Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.
---
В северо-восточной части Москвы испокон жили старообрядцы разных согласий. В районе м.Бауманская, разрешалось селиться иностранцам, так как староверы приравнивались к инославным им тоже было позволено компактно тут жить. До наших времен сохранились - две церкви поповцев Белокриницкого согласия (РПСЦ) в Малом Гаврикове и в Лефортовском пер., одна церковь безпоповцев Поморского согласия (ДПЦ) в Токмакове переулке д. 17., и беглопоповская колокольня от Карасевской моленной на Бауманской улице.
Сегодня о Покровско-Успенской церкви (РПСЦ) в Малом Гаврикове переулке.
Как вы понимаете, староверы после проклятий на БМС в 1666 году и соборного решения никониян о применения к ним смертной казни и ущемлении в правах, были вне закона. Строить храмы в Москве, имели возможность лишь при Екатерине второй (Рогожское и Преображенка) и после Манифеста о веротерпимости в 1905 году. Вот как раз в период с 1905 по 1917 год, построены почти все храмы старообрядцев. До етого, християнам приходилось молиться в домовых моленных.
На месте нынешней церквы находился частный дом, история которого восходит к концу XVIII в. и тесно связана с фамилией московских купцов Шибаевых. Среди людей известный под названием «Шибаевская моленная», существовал с 1784 г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества И. О. Трегубов, Рахманов. Моленную стали именовать -«Покровским старообрядческим молитвенным домом». В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И. И. Шибаеву испытания эти закончились благополучно.
История купцов Шибаевых идет из Богородска (Ногинск).В 1857 году в сельце Истомкине, близ города Богородска, в 48 верстах от Москвы, по Нижегородскому шоссе, на реке Клязьме, была построена богородским купцом Сидором Мартыновичем Шибаевым и пущена в ход ткацко-механическая, ситценабивная и красильная фабрика. На фабрике было поставлено 156 самоткацких станков, 2 печатных (набивных) одноколерных машины, 10 красильных барок, 2 чана для кубового крашения, приводимых в движение паровой машиной.
( тут фото одной из ветвей шибаевского клана-https://mu-pankratov.livejournal.com/488662.html и тут тоже- http://ruvera.ru/articles/shibaev_i_farforovoe_delo)
В судьбе моленной большую роль сыграла личность Ивана Ивановича Шибаева, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества.
И. И. Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И. И. Бутикова и К. Т. Солдатенкова и других благотворителей.
22 февраля 1909 г. на собрании членов общины настоятель Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое церковное здание вместимостью на 700—800 человек.
19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело и большинством голосов (40 против 4) выбрали проект И. Е. Бондаренко.
14 июня 1909 г. после совершения Божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы.
11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой — весом 260 пудов), отлитые на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
11 декабря 1911г. совершил освящение верхнего главного Покровского храма архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А. А. Адрианов.
23 апреля 1912 г. архиепископ московский Иоанн вместе с епископом Рязанским и Егорьевским Александром и многочисленным духовенством освятили нижний Успенский храм.
Величественный ,бронзовый, четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П. Рябушинским. В советское время, самые ценные памятники древнерусской живописи: деисусный чин новгородской иконописной школы XV в. из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.
После революции, какое то время службы проходили. На фото видим предстоятеля Церкви Архиепископа Мелития. 1927 год.
23 марта 1933 г.- черная дата Общины. Президиум ВЦИК, постановил закрыть Покровско-Успенский храм.
1941 год, обучение военному делу.
С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак».
Здание долгое время не ремонтировалось, и к 80-ым годам пришло в полное запустение.
60-е
70-е
1983
1985
В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его ограды стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский старообрядческий храм, с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали, хотя Кресты так и не установили.
1998
1999
Спортзал для борцов и боксеров. Верхнее фото 1992г., нижнее 1.09.2011г.
За нижнее фото ручаюсь, так как я его и делал.
11 декабря 2011г. в столетие освящение храма, прошел молебен старообрядцев Москвы во главе с протоиерей Виктором Жельцовым . Но увы, во внутрь нас не пустили.
Долго шла борьба за возвращение храма, но ни как не получалось. Справедливости ради, спортсмены вели себя достойно, но их условие- переселить в равнозначное помещение, мы конечно же не могли выполнить... всех Шибаевых и Рябушинских перестреляли, а у старообрядческих Общин, таких средств нет.
Но все же, после посещения Путина В.В. в мае 2017 года (впервые за всю историю!) Рогожского, дело стронулось с мертвой точки.
И вот в конце декабря 2017 года, аккурат перед новым годом, произошла передача храма!
Писал об ентом тут, можно и фото посмотреть в каком состоянии был передан- https://mu-pankratov.livejournal.com/726336.html
4 марта 2018 года, было освящение! Перерыв между службами был 85 лет!
Вроде бы пустяк... но некоторые- успели родиться и умереть.
Освящал предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий.
И я побывал на первом молебне и освящении, даже памятную брошюрку получил (будет раритетом!) По центру стоит настоятель храма- о.Никола Бобков, справа- большой ученый историк Роман Майоров (ГИМ).
Потихоньку храм восстанавливается, из музеев получить обратно иконы надежды нет, но все же, может произойдет чудо? )))
Фото сделано с хоров.
Сегодня о Покровско-Успенской церкви (РПСЦ) в Малом Гаврикове переулке.
Как вы понимаете, староверы после проклятий на БМС в 1666 году и соборного решения никониян о применения к ним смертной казни и ущемлении в правах, были вне закона. Строить храмы в Москве, имели возможность лишь при Екатерине второй (Рогожское и Преображенка) и после Манифеста о веротерпимости в 1905 году. Вот как раз в период с 1905 по 1917 год, построены почти все храмы старообрядцев. До етого, християнам приходилось молиться в домовых моленных.
На месте нынешней церквы находился частный дом, история которого восходит к концу XVIII в. и тесно связана с фамилией московских купцов Шибаевых. Среди людей известный под названием «Шибаевская моленная», существовал с 1784 г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества И. О. Трегубов, Рахманов. Моленную стали именовать -«Покровским старообрядческим молитвенным домом». В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И. И. Шибаеву испытания эти закончились благополучно.
История купцов Шибаевых идет из Богородска (Ногинск).В 1857 году в сельце Истомкине, близ города Богородска, в 48 верстах от Москвы, по Нижегородскому шоссе, на реке Клязьме, была построена богородским купцом Сидором Мартыновичем Шибаевым и пущена в ход ткацко-механическая, ситценабивная и красильная фабрика. На фабрике было поставлено 156 самоткацких станков, 2 печатных (набивных) одноколерных машины, 10 красильных барок, 2 чана для кубового крашения, приводимых в движение паровой машиной.
( тут фото одной из ветвей шибаевского клана-https://mu-pankratov.livejournal.com/488662.html и тут тоже- http://ruvera.ru/articles/shibaev_i_farforovoe_delo)
В судьбе моленной большую роль сыграла личность Ивана Ивановича Шибаева, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества.
И. И. Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И. И. Бутикова и К. Т. Солдатенкова и других благотворителей.
22 февраля 1909 г. на собрании членов общины настоятель Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое церковное здание вместимостью на 700—800 человек.
19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело и большинством голосов (40 против 4) выбрали проект И. Е. Бондаренко.
14 июня 1909 г. после совершения Божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы.
11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой — весом 260 пудов), отлитые на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
11 декабря 1911г. совершил освящение верхнего главного Покровского храма архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А. А. Адрианов.
23 апреля 1912 г. архиепископ московский Иоанн вместе с епископом Рязанским и Егорьевским Александром и многочисленным духовенством освятили нижний Успенский храм.
Величественный ,бронзовый, четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П. Рябушинским. В советское время, самые ценные памятники древнерусской живописи: деисусный чин новгородской иконописной школы XV в. из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.
После революции, какое то время службы проходили. На фото видим предстоятеля Церкви Архиепископа Мелития. 1927 год.
23 марта 1933 г.- черная дата Общины. Президиум ВЦИК, постановил закрыть Покровско-Успенский храм.
1941 год, обучение военному делу.
С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак».
Здание долгое время не ремонтировалось, и к 80-ым годам пришло в полное запустение.
60-е
70-е
1983
1985
В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его ограды стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский старообрядческий храм, с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали, хотя Кресты так и не установили.
1998
1999
Спортзал для борцов и боксеров. Верхнее фото 1992г., нижнее 1.09.2011г.
За нижнее фото ручаюсь, так как я его и делал.
11 декабря 2011г. в столетие освящение храма, прошел молебен старообрядцев Москвы во главе с протоиерей Виктором Жельцовым . Но увы, во внутрь нас не пустили.
Долго шла борьба за возвращение храма, но ни как не получалось. Справедливости ради, спортсмены вели себя достойно, но их условие- переселить в равнозначное помещение, мы конечно же не могли выполнить... всех Шибаевых и Рябушинских перестреляли, а у старообрядческих Общин, таких средств нет.
Но все же, после посещения Путина В.В. в мае 2017 года (впервые за всю историю!) Рогожского, дело стронулось с мертвой точки.
И вот в конце декабря 2017 года, аккурат перед новым годом, произошла передача храма!
Писал об ентом тут, можно и фото посмотреть в каком состоянии был передан- https://mu-pankratov.livejournal.com/726336.html
4 марта 2018 года, было освящение! Перерыв между службами был 85 лет!
Вроде бы пустяк... но некоторые- успели родиться и умереть.
Освящал предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий.
И я побывал на первом молебне и освящении, даже памятную брошюрку получил (будет раритетом!) По центру стоит настоятель храма- о.Никола Бобков, справа- большой ученый историк Роман Майоров (ГИМ).
Потихоньку храм восстанавливается, из музеев получить обратно иконы надежды нет, но все же, может произойдет чудо? )))
Фото сделано с хоров.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]