Бодрийяр: То, что нельзя продать и купить
---
Жан Бодрийяр известен всем как эпичный критик общества потребления.
Благодаря ему сотням миллионам людей во всём мире стало понятно, что:
во-первых, мы, как зомби, находясь под гипнозом рекламы, постоянно покупаем то, что нам совершенно не нужно (правда, это ПОНИМАНИЕ никак не изменило объем хлама, который мы тащим из магазинов домой);
во-вторых, покупаем мы, в отличие от наших предков, не вещи, а СИМВОЛЫ. Гораздо больше, чем реальное качество покупок, нас интересует то, как они будут восприниматься окружающими - как символ НИЩЕБРОДСТВА или символ нашей финансовой стабильности. Если кто-то думает, что мы будем жить в виртуальном мире только лет через сто, когда появятся соответствующие компьютерные технологии, то он ошибается - мы живём в нём уже СЕЙЧАС, причем, не по ту, а по ЭТУ сторону монитора. Мы все уже несколько десятилетий существуем не в материальном мире ВЕЩЕЙ, а в виртуальном мире СИМВОЛОВ, а точнее, симулякров - примерно вот так режет правду-матку Бодрийяр.
Казалось бы, фуфуфу, как это плохо.
Ну, видимо, да, однако есть один тонкий момент.
Бодрийяр не считает, что ПАДЕНИЕ человека в омут потребления можно как-то остановить. Да и вообще, теоретически общество потребления - не самый худший вариант. Когда ВСЁ продаётся и покупается - это делает общество динамичным, а людей - бодренькими, беззаботными и оптимистичными.
Но! Есть одна большая ПРОБЛЕМА, из-за которой система даёт СБОЙ.
* * *
Во времена, когда общество ещё не помешалось на потреблении, многие вещи не продавались и не покупались. Нельзя (или, по крайней мере ОЧЕНЬ трудно) было купить или продать честь, дружбу, любовь, веру и прочие штуки, устойчивость которых поддерживалась на ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ уровне.
Давайте визуально представим это как плотные, практически неподвижные сгустки различных веществ, которые плавают в колбе.
Но потом трансцендентные основания рухнули, и человек перестал испытывает ПИЕТЕТ перед такими понятиями как "вера", "мечта", "любовь", "принципы" и так далее. Всё это стало продаваться и покупаться ровно так же как колбаса в продуктовом магазине. Ну ок, честь немного дороже колбасы. Но больше они ничем не отличаются. Вопрос ЦЕНЫ.
Вышеупомянутые сгустки стали РАСПЛЫВАТЬСЯ, всё пришло в ДВИЖЕНИЕ. Содержимое колбы буквально ВСКИПЕЛО от высвободившейся энергии. Всё меняется на всё!!! Тотальный рынок! Весёлый хаос!
Но очень скоро стало понятно, что никакого ХАОСА нет. Тем более весёлого.
Потому что осталась одна вещь, которая НЕ участвует в общем обмене.
Она не покупается и не продается.
Это смерть.
* * *
Более того, произошла неприятная вещь, вполне предсказуемая и понятная: если движение тотально и хаотично и на его пути находится что-то неподвижное, то вся движущаяся масса начнет ЗАКРУЧИВАТЬСЯ вокруг него.
Так и получилось.
Если раньше было множество статичных сильных независимых "островков", то сейчас смерть стала ЕДИНСТВЕННЫМ статичным центром, вокруг которого пляшет вообще ВСЁ. По сути, это тихая ДИКТАТУРА со всеми вытекающими мрачными последствиями.
Мы продаем свою свободу работодателю, чтобы на эти деньги клево пожить, ПОКА НЕ УМЕРЛИ, покупаем любовь, чтобы окунуться в нее с головой и забыться, ПОКА НЕ УМЕРЛИ, меняем дружбу на честь, совесть на мечту, всё на всё, повыгоднее, побыстрее, ПОКА НЕ УМЕРЛИ.
Иными словами, у любой купли-продажи-обмена сегодня только один "недвижимый двигатель" - смерть.
Смерть - это то единственное, что не продаётся и не покупается, то, из-за чего общество потребления (не такое уж плохое само по себе) ОБРЕЧЕНО быть уродливым и несчастным.
Благодаря ему сотням миллионам людей во всём мире стало понятно, что:
во-первых, мы, как зомби, находясь под гипнозом рекламы, постоянно покупаем то, что нам совершенно не нужно (правда, это ПОНИМАНИЕ никак не изменило объем хлама, который мы тащим из магазинов домой);
во-вторых, покупаем мы, в отличие от наших предков, не вещи, а СИМВОЛЫ. Гораздо больше, чем реальное качество покупок, нас интересует то, как они будут восприниматься окружающими - как символ НИЩЕБРОДСТВА или символ нашей финансовой стабильности. Если кто-то думает, что мы будем жить в виртуальном мире только лет через сто, когда появятся соответствующие компьютерные технологии, то он ошибается - мы живём в нём уже СЕЙЧАС, причем, не по ту, а по ЭТУ сторону монитора. Мы все уже несколько десятилетий существуем не в материальном мире ВЕЩЕЙ, а в виртуальном мире СИМВОЛОВ, а точнее, симулякров - примерно вот так режет правду-матку Бодрийяр.
Казалось бы, фуфуфу, как это плохо.
Ну, видимо, да, однако есть один тонкий момент.
Бодрийяр не считает, что ПАДЕНИЕ человека в омут потребления можно как-то остановить. Да и вообще, теоретически общество потребления - не самый худший вариант. Когда ВСЁ продаётся и покупается - это делает общество динамичным, а людей - бодренькими, беззаботными и оптимистичными.
Но! Есть одна большая ПРОБЛЕМА, из-за которой система даёт СБОЙ.
* * *
Во времена, когда общество ещё не помешалось на потреблении, многие вещи не продавались и не покупались. Нельзя (или, по крайней мере ОЧЕНЬ трудно) было купить или продать честь, дружбу, любовь, веру и прочие штуки, устойчивость которых поддерживалась на ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ уровне.
Давайте визуально представим это как плотные, практически неподвижные сгустки различных веществ, которые плавают в колбе.
Но потом трансцендентные основания рухнули, и человек перестал испытывает ПИЕТЕТ перед такими понятиями как "вера", "мечта", "любовь", "принципы" и так далее. Всё это стало продаваться и покупаться ровно так же как колбаса в продуктовом магазине. Ну ок, честь немного дороже колбасы. Но больше они ничем не отличаются. Вопрос ЦЕНЫ.
Вышеупомянутые сгустки стали РАСПЛЫВАТЬСЯ, всё пришло в ДВИЖЕНИЕ. Содержимое колбы буквально ВСКИПЕЛО от высвободившейся энергии. Всё меняется на всё!!! Тотальный рынок! Весёлый хаос!
Но очень скоро стало понятно, что никакого ХАОСА нет. Тем более весёлого.
Потому что осталась одна вещь, которая НЕ участвует в общем обмене.
Она не покупается и не продается.
Это смерть.
* * *
Более того, произошла неприятная вещь, вполне предсказуемая и понятная: если движение тотально и хаотично и на его пути находится что-то неподвижное, то вся движущаяся масса начнет ЗАКРУЧИВАТЬСЯ вокруг него.
Так и получилось.
Если раньше было множество статичных сильных независимых "островков", то сейчас смерть стала ЕДИНСТВЕННЫМ статичным центром, вокруг которого пляшет вообще ВСЁ. По сути, это тихая ДИКТАТУРА со всеми вытекающими мрачными последствиями.
Мы продаем свою свободу работодателю, чтобы на эти деньги клево пожить, ПОКА НЕ УМЕРЛИ, покупаем любовь, чтобы окунуться в нее с головой и забыться, ПОКА НЕ УМЕРЛИ, меняем дружбу на честь, совесть на мечту, всё на всё, повыгоднее, побыстрее, ПОКА НЕ УМЕРЛИ.
Иными словами, у любой купли-продажи-обмена сегодня только один "недвижимый двигатель" - смерть.
Смерть - это то единственное, что не продаётся и не покупается, то, из-за чего общество потребления (не такое уж плохое само по себе) ОБРЕЧЕНО быть уродливым и несчастным.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]