Мой путеводитель по Крыму. Интерьеры Массандровского дворца.
---
Продолжу экскурсию по Массандровскому дворцу, начатую в предыдущем посту https://sverdlovskavia.livejournal.com/137449.html Когда архитектор Бушар первоначально проектировал дворец для Воронцова, он выполнял волю заказчиков - построить относительно небольшое здание, предназначенное для отдыха одной семьи в самое жаркое время года. Таким хотел видеть дворец и Александр III. Все должно было способствовать созданию до дворце атмосферы уюта и комфорт, что несомненно удалось архитектору Месмахеру - он блестяще справился с этой задачей. В оформлении дворца акцент сделан на использовании декора, в различных техниках и стилях.
Дворец предназначался для отдыха, и потому в нем нет приемных комнат. Комнаты все маленькие, с низкими потолками, всюду прекрасные камины из крымского мраморовидного известняка. На первом этаже — столовая из резного дуба, биллиардная, буфетная и кухня, на втором этаже — жилые комнаты. Третий этаж, более светлый, отделан проще и предназначался для детей. Во дворце много балконов и террас, на которых установлены декоративные вазы и скульптуры, изображавшие греческих богов, сфинксов, химер, сатиров.
В первом интерьере - вестибюле, вместо традиционных деревянных панелей нижняя часть стен облицована керамическими плитками, расписанными в холодных голубых тонах.
Пол в вестибюле, выложен метлахскими плитками.
В настоящее время в вестибюле создана экспозиция, рассказывающая об истории имения и строительстве дворца.
В боковых частях вестибюля обращает на себя внимание виртуозная резьба по дереву в переплетах перил лестниц.
Потолок со сложным орнаментом.
Бильярдная комната.
При входе в бильярдную - сразу обращает на себя внимание угловой камин своеобразной формы.
Лепной узор потолка здесь отдаленно напоминает сложные переплеты тюдоровских перекрытий английской архитектуры XVI века.
Дубовые панели также были характерным приемом оформления комнат в английских постройках.
Бильярдная разделяется столбами, за которыми выделена небольшая галерея, обращенная окнами в парк.
Рядом с бильярдной расположена столовая, в отделке которой ярко проявился талант Месмахера как декоратора. Именно здесь он в значительной степени использовал стиль Людовика XIII. Декор ее больше всего соответствует характеру архитектуры здания: она напоминает старинный рыцарский зал. Деревянные балки имитируют конструкции межэтажного перекрытия.
Столовая состоит из двух частей. В главном зале архитектор акцентирует внимание на выставочные буфеты. Стены и потолки были расписаны многоцветной росписью, общий колорит которой удивительно гармонировал с цветом мореного дуба. Эта роспись была варварски закрашена и сейчас постепенно возвращается стараниями реставраторов.
В небольшой части столовой, являющейся проходной между сервизной и бильярдной, устроен огромный, во всю стену, камин. Его венчает впечатляющий фронтон с глубокой резьбой по дубу. Формы этой резьбы перекликаются с деталями резных буфетов.
Вся остальная плоскость камина отделена майоликовыми изразцами, узор которых повторяет в ином варианте орнамент росписи стен.
По потайной винтовой лестнице в башне, мы попадаем на второй этаж в приемную Её Величества.
Сами размеры этой комнаты говорят о том, что дворец не предназначался для больших приемов. Высокие дубовые панели делают маленькую комнату похожей на деревянную шкатулку.
В объемную резьбу декора включены гирлянды фруктов, фигурки путти, имитация ленты, завершающейся стилизованной буквой "М" (что указывает на принадлежность комнаты).
Очень пластичны узоры, нанесенные на потолок, будто выполненые мягкой пастой. В орнаментации преобладают изогнутые линии (так называемые "рокайли", напоминающие раковины), характерные для позднего французского барокко или рококо.
Искусно встроены в падуги потолка решетки вентиляционной системы: лепка потолка незаметно переходит в металлическую решетку, окрашенную под цвет плафона.
Рядом с приемной Её Величества расположена прихожая второго этажа, к которой с наружи подходит изогнутая лестница главного входа во дворец.
Из нее также можно попасть в приемную Его Величества.
Приемная Его величества. Приемная кажется строгой и немного торжественной. Встроенный монументальный книжный шкаф, зеркало-консоль с черной мраморной полкой, трехгранный тамбур, закрывающий винтовую лестницу- мастерски вмонтированы в стены.
Двери, панели, решетки водяного отопления, - все эти детали, выполненные из красного дерева в "стиле Жакоб", составляют художественное единство интерьера. Вертикальные четкие линии бронзовых накладок усиливают стройность и строгость отделки помещения.
Так же как в Приемной Императрицы, мастера-лепщики с большим искусством выполнили богатый лепной декор, в орнаментику которого входят изящные пальметты, гирлянды а канта, завершающиеся грифонами, "круглый меандр" - мотивы классицизма. Техника этого декора с его многоцветной тонировкой необычна: как будто густой пастообразной краской нанесены эти лепные украшения, напоминающие богатую вышивку.
По углам потолка - четыре медальона орнаментированы коронами и лавровыми венками, в центре которых размещались монограммы Александра III. Свободная от лепных украшений площадь потолка была расписана сложными орнаментальными узорами.
"Царские шпингалеты" на оконных рамах.
Кабинет Его Величества. После приглушенного полумрака приемной, кабинет поражает обилием света и торжественностью. Для панелей, дверей и деревянной обшивки ниши избрано, в отличие от дуба, более светлое дерево орех. Общее цветовое решение оттеняется камином строгих классических форм, облицованным мрамором темно-серого цвета.
Все внимание здесь акцентируется на потолке, отделанном белоснежной, с позолотой лепкой крупных форм: розеты, пальметты, классические аканты и розаны, лавровые гирлянды хорошо вписываются в строгое членение потолков. Оживление вносит центральная овальная розета со сложными рельефными узорами.
Оформление потолка.
Кабинет его Величества соединен дверью с опочивальней Их Величеств.
В этом помещении все оформление должно было способствовать созданию атмосферы тишины и покоя. В связи с тем, что опочивальня никогда не использовалась как спальня, в настоящее время она восстановлена как комната отдыха.
Сюда не попадает прямой солнечный свет, он рассеивается, проникая сквозь колонны глубокого балкона, на который выходят окна опочивальни.
Кабинет Её Величества. Рядом с Опочивальней расположен нарядный, праздничный, в течение всего дня залитый солнцем "Кабинет Ея Величества".
Здесь использованы "прототипы" классицизма, невысоким рельефным багетом ограничены прямоугольные плоскости, в строгом ритме членящие стены. Их предполагалось затянуть тканью цвета "светлой резеды".
В этой комнате рисунок паркета наборного дерева не сложный, но он очень динамичный, и невольно зрительно "подводит" к прекрасному резному камину из необычного светло-шоколадного мрамора, над которым предполагалось вмонтировать в стену гобелен.
Типичными для классицистического убранства являются парные жирандоли, люстра синего стекла с хрустальными подвесками.
Под слоями краски сохранилась оригинальная роспись потолка.
Реставраторы постепенно возвращают первоначальный вид.
Лестница ведущая на третий этаж.
Третий этаж дворца, предназначавшийся для детей, не был оформлен. В заключении комиссии по приемке дворца об этом говорилось: "...в виду кончины, в 1894 году государя императора Александра III и последовавшего вслед за сим Высочайшего повеления ныне благополучно царствующего Государя Императора о достройке лишь дворца, без дальнейшего оборудования его, профессор Месмахер не счел возможным придать помещениям 3-его этажа того специального назначения, которое было намечено на проекте, т. к. такое устройство могло со временем оказаться или ненужным, или неудобным". Отделочные работы не были полностью завершены, потому что никто из Романовых не стал жить в этом дворце.
Но даже в таком виде, дворец представляет большой интерес как яркий памятник архитектуры конца XIX века.
Использована информация сайтов: http://www.qrim.ru/about/sights/MassandraPalace и http://www.krim.biz.ua/massandra_dv.html
#архитектураповторникам, #крым, #ялта,
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]