Новый район Кракова: Сталина на них нет!
---
Продолжаем исследовать Краков. В этот раз я поехал на окраину, чтобы посмотреть новый район Авиа и бывший соцгород Нова Хута. С начала XX века в городе работал аэродром "Краков-Раковице-Чижины", какое-то время он даже был гражданским. Но сразу после Второй мировой рядом с аэропортом построили металлургический комбинат и огромный жилой район, что помешало его нормальной работе. В результате аэродром расформировали, и долгое время он пустовал. Но затем власти Кракова решили, что ценная городская земля не должна пропадать.
Примерно половину территории бывшего аэропорта сохранили и оставили музею, а вторую отдали под застройку. Ещё в коммунистический период тут появились первые микрорайоны. А несколько лет назад сюда пришёл новый девелопер, который начал строить жилые дома вплотную к бывшей взлётно-посадочной полосе, а саму ВПП попытался благоустроить. Собственно, благодаря такому расположению эти кварталы получили название Авиа.
В новом районе почти сразу же начались проблемы, поскольку существующая инфраструктура оказалась не готова к наплыву новосёлов. Наряду с 6- и 7-этажками тут не стеснялись строить 15-этажки, так что жильцов въехало много. По закону польские девелоперы не обязаны развивать инфраструктуру и строить что-либо кроме жилья, поэтому иногда получается так же, как в наших микрорайонах. Если почитать местные газеты, становится понятно, что проблемы одни и те же: в больнице большие очереди, в школе не хватает мест на всех желающих, новые дороги и детские сады не строятся – как будто мы не в Кракове, а на окраине Питера или Новосибирска. Далеко не всем краковчанам район нравится. Кто-то называет его "бетонными джунглями" и даже "новым Мордором".
Давайте посмотрим, так ли всё страшно на самом деле. А потом я покажу вам настоящий заповедник советской эпохи, и мы прикинем, где сегодня комфортнее жить.
01. Итак, новый район в Кракове. Для начала давайте оценим архитектуру. И тут я бы сразу хотел обратить ваше внимание на проблему всех современных районов, какими бы хорошими они ни были. Мы стремительно теряем идентичность, и это меня пугает. Сегодня во всём мире архитектура совершенно одинаковая. Современный жилой район в Париже мало чем отличается от современного жилого района в Лос-Анджелесе.
Это происходит, потому что сегодня архитектура перестала зависеть от локальных факторов. Например, в средней полосе России строили деревянные дома, потому что было много дерева, а вот в горных районах, наоборот, использовали камень, которого там было в избытке. В городах с жарким климатом часто можно встретить галереи или навесы от солнца, в арабских странах в доме обязательно будет ветровая башня, чтобы хоть как-то охлаждать помещения, и т.д. Именно поэтому архитектура была очень разной. Я даже не говорю о том, что мы сегодня без труда отличаем русскую крепость от крепости немецкой. Даже в масштабах страны мы можем по наличникам старых домов отличить, скажем, Вологду от Пензы.
Но с развитием технологий всё меньше факторов стало влиять на архитектуру. Бетонным домам всё равно, где их строят, потому что бетонный завод может стоять хоть в пустыне, хоть в тайге. Но остался ещё экономический фактор. Поэтому в XX веке идентичность архитектуры ещё сохранялась в масштабах стран. Мы без проблем отличим советский город от американского, а немецкий – от итальянского или греческого. Но в XXI веке и эти границы начали рушиться.
Глобализация привела к тому, что сегодня мы не отличим современное здание в Китае от современного здания в Милане. Везде одинаковые оперные театры, везде примерно одинаковые аэропорты. Одинаковые небоскрёбы, одинаковые вокзалы. И, конечно, мы уже не можем по архитектуре жилого района понять, где мы находимся, в Кракове или Копенгагене.
Это плохо, и с этим надо что-то делать. Потому что национальные особенности (в архитектуре) – это очень важный элемент сохранения культуры.
02. С точки зрения архитектуры тут всё грустно. Во-первых, нельзя лепить одинаковые коробки во всём районе. Даже если эти коробки по отдельности ничего. Это смотрится уныло и скучно. Во-вторых, крайне неудачно выбран материал отделки. Сероватая штукатурка очень быстро пачкается, особенно если не продумать грамотный отвод воды. В итоге уже через несколько лет здания выглядят грязными и неопрятными.
03. Одно такое здание вполне могло быть, но когда их растиражировали на большом участке, всё это потеряло смысл.
04. Кроме того, фасады, выходящие на главную улицу, местами слишком глухие. Из-за этого здание смотрится слишком тяжёлым и мёртвым. Непонятно, есть там жизнь или нет. Что это, жилой дом или склад?
05. Некоторые дома поинтереснее, но, опять же, тиражирование одинаковых объектов – не лучшая идея.
06. Балконы стеклить нельзя ) Удивительно. Балконы – это очень круто. К сожалению, в России от них сейчас практически полностью отказываются.
07. Территория вокруг домов используется довольно эффективно. Нет никаких пустырей.
08. Застройка очень плотная, поэтому свободной земли немного, и можно сделать хорошее благоустройство.
09. Дворы без машин. Дворы расположены на крыше подземного паркинга, поэтому больших деревьев нет. Но благоустройство в целом неплохое. Опять же, всё совершенно обычное. Так сейчас делают везде.
10. Хорошо, что все дворы разные. Сегодня двушку (48 кв. м) в таком доме можно купить за 395 тысяч злотых (6,7 млн рублей). Трёшка (59 кв. м) будет стоить около 440 тысяч (7,45 млн рублей). На сайтах объявлений довольно много предложений по аренде. Например, снять студию (28-30 кв. м) можно за 1300 злотых (22 000 рублей), а маленькую двушку (35-40 кв. м) – за 1600 злотых (27 000 рублей).
11. Многие жители используют велосипеды.
12. Ещё один двор. Дома сдали недавно, так что красота не успела вырасти.
13. Интересное решение для балконов на первых этажах. На них сделали выходы прямо на улицу.
14. Участки на первых этажах отданы жильцам. Тут всё хорошо, кроме того, что нельзя разрешать делать заборы. Сейчас каждый хочет отгородиться, и получается полная ерунда.
15. Ошибка проектировщиков в том, что они изначально не предусмотрели разделение между квартирами. Понятно, что люди захотят закрыться. Но ширмы или стенки надо было проектировать так, чтобы они были у всех одинаковые. Здесь же поставили самые дешёвые сетки.
16. В итоге люди начали делать заборы как в деревне.
17. Наземные парковки во дворах закреплены за квартирами.
18. Для гостей есть огромная парковка на границе квартала.
19. В целом парковок очень много, но все они в проездах между домов.
20. Правильные перекрёстки. А вот с правилами парковки тут проблемы. Народ бросает машины где попало.
21. Интересное решение, как оживить большой паркинг. Некоторые места раскрашивают яркими цветами.
22. На первом этаже – торговля и кафе. Посмотрите, как в новом районе хорошо сделали улицу. Сразу видно – город! У нас обычно между фасадом и тротуаром в новых районах зачем-то делают газон. Паркинг тут оградили полосой кустов.
23. На месте бывшей ВПП сделали благоустройство.
24. Но всё очень бестолково. Сверху это смотрится замечательно, а вот находиться тут совершенно неприятно.
25. Странные и нелепые элементы. Сразу видно, архитекторы никогда не делали хороших общественных пространств.
26. Костёл Св.Брата Альберта. Я думал, это новая церковь, а оказалось, что её построили задолго до района Авиа, ещё в 1994 году (а началось строительство при коммунистах). Прямо перед костёлом раньше проходила взлётно-посадочная полоса аэродрома Краков-Раковице-Чижины.
Хотя Краков, как мы вчера выяснили, самый европейский из крупных городов Польши, длинная коммунистическая эпоха не могла не оставить свой след.
При Сталине во многих городах СССР стали появляться районы под названием Соцгород. Как правило, их строили возле крупных новых предприятий, чтобы обеспечить проживание, быт и досуг их сотрудников. Если же рядом с растущим заводом не было большого населённого пункта, с нуля строили не район, а целый город. Так произошло, например, с Магнитогорском.
Самый большой район в Кракове называется Нова Хута, что можно перевести примерно как Новый Завод или Новый Литейный. В самом начале своей истории он был самостоятельным городом. Нову Хуту начали с нуля возводить в 1949 году, чтобы рабочим строившегося тогда металлургического комбината им. Ленина было где жить.
Нову Хуту хотели создать в соответствии с генеральным планом – должен был получиться идеальный социалистический город. Перед архитекторами и строителями ставились две задачи: построить жилые районы раньше, чем будет готов завод, и уложиться при этом в шестилетку (с 1950 по 1955 год). Проблема была в том, что генплан появился уже после того, как в Нове Хуте начали строить первые жилые дома. Он был опубликован в 1953 году в том же номере журнала "Архитектор", что и некролог Сталина.
Сравните с генпланом Магнитогорска! Одним расположением у металлургического комбината сходство явно не ограничивается.
Сейчас историческую часть Новы Хуты, по которой я и гулял, в народе называют Стара Хута или даже Стара Нова Хута, что иногда путает приезжих. Это её макет 50-х годов. Центр похож на веер, а застроен он аккуратными сталинками с обилием зелени. От гигантской промзоны Нову Хуту отделяет парк. Металлургический комбинат всё ещё работает, он принадлежит тому же индийскому магнату Лакшми Митталу, что владеет заводами в Темиртау и Караганде.
Обратите внимание на оформление главной площади. Сегодня такую можно встретить практически в любом крупном постсоветском городе. Кстати, Центральную площадь района сначала хотели назвать именем Сталина. Но с 2004 года она носит имя Рональда Рейгана. Звучит довольно экзотично для бывшего социалистического города!
28. Это главная улица района. Её строили в 50-е, когда ещё процветала тоталитарная архитектура. Можно было позволить себе пышное убранство!
29. Чем дальше, тем проще дома.
30. Сначала всё было роскошно! Колонны, карнизы, наличники на окнах.
31. Высоченные первые этажи.
32. А потом умер Сталин, и по всему Восточному блоку понеслась борьба с украшательством и архитектурными излишками, поэтому новые дома уже строили без изысков. Смотрите, как явно чувствуется разница.
33. Сохранились старые фонари! Раньше архитекторы проектировали не только здания, но и фонари! Сегодня такая роскошь – большая редкость.
34. В Кракове есть совершенно омерзительный тип красно-белого забора, который лепят по всему городу. Как можно так уродовать исторические районы?
35. Типичная советская застройка
36. Местные коммунальщики закрашивают надписи краской. Получаются ужасные заплатки.
37. Магазин обуви
38. Внутри время остановилось 50 лет назад.
39. Обратите внимание на роскошную ручку! Они тут повсюду! Всё оригинальное.
40. На территории Новы Хуты сегодня живут около 300 тысяч человек, она занимает территорию 5 административных районов. Горожане не очень любят Нову Хуту и считают её отдельным городом, хотя в состав Кракова она вошла почти сразу же, в 1951 году.
41.
42. Дальше дома уже попроще.
43. Внимательный зритель найдёт несколько вывесок. Круто, что старые вывески не снимают.
44. Местная жительница
45. Новый пешеходный переход
46. Во дворах типичный бардак с парковкой, всё как у нас.
47. Вход в подъезд. Обратите внимание на трубу, которая сразу уходит в ливнёвку. У нас так не умеют.
48. На одном из домов нашёл невероятно крутые колонны в стиле ар-деко! Изумительная красота.
49. В целом дворы унылые.
50. Никогда не видел таких штук. Колпачки на трубах поворачиваются по ветру. Я так понимаю, это система приточной вентиляции.
51. У большинства домов района крыши плоские, потому что в 50-е польские коммунисты запретили строить дома со скатными крышами. Это было необходимо, чтобы расходовалось меньше древесины, поскольку немцы сильно истощили леса во время оккупации Польши.
52. Местные жители не стесняются парковаться на тротуарах. Если какой-то не защищён столбиками, они его немедленно захватывают.
53. Хамство
54. За первые 10 лет (до 1960 года) в Нове Хуте построили жилые дома на 18 000 квартир, 90 километров дорог, 15 школ и больницу на 840 коек. При этом в районе были предусмотрены широкие зелёные аллеи.
55. В целом район напоминает аналогичные в российских городах, но есть нюансы. Плитка уложена качественно, водосточная труба уходит в ливнёвку.
56. Надпись над дверью: "Вход с другой стороны". Скорее всего, сначала в эти дома можно было зайти и со двора, и с улицы. Но теперь всё как у нас. Ещё и поставили глухую металлическую дверь вместо оригинальной.
57. Изначально связь района с центром города была очень слабой. Обычно местные жители выезжали из Новы Хуты в сам Краков только по воскресеньям, чтобы посетить костёл и прогуляться. При этом снабжение соцгорода было на высоком уровне, но его жители предпочитали закупаться в Кракове, считая, что выбор там больше.
Кстати о религии! Изначально никаких церквей внутри Новы Хуты, конечно, не предполагалось. Но в 1967 году под давлением населения городские власти согласились построить костёл прямо в черте образцового социалистического района. Он получил название Ковчег Господень (Arka Pana по-польски).
Как вам окраины Кракова? Где бы вы хотели жить, в новом районе или в советском?
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]