Рецензия на фильм "Бархатная бензопила" (Velvet Buzzsaw) 2019
---
Как-то я позже всех, кажется, добрался до очередного шедевра производства Netflix про искусство и критиков. Но на выходных я воспользовался возможностью и, наконец, посмотрел фильм с интригующим названием «Бархатная бензопила» про искусство и критиков.
Морф Вандевольт работает критиком и его статьи могут как буквально возвысить художника над толпой и подвести ценник за его полотна к нескольким миллионам долларов за штуку, так и низвергнуть в пучину бесславия и порицания, не говоря уже о моральном давлении. Его мнение - это едва ли не последняя инстанция в мире деятелей искусства и Морф гордится этим чуть ли не ежеминутно. С владелицей галереи Родорой Хэйз у них давняя дружба и взаимопонимание. Среди прочих у Родоры работает молодая ассистентка Жозефина, которая однажды, возвращаясь домой, натыкается на умершего соседа сверху. Совершенно случайно покойник оказывается художником, что Жозефина выясняет, заглянув в его квартиру. Количество и качество работ заставляет её пойти на рискованный шаг - она забирает все картины себе, чтобы явить их миру. Однако она не учла одно обстоятельство - покойный завещал уничтожить все полотна, но умер странной смертью прежде чем осуществил задуманное. Жозефине бы счесть это как недоброе знамение, но вместо этого она решает обогатиться за счёт обстоятельств. А затем люди начинают умирать.
По сути режиссёр создаёт идеальный вакуум для классического слэшера. Практически все персонажи как подростки, оставшиеся на ночь в хижине в лесу, только тут это большой город с несколькими галереями, но концепция остаётся прежней. Техник Брайсон когда-то сам рисовал, но теперь лишь прокладывает провода в чьей-то галерее. Родора Хэйз держит огромную галерею, в которой ещё надо заслужить право выставляться. Её ассистентка Жозефина пытается произвести впечатление на свою начальницу Родору и найти что-то новое в этом мире однообразия и повторения. Художник в творческом кризисе Пирс, который недавно перестал пить и за последнее время не создал ничего кроме кучки мусорных пакетов и унылого полотна с растёкшимися кляксами. Молодой начинающий агент Джон Дондон хочет переманить к себе побольше популярных художников, но сам он мало что может предложить взамен. Молодой начинающий художник Дармиш только-только выбивается в мир искусства и круговорот галеристов, агентов и критиков, и ему совершенно там неуютно. Все эти персонажи как селедки в банке оказываются в замкнутом пространстве большого города и драматически развивающиеся события лишь подстёгивают интерес к банальным клишированным героям, которых вот-вот начнут кромсать всеми возможными и невозможными способами. Постарайтесь не моргать.
Искусство опасно и те, кто пытается выбить выгоду из него рискуют своими жизнями в буквальном смысле этого слова. Практически все герои этого фильма в какой-то степени отрицательные персонажи. Они живут за счёт искусства, ничего не отдавая взамен. Единственным положительным, в какой-то мере персонажем является один из художников, который недавно перестал пить и потерял, так сказать, искру вдохновения. Остальные - это скорее стервятники, которые вьются над жирной кучей протухшего мяса и прицениваются, оценивают, критикуют и продают. Претенциозные художники, которые выставляют посерди зала зеркальный шар с дырками, считают себя гениями современности. Владельцы галерей, смотрящие на всех остальных свысока и буквально глотки готовы друг другу грызть ради очередного набирающего популярность художника. Агенты, которые диктуют заказчикам, что им должно понравиться и почему – вы только вдумайтесь – специальный человек, который говорит вам за сколько вам нужно купить холст 3х4 метра с разноцветными пятнами, чтобы вы чувствовали себя модным и разбирающимся человеком! Ну и критики – эти снобы с задранными носами, способные отличить светло-кукурузный от грязно-мандаринового и считающие себя в праве диктовать людям вкус. Все они вместе создают мешанину образов, которые оставят яркое впечатление и загонят вас в тёмный подвал сомнений и ужаса.
Я не помню, когда последний раз с такой изобретательностью совмещали сатиру, искусство и ужасы. Если первая половина фильма это растянувшаяся во времени сцена из «О чём говорят мужчины» про современное искусство, причём с куда более высоким уровнем внимания к тематике, то вторая – это мрачный триллер, переходящий в мистику и слэшерный ужас. Режиссёр откровенно издевается над зрителем и дразнит его многообразием и изобретательными сценами с убийствами. В сцене про убийство возле сферы я смеялся до слёз – как отличить несчастный случай от инсталляции, если грани размылись настолько, что одно переходит в другое и НИКТО не видит разницы! Но как истинное произведение искусства сам фильм выходит на новую ступень восприятия – нужно обладать определённой иронией, чтобы оценить происходящее. Тут очень просто скатиться, но режиссёр Дэн Гилрой («Живая сталь», «Стрингер»), кажется, успешно этого избежал – финал истории получился на редкость выразительным и законченным.
Фильм можно считать уникальным хоррором, который мы заслужили. В отличии от соседей по жанру он не пытается давить на тёмную палитру или недостаток освещения. Наоборот - правильно поставленный свет и его изобилие создают уникальное чувство восприятия происходящего на каком-то другом уровне. Краски яркие, сочные, резкие черты и залитые солнцем помещения передают жуткое чувство тревоги ничуть не хуже клаустрафобных подвалов и тёмных чердаков. Практически все смерти в фильме это визуализация того, как персонажей в прямом смысле поглощает искусство. Режиссёр будто говорит нам, что нельзя остаться в стороне от истинного произведения искусства и не дать ему поглотить тебя, если ты хочешь проникнуться им по настоящему.
Также не стоит забывать про юмористическую составляющую фильма - как та упомянутая сцена из "О чём говорят мужчины" была ярким заявлением о современном искусстве, так и весь фильм "Бархатная бензопила" это полноценный экскурс в мир этого самого искусства. Он буквально прямым текстом заявляет о размытости границ и том, что чьё-то мнение способно сделать больше, чем само произведение - и это неправильно. В этом плане показателен финальный кадр, где художник Пирс кружит по пляжу, выписывая узоры не песке, которые тут же смываются водой, давая художнику новое поле для деятельности. Искусство должно вызывать эмоции и поглощать целиком, но финансовый вопрос всех портит.
Джейк Джилленхол ("Братья Систерс", "Живое") отлично вжился в роль критика Морфа Вандевольта и только его рельефное тело выбивается из образа. Как герою удаётся совмещать бесконечные походы по выставкам, написание разгромных рецензии и при этом следить за своим телом - фильм не уточняет. Но в плане проецирования эмоций и постепенно развивающейся паранойи Джейк более чем хорош.
Также порадовал Джон Малкович ("РЭД", "Птичий короб") в образе художника Пирса. Роль у него немногословная, и тут всё строится на молчаливых эмоциях и созерцании, а у Малковича в этом плане лицо более чем выразительное.
Фильм можно пожурить за не слишком стройную сюжетную линию и некоторые проскоки в эмоциональном плане. Возможно я просто придираюсь, но мне как-то не хватило развития отношений Жозефины и Морфа, хотя вообще-то фильм не об этом. Временами фильм слишком резко переключает тональность, что рушит напряжение и атмосферу. В принципе, у режиссёра есть что сказать и вполне логично, что пришлось резать углы в угоду посылу, но актёрский состав в полной мере вытягивает повествование на нужный уровень.
"Бархатная бензопила" это выдающийся фильм об искусстве в целом, который хватается за многое и умудряется не растерять фокус. Интригующий сюжет и смешение жанров смотрится роскошно, а отличная актёрская игра выравнивает незначительные шероховатости повествования. Фильм хорош как для созерцания, так и последующего осмысления, поэтому такое пропускать не стоит. Кроме того, я не хочу быть слишком жестоким и циничным критиком, чтобы не уподобиться героям этого фильма.
Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Самые ожидаемые игры марта 2019
Кинокомикс про сильную и независимую супергероиню с кошкой
Сериал про школьника-сексолога
Улучшенная версия культовой РПГ про Безымянного героя в планах
Список номинантов на Оскар 2019
Драма про беременную мексиканскую служанку
Байопик про американского вице-президента Дика Чейни
Боевик про одноглазого убийцу на пороге пенсии
История творчества художника Винсента Ван Гога
Книга о тёмной стороне игровой индустрии
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]