Общественный транспорт Израиля: трамваи, электроскейты и шаббат
---
Израиль – крайне автомобилизированная страна. Без машины здесь невозможно жить, хотя с этим в последнее время пытаются бороться. Во многом это проблемы застройки: в стране много городов на относительно небольшом удалении друг от друга, но между ними часто есть только шоссе – людям удобнее и быстрее добираться на работу в другой город на машине, чем автобусами.
Тут не всё так плохо, как в одноэтажной Америке, но всё-таки плотности не хватает для запуска нормального общественного транспорта между городами. Сложно сказать, было ли это спланировано специально для стимулирования покупки автомобиля каждым взрослым, но в час пик основные шоссе практически все стоят. В такой ситуации спасают только платные полосы на трассах и железные дороги, если срочно нужно куда-то проехать.
Ещё в стране есть шаббат. Это ужасное слово для любого транспортника, ведь целые сутки в стране не ходят поезда, трамваи и автобусы. Израиль погружается в безысходность: либо у тебя есть машина, и ты не испытываешь боли и унижения, либо ищешь маршрутку. Страна вроде светская, но религиозные общины и профсоюзы пролоббировали отказ от свободы передвижения для всех жителей на целые сутки – автодилеры наверняка очень благодарны им. Таксисты тоже считают сверхприбыль: цена поездки вырастает примерно на 25%.
Если у вас нет машины, то добро пожаловать в автобус. Практически всеми перевозками здесь заправляет одна компания:
Оплата при входе у водителя. Транспортные карты помогают сократить время посадки, но всё равно процесс занимает много времени даже на небольшой остановке. В цивилизованном мире у водителя одна функция – везти людей, а проверкой оплаты и штрафами занимаются контролёры. Но в Израиле пока не очень ценят время пассажиров.
Между городами встречаются выделенные полосы, но практически все они работают лишь в часы пик:
Остановки иногда защищают бетонными столбами. Это дорогое решение, поэтому его применяют выборочно. Интересно, а могут ли убить человека осколки машины при столкновении со столбом на высокой скорости?
Ещё такие столбы сужают тротуар и усложняют подъезд автобуса к остановке, особенно если нужно выставить пандус: легко можно ошибиться и встать далеко от тротуара или дверями к столбу.
При этом в Израиле всё хорошо с дизайном улиц: везде островки безопасности, разделители и адекватная ширина полос. Здесь научились успокаивать трафик и сохранять жизни людей:
Хотя местами практически Омск!
Кстати, знак STOP в Израиле заменили на знак руки. Сделано это было якобы для того, чтобы местные не читали STOP как POTS, ведь читают тут справа налево.
Израильская железная дорога работает 24 часа в сутки, за исключением 26 часов в шаббат и в дни религиозных праздников. Хотя 14 декабря 2013 года впервые в истории Израиля министерство транспорта приняло решение о движении бесплатных поездов в шаббат в 11:00 и 14:00 из Иерусалима. Сделано это было в связи с полным блокированием трасс вокруг Иерусалима из-за снежных завалов и затоплений от урагана "Алекса".
Железнодорожная система страны практически вся новая: активно прокладывать пути и строить станции начали лишь в начале 2000-х. Недавно был запущен сложный участок от Тель-Авива до Иерусалима – на сооружение ушло около 10 лет, трасса имеет 6,5 км мостов и 39,2 км тоннелей, включая самый длинный в Израиле мост (1,2 км) над долиной Аялон. Кстати, туннели рыли российские метростроительные компании.
Станция в Иерусалиме находится на глубине 80 м. Для сравнения, самая глубокая станция московского метро "Парк Победы" сооружена на глубине 73 м. Здесь полностью доступная среда для маломобильных.
Расстояние в 56 км между Тель-Авивом и Иерусалимом поезд проезжает за 28 минут с единственной остановкой в аэропорту Бен-Гурион. Скорость достигает 200 км/ч.
Изначально железная дорога не была электрифицирована, но сейчас это активно исправляют.
На станциях есть бесплатный обмен книгами, иногда встречаются общественные рояли.
Иерусалим стал первым трамвайным городом Израиля. Трамвай включили в мастер-план развития города в далёком 1995 году, а сами вагоны поехали по улицам в 2011-м. Изначально здесь думали построить побольше дорог, пустить монорельс над улицами, а под землёй вырыть метрополитен, но здравый смысл победил: от строительства дорог отказались, метро признали слишком дорогим, а монорельс – неэффективным и некрасивыми.
Многие улицы центра стали пешеходно-трамвайными. Люди стали охотнее ходить пешком по центру: всего за два года после открытия трамвайного движения количество пешеходов выросло на 46%. Трамвай – вообще лучший вид транспорта для таких зон: он экологичный, тихий, а рельсы однозначно дают понять: "Здесь что-то может поехать". И заодно помогают определить габариты этого "чего-то".
Сейчас длина системы 13,8 км, но строят ещё две линии: длиной 19,6 км на 200 000 пассажиров в день и на 23 км с провозной способностью 250 000 человек в день. В Тель-Авиве, к слову, тоже активно строят трамвай.
Вагоны от французской фирмы "Альстом". Два длинных трамвая сцепляют вместе, за раз такой поезд можете перевести 500 человек. Трамваи специально доработали для работы в городе: двигатели спрятаны и туда не подложить бомбу, а стёкла пуленепробиваемые:
Хотели бы такой у себя в городе?
Знаменитый струнный мост от Сантьяго Калатравы через трассу №1. Его построили для пуска трамвая, но он уже стал одним из символов города:
66 стальных струн диаметром 5 см натянуты между опорой и самим мостом. Высота главного опорного столба – 119 метров:
Трамвайные пути отделены от пешеходно-велосипедной дорожки. За последние годы в Израиле стали очень популярны электровелосипеды, на которых ездят довольно шустро все подряд. Нормальных велодорожек здесь нет, поэтому страдают в основном пешеходы – этот мост не стал исключением.
Ах да, ещё скейтборды и другие модные электрические штуки тоже в изобилии:
Когда-нибудь под этим мостом появится обычная зебра с велопереездом, и пешеходам не придётся делить узкий тротуар моста с велосипедистами.
А это общественный транспорт израильского прошлого.
"Теперь и для детей!"
Ладно, это бронетанковый музей "Яд ле-Ширьон" на перекрёстке Латрун, он считается одним из крупнейших в мире. В 1978 году местная ассоциация памяти танкистов избрала здание бывшего тегарта британской полиции в Латруне своим центром и в 1982 году начала строить вокруг комплекс музея. Музей пополнялся в первую очередь техникой с мест сражений израильских войск, а потом стал меняться экспонатами с другими музеями подобной тематики.
Говорят, что для поездок на таких машинах не нужен абонемент.
Хочется верить, что когда-нибудь в Израиле появится музей общественного транспорта, и там будут так же рассказывать про строение трамвая.
Спасибо Аркадию Гершману за помощь с постом.
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]