Стили живописи. Смотрим и знакомимся
---
Давайте сегодня поближе познакомимся с живописью, ведь данная тема весьма обширна и многообразно. Неподготовленный человек легко может запутаться во всех этих стилях, школах и направлениях. Поэтому, для начала предлогаю разобраться со стилями.
Стили живописи — тема очень обширная, можно сказать вечная. Люди часто используют термины которые не совсем правильно понимают, из-за этого бывают путаницы и неразберихи. Именно поэтому, хотелось коротко и доступно рассказать все что известно о направлениях в живописи. Чтобы не превращать статью в унылый урок истории, давайте поговорим про самые востребованные и актуальные направления на сегодняшний день. Стили живописи с иллюстрациями — удобный и быстрый способ ознакомиться с важнейшими течениями в изобразительном искусстве.
Ну, поехали!
Готика
Алтарь семьи Мероде
Робер Кампен. 1430-е годы.
Готика – это течение в искусстве, которое накрыло все страны Западной и Центральной Европы. Тогда готика была во всем – в скульптуре, живописи, витраже и т.п. она использовалась везде где только можно, произошел «культурный бум». Такая популярность обусловлена последним шагом эволюции из средневекового искусства. Центром и главным фигурантом готического стиля была архитектура — высокие арки, цветные витражи, множество деталей. Романская эпоха не выдержала такой натиск и осталась на обочине истории.
Годы: 1150 — 1450.
Бартоло ди Фреди , Джотто, Ян Полак, Ян ван Эйк.
Ренессанс (Возрождение)
Кающаяся Мария Магдалина
Тициан. 1560-е годы.
Эпоха Возрождения возникла на почве падения Византийской империи и культурного переполоха, который произошел по этому поводу в Европе. Византийцы которые вынуждены были бежать, вместе с культурными связями, принесли на земли Европы произведения искусства и библиотеки. Таким образом произошло своеобразное возрождение античных взглядов, но на современный лад. С годами многие моменты пересматривались и ставились под сомнение. В целом, царствовал светский гуманизм и идеи процветания.
Годы: 1400 — 1600.
Иероним Босх, Леонардо да Винчи, Тициан.
Барокко
Юдифь и Олоферн
Караваджо. 1599 год.
Барокко — Европейское культурное наследие родом из Италии. Характеризует собой ироническую порочную красоту, неестественную элитность и вычурность. Свойственные черты таких картин — высокий контраст, напряженность сюжета, натянутая до предела динамика персонажей. Квинтэссенцией барокко принято считать церковь Санта-Мария-делла-Витториа, она находится в Риме.
Годы: 1600-1740.
Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Ян Вермеер.
Классицизм
Милосердие Сципиона Африканского
Помпео Батони. 1772 год.
Классицизм сыграл громадную роль в искусстве, как фундаментальное течения в живописи 18-го века. Из самого названия все становится понятно (лат. classicus значит образцовый, примерный).
Художники ставили себе цель, приобщить зрителя к высокому, а их картины были путеводной звездой. Высокая мораль, сдержанная культура и традиционные античные ценности стали основой классицизма. В эпоху классицизма в Европе произошел культурный рост и переоценка ценностей, искусство вышло на совершенно другой уровень.
Годы: 1700 — 1800.
Карл Брюллов, Жан-Батист Грёз, Пуссен Никола.
Реализм
Бродячие акробаты
Гюстав Доре. 1874 год.
Реализм пытается с наибольшей достоверностью передать настроение момента, миг реальности на полотне. Но в свою очередь он не ограничен четкими рамками, единственные правила состоят в том, что в картине не должно быть места для вещей, которые исключают реалистичность. В ходе экспериментов, под конец XVIII века, этот стиль поделили на натурализм и импрессионизм. Но, реализму удалось выжить и он пользуется популярностью даже в современной живописи.
Годы: 1800 — 1880.
Вильям Бугро, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле.
Импрессионизм
Впечатление. Восходящее солнце.
Клод Моне. 1872 год.
Импрессионизм возник во Франции, это понятие ввел Луи Леруа. Импрессионисты которые работали в этом стиле, хотели поймать секундное впечатление от каждого предмета или мгновения, рисовали прямо здесь и сейчас, невзирая на форму и смысл. Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения. Но позже на этой почве среди импрессионистов начались разногласия, со временем появились мастера, которые могли впечатляться социальными проблемами, голодом, болезнями. Тем не менее, импрессионизм — добрый и позитивный стиль живописи, который показывает хорошие и яркие моменты.
Годы: 1860 — 1920.
Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега.
Постимпрессионизм
Автопортрет в серой шляпе
Винсент Ван Гог. 1887 год.
Постимпрессионизм вобрал в себя множество различных стилей и техник. Европейские мастера со свежими взглядами на живопись зарождали новые течения и активно пытались отойти от надоевшего тогда импрессионизма и реализма.
Годы: 1880 — 1920.
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Родерик О’Конор.
Пуантилизм
Рио Сан Тровазо, Венеция.
Анри Эдмон Кросс. 1904 год.
Пуантилизм (point — точка) — Стилистическое направление в живописи, которое является тем же импрессионизмом, только в другой оболочке. Вместо рваных мазков, использовались точечные или прямоугольные формы. Так же, художники отказались от смешивания цветов на палитре, вместо этого, на полотно накладывались чистые цвета и смешивались уже непосредственно на самом полотне не соприкасаясь друг с другом.
Годы: 1885 — 1930.
Анри Эдмон Кросс, Жоржа Сёра, Поль Синьяк.
Модернизм
Бабочки вблизи.
Одилон Редон. 1910 год.
Модернизм — общая характеристика всех жанров и стилей в живописи 1850 — 1950 годов. Включает в себя такие направления в живописи — импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Существование этих стилей знаменует полный уход изобразительного искусства от академизма. После ухода от академизма, стало практически невозможно уследить за всеми течениями и стилями которые формировались и формуются до сих пор.
Годы: 1850 — 1950.
Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Огюст Ренуар и многие другие.
Академизм
Последний день Помпеи.
Карл Брюллов. 1833 год.
Академизм – направление в искусстве, которое следует правилам и обычаям античности и эпохи Возрождения. Академизм стремится навязать четкие устои и грани, исключает фантазию и творческий полет. Вместо этого, упор делается на совершенствование недостатков, «шероховатости» природы — скрывать либо устранять. Улучшать действительность в сторону красивого восприятия — вот суть академизма. Сюжеты зачастую берутся из античной мифологии, так же используются библейские и исторические мотивы.
Годы: 1500 — сегодня.
Карл Брюллов, Уильям Бугро, Фёдор Бруни.
Примитивизм
В кухне.
Эпифаний Дровняк. 1940~ год.
Примитивизм – умышленное упрощение картины до такой степени, чтобы она выглядела так, как будто это работа ребенка. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму. Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми. Но если приглядеться, то можно увидеть правильные пропорции и соблюдение правил горизонта и композиции. Большинство известных мастеров примитивизма и наивного искусства были большими поклонниками истории своего народа и его культуры. Именно поэтому все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали. Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто с примесью символизма. Это связано с тем, что современный зритель не готов воспринимать примитивизм в его чистом виде.
Годы: 1900 — сегодня.
Эпифаний Дровняк, Анри Руссо, Нико Пиросманишвили.
Кубизм
Сидящая женщина в голубом платье.
Пабло Пикассо. 1939 год.
Кубизм является направлением модернизма, зачастую используется по отношению к живописи и изобразительному искусству. Мастера разбивали свои сюжеты на геометрические формы, придавая каждому уникальному элементу — свой плотный сектор.
Годы: 1906 — 1925.
Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне.
Сюрреализм
Постоянство памяти
Сальвадор Дали. 1931 год.
Сюрреализм — смешивание сна с реальностью. В этом стиле деятели искусств освобождали свои сны наружу, смешивая образы из реальной жизни друг с другом, совмещая несовместимое. Так же, затрагивались личные темы сновидений — страхи, тайные желания, бессознательные фантазии, комплексы. Все то, что человек может видеть в своих снах. Сегодня сюрреалисты копируют внешнюю оболочку, используя только красивые формы, не вселяя в них тот смысл, который был свойственен мастерам прошлого.
Годы: 1920 — сегодня.
Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.
Абстракционизм
Желто красно голубое.
Василий Кандинский. 1925 год.
Абстракционизм — направление в искусстве, где произошел отказ от изображения действительности и правильности форм. Главная цель состоит в том, чтобы изобразить множество разноцветных форм, которые вместе смогут рассказать о сюжете картины. Родиной абстракционизма принято считать Россию и Америку.
Годы: 1910 — сегодня.
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.
Экспрессионизм
Крик
Эдвард Мунк. 1893 год.
Экспрессионизм ставит перед собой одну единственную задачу, передать то, что чувствовал автор картины в момент ее написания. Художники в этом стиле хотят выразить себя и свои чувства, именно поэтому экспрессионизм является антиподом импрессионизма, в котором упор ставится на выражении сугубо внешней оболочки. Экспрессионистам характерна склонность к мистике, пессимизму и унынию.
Годы: 1890 — сегодня.
Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич.
Поп-арт
Зелёные бутылки Кока-Колы.
Энди Уорхол. 1962 год.
Поп-арт — Современный стиль в искусстве, использующий символы массовой культуры и продукты широкого потребления. Манипулировать и комбинировать объекты помогали современные технологии, из-за этого поп-арт часто подвергался критике со стороны сторожил старой школы. Со временем поп-арт поглотил многие направления в живописи.
Годы: 1950 — 1980.
Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Роберт Раушенберг.
Минимализм
Gran Cairo
Фрэнк Стелла. 1962 год.
Минимализм должен сводить к минимуму вмешательство автора в окружающую среду. Минимализм обозначает лишь самые важные моменты. Истоками лежит в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Является очень спорным жанром живописи, в связи с чересчур минималистическими взглядами некоторых авторов этого стиля. Сегодня минималистичиские направления в живописи трансформируются чрезвычайно быстро.
Годы: 1960 — сегодня.
Фрэнк Стелла, Карл Андре, Сол Ле Витт.
Гиперреализм
Фрукты.
Жак Боден. 2016 год.
Гиперреализм появился в связи с популяризацией фотографии, деятелям искусства было интересно посоревноваться с фотографами. Гиперреалисты создают альтернативную реальность, реалистичную иллюзию.
Годы: 1970 — сегодня.
Гноли, Герхард Рихтер, Делкол.
Источник
Сразу вспомнил наш поход в Национальный музей Прадо в Мадриде.
Взято: alik-morozov.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]