Мой иллюзион. "Здравствуй, Москва!", 1945
12.03.2019 84 0 0 eho-2013

Мой иллюзион. "Здравствуй, Москва!", 1945

---
0
В закладки
Мой иллюзион.

Фильм "Здравствуй, Москва!" вышел на экраны в победном 1945 году. Когда фильм снимался, война еще шла, но было очевидно, что Победа близка. И это определило некую двойственность повествования - с одной стороны, подростки еще стоят у станков и делают снаряды, чтобы помочь фронту, отцы еще на фронте (или их уже нет) и воспитанием детей занимаются деды... Но с другой стороны - бои идут уже далеко, в советские города возвращается нормальная жизнь с новогодними праздниками в клубах с ёлкой и Дедом Морозом, с музыкальными фестивалями, с детско-юношеской самодеятельностью и спортивными секциями...
Снимал фильм режиссер Сергей Юткевич. Его творчество тоже приходится рассматривать "с одной стороны и с другой стороны" - он был одним из творцов "ленининаны" в кино ("Человек с ружьем", "Ленин в Польше" и т.д.), он же снял лиричный "Сюжет для небольшого рассказа" с Мариной Влади и экранизировал "Отелло"... Во время войны Юткевич прославился сатирическими лентами про Швейка, имевшими большой успех (на сеанс одного из этих фильмов попадает Володя Шарапов в "Месте встречи...", перекупив билет с рук).
Одну из ролей, небольших, но все же не эпизодических, а с именем персонажа, обозначенным в титрах, сыграл Сергей Филиппов.
Филиппов был хорошо известен зрителю и даже знаменит, хотя считался королем эпизода.

Мой иллюзион.

Сергей Филлипов в фильме "Карнавальная ночь", 1956

Единственную крупную роль - Кисы Воробьянинова - Филиппов сыграл уже в немолодом возрасте и до последнего момента страшно боялся, что роль у него отберут, отдав другому артисту.
А в молодости Филиппов даже не мечтал о карьере драматического артиста. Его привлекал... большой балет.
Родился будущий киноартист в Саратове, в простой рабочей семье (отец слесарь, мать портниха) в 1912 году. Революцию он встретил пятилетним малышом и его становление проходило уже в советское время. И поначалу ничто не предвещало каких-то блестящих перемен в жизни простого паренька. Из школы его выгнали за хулиганство, он перебрал несколько профессий - пекаря, токаря, плотника, пока в 17 лет не рискнул поступить в балетную школу. Казалось бы, начинать было уже поздновато, в балет приходят детьми. Но Филиппов показал такие удивительные данные и такой талант, что его приняли и за несколько недель он стал лучшим учеником. Преподаватели направили его в Москву в балетное училище при Большом театре...

Мой иллюзион.


Увы, с Большим театром не сложилось - Сергей просто опоздал к началу экзаменов. Ему посоветовали ехать в Лениград, в знаменитое Хореографическое училище (мы знаем его как Вагановское, но это имя было присвоено училищу только в 1957 году). Но и там экзамены уже прошли. Молодому танцору удалось поступить только на балетное отделение эстрадно-циркового техникума. Одаренному юноше сулили блестящее будущее и по окончании техникума его пригласили в труппу театра оперы и балета.
Однако, его балетная карьера оказалась недолгой - однажды он потерял на сцене сознание. В разных источниках, включая Википедию, упоминается, что у артиста случился сердечный приступ. Но по его собственному утверждению, врачи уже тогда обнаружили у него опухоль мозга.
Об этом рассказала приятельница Сергея Филиппова, актриса Любовь Тищенко, воспоминания которой недавно были опубликованы ("Семь дней", 2019, № 10).
"Медицинское обследование показало, что у него опухоль мозга, - рассказывала она. - Тяжелые нагрузки ему запретили, и из балета пришлось уйти. С опухолью Филиппов жил потом много лет, пока его не прооперировали. Операция была тяжелой. С тех пор на темечке у Сергея Николаевича под кожей не было кости. "Потрогай пленочку! - предлагал он и клал мою руку на свое темя. - Вот Фурцева не любила меня, говорила, что я дурак. А какой же я дурак, если мне половину мозга вырезали, а я еще соображаю". Из-за расставания с балетом Филиппов очень переживал..."
Артисту пришлось уйти на эстраду, там его заметил знаменитый режиссер Акимов и пригласил в свой Театр Комедии.
Знакомые рассказывали, что Филиппов всегда прекрасно танцевал и очень пластично двигался. Но его роли не требовали особой грации, скорее наоборот. И режиссеры его балетные способности не использовали... Если у него и были какие-то хореографические номера, то скорее пародийные. Как танец анархиста в фильме "По ту сторону":

На сцене Театра комедии Филиппов прослужил тридцать лет, с 1935 по 1965 год. Во второй половине 1930-х годов он начал сниматься в кино, играя небольшие, часто эпизодические роли.

Мой иллюзион.

На сцене Театра комедии...

В Лениграде Филиппов встретил войну и блокаду. Есть известный снимок, который часто воспроизводят в книгах и статьях о блокадном Ленинграде - изможденный от голода, близкий к дистрофии человек с кусочком хлеба, зажатым в руке. Имя этого человека, как правило, не подписывают, и не все знают, что на фото запечатлен Сергей Филиппов. Он вспоминал, как трудно было встать утром и идти по Невскому на репитицию в театр, а на тротуаре лежали упавшие без сил, умирающие люди...

Мой иллюзион.


Но даже в военное время он выезжал с актерскими фронтовыми бригадами на передовую, а когда немного оправился, снова стал сниматься в кино...
К своим маленьким ролям он относился с полной самоотдачей, часто импровизируя по ходу съемки и придумывая реплики, которых не было в сценарии. Например, почти весь текст роли лектора в "Карнавальной ночи" Филиппов придумал сам, включая фразы, сразу ушедшие в народ ("Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке не известно").
Но мечтал он о больших, серьезных ролях. Прочитав сценарий фильма "Когда деревья были большими", Филиппов буквально заболел этой работой. И когда роль отдали Юрию Никулину - плакал.
В 1965 году проблемы со здоровьем перешли у Филиппова в еще более серьезную стадию - опухоль мозга приняла злокачественную форму. Отныне и до конца своих дней Филиппов был обречен бороться с раком.
Удача актеру улыбнулась только когда он получил роль Воробьянинова у Леонида Гайдая. На эту роль рассматривались и другие претенденты - Папанов (который все-таки сыграл Кису Воробьянинова позже в другом фильме), Плятт (он, узнав, что Филиппов борется с тяжелой болезнью, но мечтает сыграть в этом фильме свою главную роль, воплотить мечту всей жизни, сам отказался от исполнения Воробьянинова в его пользу)... Юрий Никулин просил эту роль у Гайдая. Но на этот раз повезло Филиппову.

Мой иллюзион.

Обложка журнала "Советский экран" с фотографией Сергея Филиппова в образе Кисы...
Шансы на успешный исход лечения были не так уж велики, но работа в "Двенадцати стульях" настолько вдохновила актера и дала ему такой мощный стимул к жизни, что пройдя после съемок курс лечения, он прожил еще 20 лет.

Мой иллюзион.

Роль Филиппова в фильме "Здравствуй, Москва!" - одна из его небольших, и тем не менее ярких работ. Кроме него в фильме играют Иван Любезнов, Борис Тенин, в мленьких ролях мелькают Вицин и Кадочников... Но герои фильма - подростки, участники самодеятельности из ремесленных училищ. И действительно, все концертные номера исполняют самодеятельные коллективы, и в главных ролях заняты ребята из этих коллективов, причем даже под собственными именами - Коля Леонов играет Колю Леонова, Олег Бобров - Олега Боброва и т.д. Причем, и игра юных артистов, и вокал, и хореография вполне профессиональны.
Интересны также вставки кинохроники 1945 года при всей их идеологической выдержанности, понятной для того времени. Скульптура "Рабочий и колхозница", которая появляется в кадре на начальных титрах, вскоре стала символом студии Мосфильм, а песня о Москве в исполнении детского коллектива - гимном одной из московских радиостанций.
Сюжет не лишен занимательности и даже детективной составляющей, хотя в чем-то и наивен. Но диалоги вполне живые, не раздражающие искусственностью, как это случалось в 1940-х годах.
Сценаристами фильма были Николай Эрдман ("Самоубийца", в соавторстве "Веселые ребята") и Михаил Вольпин (тексты песен к "Кубанским казакам", ведущий автор "Крокодила").
Оба автора побывали в лагерях и оба были позже удостоены Сталинской премии. В соавторстве они написали, к примеру, сценарий фильма "Волга-Волга" и либретто, а потом и сценарий к "Летучей мыши"...

А вот и забытый фильм "Здравствуй, Москва!" для желающих посмотреть:
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Почему в СССР был запрещен фильм "Рэмбо III"
Фильм о войне в Афганистане, где советские войска были показаны не с лучшей стороны снимали  в Израиле. На фотографии рядом со Сталлоне- Ариэль Шарон, легендарный
Мой иллюзион. "Германия, год нулевой", 1948
Фильм "Германия, год нулевой" - очень немецкий фильм, хотя снимал его один из отцов итальянского неореализма Роберто Росселлини. Но снимал в Германии, в разрушенном
Мой иллюзион. "Не имей сто рублей..."
Недавно в комментариях к посту про актрису Инну Макарову зашел разговор о забытых ныне фильмах, в которых снимались известные и любимые актеры. Так получилось, что
Фильм Т-34. Отзыв
Посмотрел Т-34. Хороший, добротный фильм, но не более того. Снял фильм тот же режиссер(Алексей Сидоров), который явил нам «Бригаду» в начале нулевых. Если раньше мода
Ялта. Мёртвый сезон — Фотограф Крыма
Ялта. Мёртвый сезон — Фотограф Крыма Помните, был фильм с названием «Мёртвый сезон»? В детстве он у меня всегда вызывал двоякие чувства. С одной стороны — это фильм о
Вспомним Бондарчука
В 1955 году Сергей Юткевич снимал на Мосфильме фильм «Отелло» с Сергеем Бондарчуком в главной ро­ли. В роли Дездемоны ослепительная - студентка ВГИКа Ирочка Скобцева.
Почему Арнольд Шварценеггер не снялся в новом "Хищнике"
Для зрителей, выросших на боевиках эпохи видеосалонов, фильм "Хищник" неотрывно связан с именем Арнольд Шварценеггер. И многие надеялись, что в новом фильме про
Путешествие в Никарагуа Николаса Лепиллера
Николас Лепиллер (Nicolas Lepiller) — французский фотограф из Монреаля, провинция Квебек. Николас много путешествует и любит фотографировать города и страны, создавая
Ястребы местечковые
Общественный деятель из Таганрога Александр Пономарёв предлагает еб@нуть первыми... "Не повторяем ли мы ошибку 1941 года, ожидая, когда по нам нанесут удар первыми?
Почему Эльдар Рязанов снял фильм "Гараж"
Когда Эльдар Рязанов заканчивал работу над фильмом "Служебный роман", случилось так, что ему необходимо было отлучиться на собрание гаражно-строительного кооператива на
Почему Александр Митта снял "Экипаж"
Режиссёр Александр Митта несколько лет вынашивал идею снять реалистичное многожанровое кино - он хотел смешать на экране в одном фильме мелодраму, романтическую комедию,
Лучшие фильмы советского кино. 1966 год
Пришло время вернуться к старой (и незаконченной) рубрике "Лучшие фильмы советского кино", где мы вспоминаем какими фильмами славен тот или иной год. Мы остановились на
Кот Рыжик.
Кот Рыжик.
Кот Рыжик.
18.03.17 ---
   Не знаю, станет ли это моей хорошей традицией - регулярно выкладывать чьё-то творчество. Но вдруг приживётся? Сегодня у нас из творчества кот Рыжик. Ярко, радостно и
Два мира - два кефира!
"Москва-24": "Лучшим фильмом был признан фильм "Лунный свет", где главный герой - темнокожий гей из криминального района... " "Вести ", телеканал "Россия": "Оскар за
Всегда думал Федя член "Единой России", а не режиссер
Неожиданно хороший фильм. Крепкий сюжет, развитие образов, философский подтекст, даже спецэффекты на должном уровне. Актриса Максакова моя последняя любовь, своей
"Москва слезам не верит" 37 лет спустя
Вот как выглядели фотопробы Веры Алентовой, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой к фильму "Москва слезам не верит". В 1979 году, когда он вышел на экраны, очереди в кассы
Фильм "Голограмма для короля"
Голограмма для короля. Драма. 2016. В главных ролях Том Хэнкс. Алан Клей работает в ИТ-компании, которая собирается заключить крупный контракт в Саудовской Аравии, и
Такими были мои счастливые детство и юность в счастливом государстве Советский Союз.
Только тогда я об этом не подозревал. В то время котировалось советское кино, киностудии Мосфильм, Ленфильм, но Узбекфильм выпустил прекрасный фильм о жизни молодежи. И