Железнодорожный вокзал и старинное депо Гюмри (Армения)
---
Работники гюмрийского железнодорожного депо смотрели на меня как на инопланетянина. Странный с их точки зрения тип (ваш покорный слуга) со счастливым лицом лазил по руинам депо и фотографировал ржавые тепловозы и разваливающиеся цеха еще царской постройки. Старое паровозное депо Гюмри построено в 1899 году, когда протягивали ветку Тбилиси - Гюмри - Карс и вся эта территория включая часть нынешней Турции принадлежала Российской империи. В те годы Гюмри превратился в важный транспортный узел Закавказья, в городе создавались мануфактуры, открывались учебные заведения и доходные дома. Добавим к этому мощный гарнизон с казармами и двумя крепостями, где служили несколько тысяч солдат. У города было самое лучшее будущее по всем признакам, если бы не Первая мировая война и поражение царской России по всем фронтам, включая турецкий. Так называемый Карский мир 1921 года привел к потере Россией (фактически уже СССР) значительных территорий и отходу к новой границе с Турцией по речке Ахурян в 10 километрах к западу от Гюмри.
Новая граница "перерезала" важный транспортный коридор с Карсом и Эрзурумом оказавшимися в руках турок. Но вместе с тем, бежавшие от преследований со стороны турок армяне стремительно пребывали как в Гюмри, так и в Ереван. В результате чего Гюмри как узловая станция был реанимирован, поскольку ранее малоэффективная ветка построенная в 1908 в Нахичевань через Масис (пригород Еревана) приобрела важность. Интересно, что в 1961 году СССР и Турция согласовали прямое железнодорожное сообщение между Гюмри и Карсом. Таким образом, в разгар "Холодной войны" (а Турция - член НАТО) осуществлялось регулярное грузовое сообщение между двумя странами. Более того, с 1991 по 1993 между уже независимой Арменией и Турцией поезда периодически продолжали курсировать, включая дизель Гюмри-Карс, на котором армянские "челноки" ездили в Турцию за покупками. Но счастье недолго продолжалось. В 1993 году правительство Турции в знак поддержки Азербайджана решили закрыть армяно-турецкую границу и движение поездов с тех пор полностью прекращено, равно как и сама граница была полностью заблокирована.
Распад Союза вообще здорово ударил по армянской железной дороге. Вначале война в Абхазии и перекрытие железнодорожного сообщения с Россией, затем конфликт в Карабахе и закрытие пути Ереван - Нахичевань - Баку. Про закрытие границы с Турцией мы уже говорили ранее. На сегодня станцию Гюмри обслуживают только два поезда: Ереван - Гюмри - Тбилиси (четырежды в неделю) и Гюмри - Ереван (трижды в неделю). Огромный советский вокзал выглядит пустым и забытым -
В летнее время назначается дополнительный поезд Ереван - Тбилиси - Батуми, а вот дизель до Айрума (грузинская граница) уже несколько лет как не функционирует -
Во время спитакского землетрясения 1988 вокзал был сильно поврежден, но полностью восстановлен -
Кстати слева, за перроном, виднеется выставка железнодорожной техники, принадлежащая музею железной дороги. К сожалению, сам музей скорее абстрактный, чем реальный. Это странно звучит, но мне его найти не удалось. Вывеска есть, но музея нет. Обошел весь вокзал - нет. Спросил гулявшего рядом милиционера и тот тоже удивленно развел руками "Музей железной дороги? Впервые слышу". Возникло ощущение, что музей размещается в какой-то из комнат вокзала и ключ оттуда надо искать через начальника вокзала. А вот вывеска есть -
Ну ладно, двигаемся дальше -
Подозреваю, что под "музеем" подразумевается этот старый паровоз близ вокзала -
Метрах в пятистах от вокзала расположено старое депо, выстроенное в 1899 году. Сегодня оно полностью заброшено -
Совершенно потрясающие раритеты, например поворотный круг -
Как вы считаете, эти маневровые тепловозы на ходу? Ощущение, что уже нет -
Кажется, старые тепловозы разбирают на запчасти для ремонта тех, что еще на ходу. Мне сей факт показался странным, поскольку вот уже несколько лет, как российская РЖД выкупили армянскую железную дорогу, пообещав инвестиции. Между тем, новых составов и локомотивов не видно -
В этот миг мимо меня пронесся вполне живой тепловоз -
Эти тепловозы совершенно точно на вечной стоянке, все вокруг них заросло травой -
...а эти выглядят "живыми" -
Обращает на себя внимание, что после распада Союза гюмрийское депо постигло нашествие мародеров. В старых цехах разломано абсолютно все. Охотники за металлом выломали любые металлические конструкции, начиная с дверных ручек и заканчивая подъёмниками и креплениями. Каким-то чудом не украли рельсы -
Трудно сказать, почему многие жилые здания расположенные вдоль линии заброшены. Они не выглядят как поврежденные при землетрясении. Скорее всего сокращение сообщение по станции Гюмри привело к массовым увольнениям в начале девяностых, а здесь жили станционные рабочие. Постепенно они покинули свои дома, да и видимо сам город -
Смешанные чувства испытал во время этой "нетуристической" прогулки вокруг гюмрийского вокзала. Работники депо прямым текстом мне говорили, что искать здесь нечего. Что все давно сломано и украдено. А я упорно им объяснял, что вокруг них столько всего исторического и интересного. Мы плохо понимали друг-друга. Не из-за языка, они по-русски как раз разговаривали неплохо, а скорее мы с разных планет. Они реалисты, а я марсианин.
Можете почитать несколько моих статей про армянскую железную дорогу:
Путешествие на поезде Ереван - Тбилиси
Ереванское депо и перспективы развития железной дороги Армении
Новая граница "перерезала" важный транспортный коридор с Карсом и Эрзурумом оказавшимися в руках турок. Но вместе с тем, бежавшие от преследований со стороны турок армяне стремительно пребывали как в Гюмри, так и в Ереван. В результате чего Гюмри как узловая станция был реанимирован, поскольку ранее малоэффективная ветка построенная в 1908 в Нахичевань через Масис (пригород Еревана) приобрела важность. Интересно, что в 1961 году СССР и Турция согласовали прямое железнодорожное сообщение между Гюмри и Карсом. Таким образом, в разгар "Холодной войны" (а Турция - член НАТО) осуществлялось регулярное грузовое сообщение между двумя странами. Более того, с 1991 по 1993 между уже независимой Арменией и Турцией поезда периодически продолжали курсировать, включая дизель Гюмри-Карс, на котором армянские "челноки" ездили в Турцию за покупками. Но счастье недолго продолжалось. В 1993 году правительство Турции в знак поддержки Азербайджана решили закрыть армяно-турецкую границу и движение поездов с тех пор полностью прекращено, равно как и сама граница была полностью заблокирована.
Распад Союза вообще здорово ударил по армянской железной дороге. Вначале война в Абхазии и перекрытие железнодорожного сообщения с Россией, затем конфликт в Карабахе и закрытие пути Ереван - Нахичевань - Баку. Про закрытие границы с Турцией мы уже говорили ранее. На сегодня станцию Гюмри обслуживают только два поезда: Ереван - Гюмри - Тбилиси (четырежды в неделю) и Гюмри - Ереван (трижды в неделю). Огромный советский вокзал выглядит пустым и забытым -
В летнее время назначается дополнительный поезд Ереван - Тбилиси - Батуми, а вот дизель до Айрума (грузинская граница) уже несколько лет как не функционирует -
Во время спитакского землетрясения 1988 вокзал был сильно поврежден, но полностью восстановлен -
Кстати слева, за перроном, виднеется выставка железнодорожной техники, принадлежащая музею железной дороги. К сожалению, сам музей скорее абстрактный, чем реальный. Это странно звучит, но мне его найти не удалось. Вывеска есть, но музея нет. Обошел весь вокзал - нет. Спросил гулявшего рядом милиционера и тот тоже удивленно развел руками "Музей железной дороги? Впервые слышу". Возникло ощущение, что музей размещается в какой-то из комнат вокзала и ключ оттуда надо искать через начальника вокзала. А вот вывеска есть -
Ну ладно, двигаемся дальше -
Подозреваю, что под "музеем" подразумевается этот старый паровоз близ вокзала -
Метрах в пятистах от вокзала расположено старое депо, выстроенное в 1899 году. Сегодня оно полностью заброшено -
Совершенно потрясающие раритеты, например поворотный круг -
Как вы считаете, эти маневровые тепловозы на ходу? Ощущение, что уже нет -
Кажется, старые тепловозы разбирают на запчасти для ремонта тех, что еще на ходу. Мне сей факт показался странным, поскольку вот уже несколько лет, как российская РЖД выкупили армянскую железную дорогу, пообещав инвестиции. Между тем, новых составов и локомотивов не видно -
В этот миг мимо меня пронесся вполне живой тепловоз -
Эти тепловозы совершенно точно на вечной стоянке, все вокруг них заросло травой -
...а эти выглядят "живыми" -
Обращает на себя внимание, что после распада Союза гюмрийское депо постигло нашествие мародеров. В старых цехах разломано абсолютно все. Охотники за металлом выломали любые металлические конструкции, начиная с дверных ручек и заканчивая подъёмниками и креплениями. Каким-то чудом не украли рельсы -
Трудно сказать, почему многие жилые здания расположенные вдоль линии заброшены. Они не выглядят как поврежденные при землетрясении. Скорее всего сокращение сообщение по станции Гюмри привело к массовым увольнениям в начале девяностых, а здесь жили станционные рабочие. Постепенно они покинули свои дома, да и видимо сам город -
Смешанные чувства испытал во время этой "нетуристической" прогулки вокруг гюмрийского вокзала. Работники депо прямым текстом мне говорили, что искать здесь нечего. Что все давно сломано и украдено. А я упорно им объяснял, что вокруг них столько всего исторического и интересного. Мы плохо понимали друг-друга. Не из-за языка, они по-русски как раз разговаривали неплохо, а скорее мы с разных планет. Они реалисты, а я марсианин.
Можете почитать несколько моих статей про армянскую железную дорогу:
Путешествие на поезде Ереван - Тбилиси
Ереванское депо и перспективы развития железной дороги Армении
Взято: puerrtto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]