешеходным, то примерно на столько же заполняется плотной кавалькадой машин, несущихся с огромной скоростью к следующему рубежу светофора. Я запомнил это особенно хорошо, так как умудрился спровоцировать ДТП - ещё не разобравшись в "фишке" с интервалами, я вышел на пешеходный переход посреди несущейся кавалькады. Грузовичок, за которым я намеревался пройти, однако резко затормозил, и тут же из-за него послышалось характерное "бух!". Что характерно - на корейском грузовичке даже фары не побились, а у ткнувшегося ему в зад джипа морда смялась, как бумажная. Из обоих машин вылезли невредимые и конечно жутко злые водители, а я предпочёл поскорее уйти, так как автомобильных законов совершенно не знаю и не был уверен тогда, что мне будет нечего предъявить.
8.
У следующего поворота проспект упирается в Тобольскую сопку, по склонам которой спускается столь типичный для Приморья каскад маяков, а на вершину нахлобучен Казанский собор (1997-2010) с Пантелеймоновской часовней (2003) - крупнейший храм "самого атеистического региона России". Его высота 43 метра, а построен он на фундаменте заложенного в 1985 году драмтеатра. Казанский храм на Тобольской сопке - это словосочетание должно греть душу любому знающему географию своего народа татарину, и именно татары, а вовсе не кавказцы, построили показанную в прошлой части мечеть, не просто крупнейшую, а единственную на Дальнем Востоке. Что же до названия сопки, то первоначально она была горой Тоболова, названной наверное в честь очередного моряка с пароходокорвета "Америка":
9.
За проспектом, на соседней сопке - целый каскад малоэтажек сталинских времён:
10.
Левее как на ладони Старая Находка вдоль короткой Ленинской улицы:
11.
Проложенной в створе узкой безымянной "бухты второго порядка", глубоко вдающейся в берег у подножья:
12.
Здание со шпилем - морской вокзал, к нему ещё спустимся:
12а.
Там дальше рыбный порт и судоремонтные заводы, на один из которых, кажется, зашло что-то вроде плавкрана:
13.
Железная дорога из глубин порта огибает бухту внушительной петлёй:
14.
А у подножья Тобольской сопки лежит главная в городе пассажирская станция Тихоокеанская. Всего же в черте Находки десяток остановочных пунктов и пяток станций, построенных в 1930-е годы: от Партизанской реки это Находка, Бархатная (см. прошлую часть), Тихоокеанская, Рыбники, Крабовая и конечная Мыс Астафьева. Расписание поездов здесь довольно интересное: два начальных (Тихоокеанская и Мыс Астафьева) и два конечных пункта (Владивосток и Партизанск) дают в день 4 электрички, которые дополняет "дальний" поезд Тихоокеанская-Хабаровск, останавливающийся также в Находке. При Советах этот поезд ходил отсюда в Советскую Гавань, таким образом связывая два главных дальневосточных порта, выросших как перевалки "Дальстроя" - Находку и Ванино. С этим поездом был связан забавный "лайфхак" тех времён, когда такого слова ещё не знали, но только из него и состояла жизнь: по самой окраине, станцией Угольная, маршрут поезда задевал "закрытый порт Владивосток", и всё дальневосточники, включая КГБ, конечно знали, что в Угольной не проверяют документы.
15.
Какие всё-таки причудливые эффекты дают порой горы и море! Вот на кадре выше вид в сторону Владивостока... по карте, а по железной дороге во Владивосток, Хабаровск и Москву надо ехать в строго противоположную сторону! Пробитая в 1929-35 годах линия от Транссиба в Находкинский порт минует горы по пологой долине бывшего Сучана, через стоящий чуть восточнее Находки Партизанск.
16.
От Тихоокеанской рукой подать до Морского вокзала, построенного на этом месте в начале 1950-х годов. Первыми пассажирами его были амнистированные заключённые, знакомыми "воротами" покидавшие Колымский ад. Некоторых амнистировать явно поспешили - одна из первых привезённых партий устроила в городе натуральный пиратский десант с избиением прохожих и грабежом магазинов, отбить который смогли лишь военные. Позже линия Находка-Магадан стала пассажирской, также отсюда курсировали "Комета" во Владивосток и катера по заливу, а в 1960-х годах открылось даже несколько международных линий - в Ниигату, Йокогаму и целый Гонконг.
17а.
Не очень понимаю, кто был их пассажирами, но именно Находка, а не "закрытый порт Владивосток" стала главными морскими воротами СССР на востоке. По такому случаю в 1985 году построили новый морвокзал, от старого же остался лишь обшарпанный участок транспортной полиции по соседству. Это стало особенно актуально с распадом СССР: большинство рейсов умерли в 1991 году, последнее пассажирское судно из Пусана Находка видела в 1998-м, а с 1993 на Морвокзале выгружались подержанные машины из Японии. Зная похожие истории про Владивосток и Ванино, могу предположить, что ЛОВД выполняло роль охранного агентства - без мента с автоматом до авторынка или грузовой станции вполне можно было не доехать. Впрочем, в криминальном Приморья тогдашняя Находка отметилась своей маленькой Чеченской войной русской банды Вэпса с кавказскими группировками, и в какой-то период бандиты даже полностью удушили здешний авторынок. В наши дни Морвокзал хоть и обшарпан снаружи, но зато сверкает новизной внутри - там один из лучших в городе ресторан и офис какой-то крупной компании типа "Ераза" или "Мечела".
17.
Вид с другой стороны бухты - причалы морвокзала, когда-то бывшие единственной находкинской набережной, теперь используются для отстоя судов:
18.
Ближе к окончанию бухты начинается исторический центр. Вот тут в кадре кинотеатр "Спартак" (ныне кукольный театр) и местный филиал МГУ. Только МГУ не имени Ломоносова, а имени Невельского - речь, конечно, про Морской государственный университет во Владивостоке.
19.
Из "тихоокеанской" промзоны мы вышли на Находкинский проспект практически в конце гавани, у местной пресветерианской церкви - ещё такие что здесь, что в Средней Азии, называют корейскими:
20.
По соседству - музей, куда мы не пошли, и гостиница с гербами городов-побратимов на торце
21.
Тема побратимов в Находке вообще как-то особенно актуальна - кажется, будь города людьми, этот был бы небритым портовым работягой, при виде японцев на причале кидающимся к ним в с раскрытыми объятиями и криком "па-брааа-тииим!". Вот ещё одна стена с гербами по другую сторону гавани:
22.
За ней хорошо видна Якорная площадь с "воротами" сталинок у начала Ленинской улицы. Больше всего на ней, впрочем, запоминается "греческая" скульптура - как можно было заметить в Морском сквере из прошлой части, Находка представляет собой натуральный заповедник скульптурной пошлости:
23.
Между "ворот" - и сами якоря, поставленные здесь в 1959 году, к столетию находки будущего города:
24.
Старый город - это скорее Новый город, построенный в послевоенное время, когда из лагерной пересылки Находка стала превращаться в международный порт:
25.
Ленинская улица упирается наверху ДКМ, который официально теперь МДК - в первом случае эта буква значила "Моряков", а во втором - "Муниципальный":
26.
Устроившись на лавочку перекусить шоколадкой с лимонадом, мы расслабились, слушая классическую музыку. Причём даже не в записи - летом по выходным с 16 до 17 часов (если мне не изменяет память) на крыльце ДКМ музицирует его оркестр:
27.
Но Солнце неуклонно опускалось к сопкам, и как бы ни была красива живая музыка, мы ещё полгорода не осмотрели! За Якорной площадью Находкинский проспект вновь набирает высоту мимо гостиницы "Юань-Дун". И если при виде неё вы думаете не о "жёлтой угрозе", а о вкусе габаджоу и дим-самов - значит, вы прониклись духом Дальнего Востока.
28.
Здесь, в стороне от залива, Находка кажется какой-то более простой и домашней. За густой зеленью - обычные пятиэтажки, а ближе к проспекту скульптуры да детские городки:
29.
30.
Внизу уже не грузовые терминалы, а судоремонтный завод, сменяющийся рыбным портом:
31.
В котором, на самом деле, и стоит искать причины того, почему при бурном росте торговых грузооборотов население из Находки драпает стремительно и стабильно. Торговый порт не требует большого количества рабочих мест, и вдесятеро меньшее Ванино без проблем даёт треть грузооборота Находкинского кластера. Совсем иное дело - промысел: СССР имел крупнейший в мире промысловый флот, заваливавший прилавки магазинов минтаем и гнавший на экспорт камчатского краба. К концу 1990-х этот флот стал ещё и "самым изношенным", а затем среди промысловых судов начался мор, так что в 2000-2010-х популяция траулеров и сейнеров сократилась сильнее, чем у любого объекта их лова. Рыбы и крабы вздохнули свободно, а вот людям радоваться было явно нечему: у одной только Находкинской базы активного морского рыболовства к концу 1980-х было 120 судов и 15 000 работников в штате, а сейчас и тех, и других меньше в 10-12 раз. Отсюда и такой вот парадокс: богатый в целом город пустеет на глазах.
32.
К Рыбному порту прилагается ещё один исторический центр - Рыбники:
33.
Их центр - проходящая выше улица Гагарина, от проспекта по большей части отделённая Центральным парком:
34.
У начала - сквер с новеньким памятником пограничникам (2018):
34а.
И непонятной смешной птицей:
35.
Вдоль улицы Гагарина - малоэтажки может и не сугубо местного проекта, но облика очень характерного:
36.
Надпись на фронтоне дома выше - "Май 1949". Не видел раньше и того, чтобы строители указывали месяц:
37.
Спортзал у сквера:
38.
И ДК Рыбников меж двух капитальных сталинок:
39.
Ему повезло меньше, чем ДК Моряков - тут теперь торговый центр.
40.
Спустимся обратно на проспект:
41.
На котором "фасад" Рыбников - Дальневосточное мореходное училище, ныне Находкинский филиал "Дальрыбвтуза":
42.
Он открылся здесь в 1956 году, а вот о происхождении самого внушительного в Находке старого здания я так ничего и не нашёл - где-то оно указано гостиницей (стало быть - для начальства "Дальстроя"), где-то госпиталем, а по мне так для ДМУ и строилось в 1950-х годах:
43.
Как бы то ни было, смотрится очень внушительно:
44.
Да и детали неплохи:
44а.
Между тем, в чередовании рыбников и судоремонтников приоритет опять переходит ко вторым:
45.
Внизу станция Рыбники с вокзалом "дореволюционного" вида - на самом деле, видимо, 1930-х годв. Здесь ходят только электрички на Владивосток и Партизанск по разу в сутки в каждую сторону:
46.
Путепровод выводит практически в конец бухты Находка:
47.
К роскошной довоенной проходной Приморского судоремонтного завода. Пока мы фоткали её - откуда-то прибежала тётка в ЧОПовской форме, и раскрыв хабалку, принялась орать, что здесь ходить нельзя, это уже территория завода. Последнее вряд ли похоже на правду, но видимо мы поломали вахтёрше шаблон, так как обычно здесь вообще никто не ходит.
48.
Вернувшись на проспект, мы поняли, что уже почти стемнело, и поехали в самый его конец, в торговый центр "Мега", затариться в его супермаркете продуктами на вечер и на следующие дни "в дебрях уссурийского края". ТЦ оказался по-своему интересен обилием всё тех же наивных скульптур:
49.
50.
51.
Когда-нибудь о Находке будет, конечно, и третья часть, которую я озаглавлю "Юг" или "Запад". Здесь можно доехать до мыса Астафьева, где в 1930-х годах была база подводных лодок, а в 1946 взорвался пароход "Дальстрой". Или на юг полуострова, к тихим бухточкам с руинами батарей. Или на залив Восток западнее города, за которым лежит местная Ливадия - как и в Крыму (даром что она южнее крымской), курортный посёлок, с Находкой связанный еле-еле, но в 2004 включённый в её состав. Однако в Заливе Петра Великого слишком много красивых мест, чтобы не пресытиться ими за одну поездку.
В следующих частях наконец-то отлипнем от моря и отправимя вглубь Сихотэ-Алиньских гор, к тиграм и драконам.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №1.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланская улица.
Дальзавод и конец Светланки.
Центр у Орлиного гнезда.
Центр у Амурского залива.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
От Первой речки до Стеклянного пляжа.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Океанариум.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Живой мир Приморья. Сафари-парк в Шкотово.
Общее о регионе.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка. От Врангеля до площади Совершеннолетия.
Находка. Центр и Рыбники.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск.
Рудная Пристань.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. Дорога и китайский колорит.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]