Караганда: деградация советского наследия
---
Караганду знают все! Благодаря своему яркому названию город стал героем песен, ну и, конечно, знаменитого "Где-где? В Караганде!". При этом в самой Караганде мало кто бывал, и даже на карте её, скорее всего, не покажет.
Караганда – это казахстанский Донецк, угольная столица страны. Уголь в этих местах начали добывать ещё в середине XIX века, хотя сам город возник только в 1930-е (сначала в качестве рабочего посёлка), вскоре после того, как были построены первые советские шахты Карагандинского угольного бассейна.
Казахское название "Караганды" происходит от словосочетания "земля, где растут сосны". Честно говоря, сосен я особо не видел, зато угольной пыли в городе действительно полно.
В Караганде живёт полмиллиона человек. До сих пор это самый "русский" из крупных городов Казахстана: русских здесь около 40%. Русскоязычные поселенцы приезжали в эти места несколькими волнами. Первые появились ещё, видимо, в 1850-е, потому что на угледобывающем предприятии россиян Ушакова и Рязанова надо было кому-то работать. Затем была Столыпинская аграрная реформа, и русские ехали сюда в поисках свободной земли. А в 1930-е сюда ссылали раскулаченных крестьян, к которым вскоре присоединились рабочие и специалисты, приехавшие осваивать угольный бассейн.
До сих Караганда – большой промышленный центр. Главными предприятиями владеет всё та же "АрселорМиттал Темиртау", принадлежащая индийскому металлургическом магнату Лакшми Митталу (напомню, что это хозяин половины города Темиртау). Помимо добычи угля и металлообработки город известен тем, что тут делают конфеты и варят пиво.
Но нас город интересует как наглядный пример деградации вкуса. Здесь я сразу прошу казахов выдохнуть, потому что речь пойдёт не об особенностях конкретного народа, а о феномене постсоветского человека. И процессы, которые происходят в России, мало чем отличаются от процессов, которые происходят в Казахстане.
Веками человек уделял внимание изобразительности. Какую эпоху мы ни возьмём, там будут свои приёмы, особенности. Если мы обратим внимание на здание любой эпохи, то увидим приятные глазу детали, гармонию, пластику фасада. Я не говорю про какие-то отдельные памятники или шедевры. Даже средовая архитектура всегда старалась быть более-менее интересной.
Посмотрите на старые уличные указатели, фонари, двери, окна. Можно ли было тогда, 100 или 200 лет назад, не тратить столько сил на детали и лишний декор? Можно было просто воткнуть палку и написать на доске номер дома? Конечно, можно, но так не делали. Сегодня, когда средства производства дешевы и доступны, когда можно сделать вообще что угодно, и это будет относительно недорого, мы делаем какое-то невероятное, убогое говно.
Мы не способны произвести просто красивую лавочку. Нарисовать изящную линию. Сделать интересный фасад. Мы не понимаем, что такое пропорции. Древние греки и римляне знали, а мы нет! Вот простой пример. Это классическая античная колонна:
Классическая колонна состоит из трёх частей: базы, ствола и капители, на которую опирается антаблемент. Колонна имеет энтазис. Энтазис – это когда колонна на высоте 1/3 утолщается для устранения оптической вогнутости ствола. Колонна пропорциональна человеку!
Витрувий уподоблял дорическую колонну фигуре мужчины, более стройную ионическую колонну – фигуре женщины. При этом он считает, что коринфская создана "в подражание девичьей грациозности". Соответственно, Витрувий приводит и цифровые пропорции: в высоте дорической колонны её ширина укладывается 7 раз, в ионической – 9.
Витрувий работал 2000 лет назад. У него не было смартфонов, интернета, оперативного доступа ко всем знаниям мира. Но он не мог сделать такое:
Это оперный театр в Астане.
Это просто маленький пример. И ещё раз: это не проблема Казахстана, это всё постсоветское пространство.
В Караганде была неплохая советская застройка. Ну как "неплохая" – как и многие моногорода, в своё время Караганду комплексно застроили стандартными зданиями в сталинской неоклассике. Ничего выдающегося, но сейчас так не могут. И на фоне всего остального застройка 50-х в Караганде выглядит просто сокровищем. И что с ней сделали?
Смотрите сами.
01. В городе удивительно много рекламы проституток. Я так понимаю, это же всё обычные бордели?
02. Когда въезжаешь в Караганду, ощущение такое, что открыл газету бесплатных объявлений. Всё в рекламе! При этом люди не понимают, что она уже не читается из-за такого количества.
03. В Караганде принцип простой: если какой-то участок не может приносить деньги, он не нужен. Зачем нужна обочина, если на неё нельзя воткнуть рекламный щит? Зачем нужен тротуар, если его нельзя отгородить дорогим и бесполезным гранитным бордюром?
04. На первых этажах развелась торговля. Да не просто торговля – все сделали себе пристройки!
05. Здания становятся в два раза больше.
06. За этими надстройками становится просто не видно города. Я недаром в начале поста сказал про баннерную слепоту. Человек устаёт от визуального мусора и просто перестаёт его воспринимать. А теперь представьте, что будет, если мы весь город так изуродуем. Правильно, человек просто перестанет смотреть на город, на его улицы, он перестанет его воспринимать.
07. Каждый лепит себе отдельные входы.
08. Автобусная остановка тоже нужна для рекламы.
09. Когда рекламы нет. Про ПАЗики я много раз говорил, как и про автобусные карманы, которые надо убирать.
10. Автобусная остановка, которая научилась зарабатывать деньги для своего владельца.
11. Это они называют общественным транспортом. Как вообще такая маршрутка могла выйти на линию? Почему такое возможно? На самом деле, раньше в Караганде был и трамвай, и троллейбус. Но трамвай ликвидировали ещё в 1997 году, в 2010-м добили троллейбус. Теперь общественный транспорт представлен только автобусами и маршрутками.
12. Если здание не может принести прибыль, оно разрушается. Забавно, что неплохое советское здание ветшает и разваливается на глазах рядом с рекламным билбордом "Процветай, мой независимый Казахстан!".
13. Все эти здания могли бы быть украшением города, могли бы быть основой для развития. Но всем пофиг.
14. Редкий пример, когда здание не совсем угробили.
15. Обратите внимание на уникальные столбы на бульваре. Сейчас такие бы не сделали. Измельчал человек. Это в 50-е могли разработать и сделать особенный фонарный столб. Сейчас купят что подешевле у китайцев, и всё. Зачем заморачиваться?
16. Отличный пример сегодняшнего пиздеца. Это площадь Гагарина. Тут был неплохой архитектурный ансамбль. Надо было только привести его в порядок
Но в Караганде решили, что город не заслуживает быть красивым, поэтому одно из зданий превратили в придорожную столовую для дальнобойщиков.
17. Забавно, что с другой стороны такое же здание решили превратить в дворец!!! Это одна площадь. Просто взяли и всё уничтожили. Как саранча уничтожает поля, так сегодняшние варвары уничтожают города.
18. Во дворах ещё сохранилась красота.
19. Можно ли представить себе, чтобы сегодня в обычном доме сделают что-то подобное? Да даже не в обычном, а в элитном? Можно ли сегодня рассчитывать на такой декор, внимание к деталям?
20. Раньше дворы делали с деревьями. Сегодня тут была бы сплошная парковка.
21. Круто, что сохранились советские вывески.
22. Остался театр
23. Кое-где ещё мозаика. Даже совершенно банальная и не представляющая ценности советская мозаика смотрится шедевром на фоне всего остального пиздеца.
24. Театр "Радуга"
25. Хороший пример – вход в районный суд. Вместо деревянной двери вставили металлическое убожество. Вместо нормальных вывесок – чёрт знает что. Кстати, в бегущей строке тоже появляется надпись "Районный суд". На ступеньки кинули обрезки ковровой дорожки. Измельчал человек!
26. Новая архитектура
27.
28.
29. Новые жилые дома
30. Особая тема в Караганде – лавочки. Я даже думаю, тут проходил конкурс на самую убогую лавочку, и работы победителей стоят теперь по всему городу.
31. Как такое могло вообще прийти в голову? Как можно было придумать такую форму и решить, что человеку будет удобно на ней сидеть?
32. Какие-то страшные лавочки с урнами стоят по всему городу в огромном количестве.
33. Иногда целые ряды.
34. Что самое интересное, на них нельзя сидеть! Кривые доски впиваются в тело, лавочка мало того что уродлива – она ещё и не эргономична. И зачем их тут столько? Кто-то может объяснить, как это говно в таком количестве появилось на улицах Караганды?
35. Кондиционеры висят прямо вдоль тротуаров.
36. Мило (на самом деле нет).
37. Обычная панелька. Парковка прямо у подъезда, удобно!
38.
39. Дорога на Майкудук. Обратите внимание на чёрную грязь – это всё из-за угольной пыли.
40. Снег по всей округе тоже посерел из-за неё.
41. Майкудук имеет репутацию самого криминального района Караганды. Про него даже появилась присказка: "Майкудук – страна чудес: зашёл за угол и исчез". Правда, расцвет криминальной славы пришёлся на 90-е годы (говорят, тогда трупы убитых горожан находили примерно каждые две недели), но и сейчас тут не то чтобы спокойно.
42. Район состоит из обширного частного сектора и нескольких панельных микрорайонов. Вот эти микрорайоны как раз и считаются самой опасной частью Караганды.
43. В народе Майкудук называют просто Макен. Отсюда родом знаменитый боксёр Геннадий Головкин, бывший чемпион мира по версиям WBA, IBF, WBC, IBO и один из лучших боксёров мира вне зависимости от весовой категории. Им в Майкудуке (да и во всей Караганде) гордятся буквально все – и русские, и казахи, и дети, и пенсионеры. Казахстанские СМИ любя называют Головкина просто GGG.
"Если вы смотрели фильм "13 район" Люка Бессона, то кое-какое представление об этом месте вы имеете) Единственное, правда, что нас не обнесли гигантской стеной.
В былые лихие 90-е здесь было очень весело. Во дворе школы, которую я закончил, стабильно раз в несколько недель находили чей-то труп. В соседнем от меня доме, в подвале вернее, нашли голову, а в моём - всё остальное. Дети до школы перебирались ползком, потому что могла задеть шальная пулемётная очередь (это я уже заврался, извините, не удержался ^^). "Есть закурить?" – это не про здешние места, тут предпочитали ничего не спрашивать, а сразу равнять с тротуаром. Днём было очень даже похоже на обычный спальный район, а вот ночью шли войны...в этом даже есть какая-то романтика...
Теперь на дворе XXI век, век информационных технологий и космонавтики. Ныне всё гораздо проще. По настоящему серьезные люди успокоились, обзавелись семьями, работой. Но есть всякие лохопеды, пытающиеся не ударить в грязь лицом и напомнить всем, что такое Майкудук. Щеглы, естественно. Дерутся, стреляют, убивают, насилуют. Моего соседа пару лет назад забили до смерти, просто так, мимо проходил. В моего одногруппника стреляли из Макарова, до сих пор удивляемся как не попали. Моего лучшего друга заставили целое лето пролежать в больнице и перенести несколько операций из-за ножевого ранения и последующей инфекции. Он просто заступился за младшего брата, у которого хотели отобрать фотоаппарат. Почему это происходит? Это менталитет такой. Жить правильно – неправильно".
Рассказ местного жителя
44. Дом культуры Нового Майкудука
45. Остатки былой роскоши
А теперь поменяйте слово "Караганда" на название своего города (если это не столица) – и, скорее всего, ничего не изменится.
В чёрном-чёрном городе
Что не так с Астаной: архитектура и жилая застройка
Что не так с Астаной: транспорт и дороги
Что не так с Астаной: городская среда
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]