Лейбниц: В раю можно всё, что хочешь
---
"Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни.
Вот отчего религия всегда будет одолевать философию"
- писал Василь Василич Розанов.
Впрочем, религия и философия частенько ПЕРЕСЕКАЮТСЯ.
* * *
Многие из нас - даже те, у кого всё в целом благополучно, те, кто много кушает и сладко спит - замечали, что мы существуем в довольно мрачном, сложном и несправедливом мире. И это мнение появилось, конечно, не сегодня и не вчера. Люди испокон веков видели, что вокруг творится какой-то лютый капец.
Поэтому европейская общественность была так ошарашена заявлением философа Готфрида Вильгельма Лейбница о том, что мы живём в ЛУЧШЕМ из миров. Действительно, странно, когда один из умнейших людей эвер, не только философ, но и гениальный логик, математик, физик и изобретатель безапелляционно заявляет: "Мир, в котором мы живём - абсолютный топчик, лучше него не было, нет и не будет".
Готфрид Вильгельм, дружочек, тебе что, в глаза нассали? Ты разве не видишь, как всё плохо??
Ок, давайте разбираться.
Обосновал Лейбниц своё мнение очень просто: "Бог – совершенный творец, а значит созданный им мир должен быть тоже совершенным".
Логично.
Но сразу же возникает серьёзное возражение против этого тезиса: если наш мир - лучший, то почему в нём так много зла? Почему Всемилостивый, добрый и благой Бог посчитал, что лучший мир - это мир со злом?
На это Лейбниц резонно замечает: не надо путать две большие разницы - мир с уже ГОТОВЫМ злом и мир с ВОЗМОЖНОСТЬЮ зла.
- Какой мир, по-вашему, более совершенен, - спрашивает Лейбниц, - мир, где нет свободы воли или где она есть? Ответ очевиден: тот, где она ЕСТЬ. Но свобода воли подразумевает возможность злоупотребить ею, иначе это не свобода. Вот и получается, что мир создан совершенным, просто люди реализуют содержащуюся в нём ВОЗМОЖНОСТЬ зла (без которой совершенство немыслимо).
* * *
Напрашивается ещё один вопрос: а если в раю так всё благостно и мирно, значит ли, что там Бог как-то ОТКЛЮЧАЕТ людям свободу воли? На это Лейбниц отвечает: рай устроен точно так же, как и земной мир. То есть в раю точно так же есть свобода воли. Просто в раю нет людей, которые могли бы воспользоваться ей во зло.
Это очень круто звучит, но, с другой стороны, изрядно напрягает.
Мы-то надеемся, что нас возьмут в рай даже если мы эээ не совсем хорошие люди.
А Лейбниц, по сути, говорит следующее: если ты чувствуешь, что не можешь удержаться от злых поступков, то в рай ты НЕ попадешь, ибо в раю тебе никто связывать руки не собирается - там, как и здесь, свобода воли. Поэтому, если ты свободой пользуешься не только для добрых дел, но и для всякого непотребства - то ты в раю просто не окажешься.
Блин.
Вот отчего религия всегда будет одолевать философию"
- писал Василь Василич Розанов.
Впрочем, религия и философия частенько ПЕРЕСЕКАЮТСЯ.
* * *
Многие из нас - даже те, у кого всё в целом благополучно, те, кто много кушает и сладко спит - замечали, что мы существуем в довольно мрачном, сложном и несправедливом мире. И это мнение появилось, конечно, не сегодня и не вчера. Люди испокон веков видели, что вокруг творится какой-то лютый капец.
Поэтому европейская общественность была так ошарашена заявлением философа Готфрида Вильгельма Лейбница о том, что мы живём в ЛУЧШЕМ из миров. Действительно, странно, когда один из умнейших людей эвер, не только философ, но и гениальный логик, математик, физик и изобретатель безапелляционно заявляет: "Мир, в котором мы живём - абсолютный топчик, лучше него не было, нет и не будет".
Готфрид Вильгельм, дружочек, тебе что, в глаза нассали? Ты разве не видишь, как всё плохо??
Ок, давайте разбираться.
Обосновал Лейбниц своё мнение очень просто: "Бог – совершенный творец, а значит созданный им мир должен быть тоже совершенным".
Логично.
Но сразу же возникает серьёзное возражение против этого тезиса: если наш мир - лучший, то почему в нём так много зла? Почему Всемилостивый, добрый и благой Бог посчитал, что лучший мир - это мир со злом?
На это Лейбниц резонно замечает: не надо путать две большие разницы - мир с уже ГОТОВЫМ злом и мир с ВОЗМОЖНОСТЬЮ зла.
- Какой мир, по-вашему, более совершенен, - спрашивает Лейбниц, - мир, где нет свободы воли или где она есть? Ответ очевиден: тот, где она ЕСТЬ. Но свобода воли подразумевает возможность злоупотребить ею, иначе это не свобода. Вот и получается, что мир создан совершенным, просто люди реализуют содержащуюся в нём ВОЗМОЖНОСТЬ зла (без которой совершенство немыслимо).
* * *
Напрашивается ещё один вопрос: а если в раю так всё благостно и мирно, значит ли, что там Бог как-то ОТКЛЮЧАЕТ людям свободу воли? На это Лейбниц отвечает: рай устроен точно так же, как и земной мир. То есть в раю точно так же есть свобода воли. Просто в раю нет людей, которые могли бы воспользоваться ей во зло.
Это очень круто звучит, но, с другой стороны, изрядно напрягает.
Мы-то надеемся, что нас возьмут в рай даже если мы эээ не совсем хорошие люди.
А Лейбниц, по сути, говорит следующее: если ты чувствуешь, что не можешь удержаться от злых поступков, то в рай ты НЕ попадешь, ибо в раю тебе никто связывать руки не собирается - там, как и здесь, свобода воли. Поэтому, если ты свободой пользуешься не только для добрых дел, но и для всякого непотребства - то ты в раю просто не окажешься.
Блин.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]