Что значит «поясни за шмот»?
Драки тинейджеров из-за футболок или кроссовок захлестнули всю Россию. Когда тебе пятнадцать, значение имеет все: кто ты, с кем дружишь, во что одет. Всегда и во все времена. Если раньше были стиляги, хиппи, анархисты и пацифисты, то самое модное молодежное течение сегодня — это офники или кежуалы.
Подвороты и камуфляж у подростков «вне закона». «Пояснить за шмот» значит объяснить, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето. Не сможешь — тебя побьют.
Поясни за шмот — с таким призывом офники и кежуалы подкатывают к другим сверстникам на улицах города. И это вовсе не способ знакомства. Что значит пояснить за шмот: в переводе со сленга это буквально следующее — объясни, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето, а если не сможешь — побьем. Побить могут и за подделки.
Опасная мода «драк за шмот» захлестнула всю Россию. В том числе и благодаря интернету.
— Если ты в футболке Fred Perry, Tommy или кроссовках NB, то просто ответь, что ты не в теме, но нравится качественный шмот, — учит подростков 20-летний видеоблогер Сергей Мартышов.
У его видеороликов больше миллиона просмотров, и сам блогер называет эту тему «наболевшей».
— Что не так с марками этих футболок? — продолжает Мартышов. — Эти марки были популярны у скинхедов в 70-х, вот и осталась дурная слава. Но сейчас их носят все подряд. За такой шмот могут попросить только если в каких-то деревнях («попросить» в переводе с подросткового языка — побить. — Ред.). Стоники же (так ласково называют одежду культовой фирмы Stone Island. — Ред.) — более вызывающий вариант. Ее просто так не наденут. Подвороты (подвернутые джинсы. — Ред.), также пришли в околофутбольную моду от скинов. Не удивляйтесь, если вас попросят за них пояснить — такой вариант ношения штанов означает готовность вступить в драку. А вообще, если к тебе на улице прицепились, веди себя уверенно, отвечай вопросом на вопрос. Пойми, если к тебе подвалили, то дело не столько в шмотках, сколько в тебе.
Футболки «Спутник 1985» придумал Сергей Пахотин: «спутник» — одно из самых известных слов в мире, а 1985 — год рождения автора бренда. Но просто так носить их нельзя. Создавались они для панковской тусовки. Среди подростков надевают их только «избранные».
Тема «как пояснить за шмот» рвет все рейтинги в интернете. Полным-полно видеороликов с драками и разборками. Бьют подростки друг друга нещадно, причем участвуют в побоищах и девушки тоже. Что спрашивают? «Ты правый или левый?» или «За кого стоишь?» Правый — это агрессивно настроенный человек, анархист и фашист, а левый — антифашист. Но и это крайне условно.
— Мало кто разбирается во всех этих правых и левых, — говорит 16-летняя Лиза Елисеева, спортсменка, олимпийская надежда России по синхронному плаванию. Она из хорошей семьи, но тоже в теме в силу возраста. — Это просто повод придраться к кому-то, чей внешний вид не понравился. Ответишь, что левый, они вдруг окажутся правыми, и наоборот. И вообще эта политическая тема — редкость. Чаще просят «пояснить за шмот» болельщики той или иной футбольной команды.
Лиза хоть и не самый обычный подросток и почти все свое время проводит на тренировках в бассейне, тоже знает, что надо отвечать в таких случаях:
— Да сейчас все подростки это знают. Определить офников просто — ходят группами, надевают камуфляжные панамки, черные футболки со странными надписями, подворачивают джинсы. На ВДНХ таких много, на станциях верхней части серой ветки метро, в Отрадном, в некоторых парках и у станций МЦК.
Вот по этим местам мы с Лизой и отправились, решив поэкспериментировать с запрещенными шмотками. Купили самую-самую модную футболку фирмы «Спутник 1985» с мрачной надписью «В этой стране не принято плакать» и надели красные кеды Fred Perry.
— Побить могут и за подделку. Околофутбольщики считают, что, нося паль* (см. «Словарик «КП»), ты оскорбляешь их субкультуру, — объясняет мне Лиза.
— А как они их отличают?
— Ой, да в интернете полно видео, поясняющих, как подделку от оригинала отличить. Если нарваться на такой пальпатруль, то как минимум заставят некачественный шмот снять, а как максимум побьют. Но если у тебя оригинал, то, наоборот, зауважают.
Еще бы, ведь «родные» курточки и кроссовки стоят немалые деньги. У того же Гоши Рубчинского (очень модный среди офников российский дизайнер. — Ред.) штанцы от 20 000 рублей, джинсовки от 40 000.
На ВДНХ нам не везет. Встречаем только двоих офников — и то мирных.
— Так холи же сегодня на крыше — вот тут недалеко, — разводят руками парни, потягивающие пивко. — Там все тусят.
Холи (опять поясняем для тех, кто не в теме) — это фестиваль красок, индийский праздник, который очень полюбился молодежи, — когда можно кидать друг в друга разноцветным красящим порошком. Забава куда более веселая и приятная, чем драться, вот все и забыли про поясниловку.
Едем в Отрадное, где у большого ТЦ всегда много околофутбольщиков. И действительно тут полно молодежи. Многие одеты по теме — в черные футболки, камуфляж, многие измазаны краской — тоже с праздника. Все без исключения курят — так, что даже на улице дышать нечем. Первым к нам подскочил юркий, невысокого роста паренек, лет 12 на вид:
— Сигареты не будет? А ты стоишь (в переводе с подросткового языка — болеешь за какую-либо команду. — Ред.), что ли? — обращается он к Лизе. Она поясняет, что да, болеет за ЦСКА.
Тут к нам потихоньку начинают подваливать все остальные. Драться не лезли, как потом объяснили, их спугнуло присутствие взрослой тетеньки, то есть меня.
— Да и потом, мы не отвязные хулиганы. Так, кое-кто болеет, но тут мирная по большей части туса, все свои, — говорит один из подростков.
— Вам надо было на холи ехать, такой замес был, — подхватывает другой парень. — И майку посерьезнее надеть, типа как на мне.
На подростке черная толстовка, с белым кругом, внутри которого какие-то цифры и два скрещенных ножа и надпись.
— А что все это значит?
— Скрещенные ножи — готов к бою. «Невиновных нет» — для каждого есть своя уголовная статья. Цифры 13 — 12 — это буквы английского алфавита ACAB, что расшифровывается All Cops Are Bastards («Все копы — ублюдки»). Череп — смерть мусорам, болты на ножах — воровские звезды, а круг все объединяет.
— Ничего себе! Ты что, с зеками гуляешь?
— Нет, — смеется подросток. — Это тема такая.
— Что ты тут им поясняешь? — вступают в разговор какие-то размалеванные девицы. — Совсем лох, что ли? Надо будет, сами разберутся. А то ходят тут, снимают и разнюхивают. Может, они из ментовских…
Честно говоря, я почувствовала себя как будто не в родном городе, а словно в сцене из фильма про американских гангстеров из плохих районов. Чтобы и правда не нарваться на драку, мы с Лизой ретировались. Ехать домой в футболке от «Спутник 1985» Лиза не решилась и с удовольствием надела сверху куртку олимпийской сборной с надписью Russia.
— В такой точно не побьют, — сказала она мне напоследок.
Задаётся вопрос, кто этих малолетних дебилов воспитывает? Они же где-то спят и едят. Не могут же быть у всех этих недоразвитых детей, либерально лгбтшные родители, которые всё дозволяют и никак не занимаются воспитание.
Тема самоидентификации у подростков одна из актуальнейших. Кто я? С кем я? За кого я и, главное, против кого? Все эти вопросы волнуют детей в пубертатном периоде. И если родители заранее не позаботились об ответе на них, то у ребенка велик риск разобраться во всем самому, с помощью улицы. Сейчас многие секции позакрывали, спорт — слишком дорого. Мамам и папам и на репетиторов-то не хватает, без которых ЕГЭ сложно сдать, не то что на какое-то дополнительное образование. А интернет — он, считай, бесплатный. Попасть в плохую компанию стало куда проще — через соцсети. И чем больше ваши дети предоставлены сами себе, тем больше дури у них в голове.
Словарик:
1. Поясни — слово пришло из тюремного сленга, там испокон веков просят пояснить за татухи и дружбу с тем или другим.
2. Офники (оферы) — околофутбольные фанаты.
3. Кежуалы — модники, которые следят, чтобы все марки одежды не были подделками.
4. Паль — поддельная одежда, купленная на рынке или заказанная на китайских сайтах.
5. Пальпатруль — группа ребят, отлавливающих подростков в поддельной одежде.
6. Забивы или вайны — договорные драки в малолюдных местах. Их снимают на видео и выкладывают в интернет.
ПРИКИД В ЗОНЕ РИСКА
Надевая такую одежду, подросток как бы бросает вызов и объявляет себя представителем какой-то субкультуры. Значит, должен быть готов «пояснить», кто он и за кого.
За эти вещи точно попросят пояснить:
✔ футболки «Спутник 1985»
✔ военизированные куртки и парки NAPAPIJRI
✔ камуфляж в любом варианте
✔ наклейки патчи (нашивка с компасом)
✔ одежда русского модельера Гоши Рубчинского (широко известна в узких подростковых кругах)
✔ футболки «Невиновных нет»
✔ футболки и ветровки Stone Island («стоники»).
За эти вещи отвечать придется реже, так как марки стали слишком популярны у всех, а не только у представителей субкультур:
✔ футболки Tommy Hilfiger
✔ кроссовки Adidas (классические с белой полосой, елки — на жаргоне).
Но не думайте что мы одиноки и бессильны во вселенной абсурда и кретинизма. Давайте посмотрим примеры из штатов.
«Кровавые» против «Калек»
Отток белого населения, снижение налоговых поступлений и общая деградация жизни способствовали созданию в Южном Централе идеальной почвы для развития организованной преступности. Буквально в каждом квартале появились уличные банды. Как показала история, знаковым событием стало образование в 1969 году банды Avenues Cribs (от англ. сrib — лачуга), основателями которой стали два подростка — 15-летний Рэймонд Вашингтон и 16-летний Стенли «Туки» Уильямс.
В 1971 году эта банда напала на четырех пожилых японок, которые затем описывали преступников как хромых — из-за того, что нападавшие были с тросточками. Так Cribs трансформировались в Crips — калеки. В 1970-е годы единая банда, контролировавшая несколько улиц в Южном Централе, распалась на множество группировок, пусть и близких, но конкурирующих между собой.
Впрочем главным врагом любой банды Crips были, конечно же, не другие «Калеки», а Bloods — ОПГ, созданная бандой Piru Street Boys из Инглвуда. В 1972 году Pirus, как сокращенно называют группировку, решили создать альянс из небольших банд, которые ранее подвергались нападению Crips. В итоге в первоначальный состав Bloods, как назвали альянс, вошли: Pirus, Brims, Athens Park Boys и Pueblos.
С самого начала Bloods противопоставляли себя Crips, поэтому сознательно выбрали дресс-код и распальцовку, максимально далекую от вражеской. К тому времени уличные преступные группировки уже активно использовали особый дресс-код для того, чтобы отличать представителей одной банды от другой. Более солидные преступники по-прежнему предпочитали дорогие костюмы и фетровые шляпы, а латиноамериканские банды оставались верны стилю пачукос: костюмы зут и рубашки с большим воротником, которые бунтарски настроенная мексиканская молодежь носила еще в 1940-е годы.
Существует несколько версий того, почему Crips выбрали в качестве своего синий цвет. Согласно одной из них, синий — цвет Washington High School, в которой учился Стенли «Туки» Уильямс. Другая гласит, что синий цвет был фишкой друга юных гангстеров по прозвищу Будда, убитого в уличной перестрелке, и в память о товарище ребята решили, что члены созданной ими банды будут носить одежду синего цвета.
Когда империя Crips начала разрастаться, некоторые банды решили попробовать носить другие цвета, в частности — фиолетовый. Но затея быстро провалилась, так как ассоциации с синим для всех группировок Crips были слишком сильными. В некоторых школах Лос-Анджелеса даже действует официальный запрет на ношение синего. Что касается Bloods, то они сознательно выбрали красный — как наиболее далекий от синего. К тому же он удачно сочетался с названием ОПГ.
Чрезвычайная успешность и растущее влияние Crips и Bloods сделали их культовыми ОПГ среди молодежи. Способствовала этому и становившаяся все более сложной эстетика банд. Так, Crips, помимо синего цвета, сделали одной из своих фишек ношение тросточек — отсылка к нападению на японок, давшему имя группировке. Особый шик — пойти с тростью на дело. Затем сложился и обряд вступления в банду: для мужчин — убийство при свидетелях, для женщин — секс со старшими представителями группировки.
Отдельная история — это распальцовка. Обычно сторонники Crips и члены банды показывают пальцами первые буквы различных фраз: «M» и «C» — Mafia Crips, «E» и «С» — East Coast Crips, «B» и «K» — Bloods Killers и так далее. Большая часть этих распальцовок официально запрещены в школах Лос-Анджелеса, Калифорнии и других городов и штатов, где действует ОПГ. Но если подобные распальцовки есть и у Bloods, и у других банд (только вместо Bloods они жестами обещают убить Crips), то свой танец, ставший явлением национального масштаба, есть только у «Калек».
Crip Walk или C-Walk, как его еще называют, впервые был исполнен в 1973 году. Но вселенской популярности он достиг лишь когда масштабы деятельности группировки выросли до национальных, а эстетика Crips была популяризована рэп-группой N.W.A. Танец представляет собой быстрое движение ног, которыми нужно изобразить одно из слов из арсенала банды либо «написать» его на земле. Некоторые банды сделали исполнение танца обязательной частью процедуры вступления для новых членов. Другие используют танец во время налетов — его исполнение является условным знаком начала операции.
C-Walk не раз исполняли в своих клипах и во время концертов такие рэперы, как Ice Cube, Snoop Dogg, XZibit, Ice-T, Kurupt и многие другие. Но самым неожиданным и скандальным стало исполнение C-Walk Сереной Уильямс после победы над Марией Шараповой в финальном матче олимпийского турнира в Лондоне. Уильямс станцевала прямо на траве Уимблдонского корта, чем вызвала бурю негатива.
C-Walk, как и гангстерские распальцовки, синий и красный цвета, запрещены во многих школах и университетах США. При этом танец, в котором быстрыми движениями ногами пишется некий текст, стал популярен и среди людей, далеких от банд. Попыткой культурной экспроприации танца стали попытки его переименования в K-Walk, Kript или Krypt, но пока танец по-прежнему воспринимается как связанный с криминальным миром, особенно если его исполняют афроамериканцы.
Серене, впрочем, удалось выйти сухой из воды — на ее защиту встали сразу несколько авторитетных американских газет вроде The Washington Post. «В действительности это лишь название. Я не знаю, неуместно ли его исполнять. Это просто танец, который мы танцуем в Калифорнии», — оправдывалась потом Уильямс.
Естественно, парни из Bloods не могли не ответить на C-Walk и придумали B-Walk, главное отличие которого — множество движений руками, которых почти нет в танце Crips.
Вплоть до 1990-х годов спортивные джерси в США надевали исключительно на игры любимой команды или для занятий спортом. Все изменили рэперы, которые сделали спортивную форму команд наиболее популярных лиг модным аксессуаром. Но такой интерес звезд хип-хопа к спортивному мерчендайзу неслучаен и тоже берет свое начало в обычаях Crips и Bloods. Еще в 1970-е годы каждая из больших преступных группировок Калифорнии раз и навсегда выбрала себе бренд кроссовок, который стал такой же частью их идентичности, как цвета, распальцовка и танцы.
Crips практически с самого начала носили Converse All Star, Bloods отдавали предпочтение Reebok, а мощнейшая латиноамериканская группировка MS-13 — Nike Cortez. Кроссовки стали столь важной частью эстетики американских уличных банд, так как были единственной отличительной чертой, по которой можно было опознать члена своей банды в тюрьме. Бандиты, естественно, придумали романтические расшифровки для брендов кроссовок.
Например, Reebok в мире Bloods расшифровывается как: Respect Each and Every Blood, OK? (Уважай каждого и любого кровавого, ок?). Название Adidas, который со временем полюбили Crips, означает: All Day I Disrespect Slobs (Каждый день я отношусь непочтительно к неряхам). «Неряхи» (slobs) — унизительное прозвище, которое дали Bloods члены банд Crips. Не отстают от калифорнийцев и банды, зародившиеся в других городах. Например, Fila для группировки Folk Nation, которая изначально появилась в Чикаго, означает: Folks In Love Always (Любовь к ребятам навсегда).
Из-за столь большой роли кроссовочных брендов к концу 1990-х годов участились случаи убийств случайных прохожих, зашедших в «неправильной» обуви не в свой район. Символической попыткой остановить кроссовочную войну стал выход в коллабе Reebok и рэпера из Комптона Кендрика Ламара кроссовок The Kendrick Lamar x Reebok Classic Leather Deconstructed, у которых один кроссовок красный, другой синий, а на обратной стороне язычка написано слово Neutral — «нейтральный».
Помимо кроссовок особую роль играет и атрибутика спортивных команд. Причем гангстерам была интересна именно аббревиатура команды, а вовсе не ее принадлежность к родному городу. Например, члены Bloods и сочувствующие по всей стране носят бейсболки Kansas City Chiefs — команды по американскому футболу, аббревиатура которой KC расшифровывается как Kill Crips — «убей Крипс».
Джерси и бейсболки Colorado Rockies носят члены Crips, объясняя, что CR означает Crips Rules — Крипс правят. Еще одна популярная в Комптоне команда — Pitsburgh Pirates, чья буква P напоминает о банде Piru Street Boys, с которой началась история Bloods. Самое невероятное, что некоторые команды пошли на выпуск мерчендайза другого цвета, чтобы заинтересовать сочувствующих Crips и Bloods.
Так, легендарный бейсбольный клуб Boston Red Sox выпустила свои кепки не в традиционном синем цвете, а в красном, чтобы не отпугивать уважающих Bloods фанатов, а Cincinnati Reds — в синем, несмотря на то, что красный цвет даже отражен в названии бейсбольного клуба. И дело не только в популярности банд в гетто, но и в том, что фаната той или иной команды, которому не повезло жить в бедном афроамериканском районе, просто могут убить за ношение цветов любимого коллектива, если они не соответствуют цветам правящей на местных улицах банды.
За пределы гетто эта эстетика вылилась благодаря рэперам. В 1990-е годы и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке царил гангста-рэп: 2Pac, Notorious B.I.G и другие герои эпохи воспевали преступный образ жизни, героизировали бандитов и создавали очаровательный образ гангстера с улиц. Некоторые рэперы специально селились не в богатых районах, а в гетто, чтобы подчеркнуть близость улицам.
С-Walk исполнялся на сцене, рэперы выходили в свет в цветах той или иной банды, выступали в спортивных джерси с подтекстом и придумывали собственную распальцовку по мотивам бандитской. Культура гетто вышла из гетто и стала частью общеамериканской, а затем и мировой жизни. Но как бы ни призывал Кендрик Ламар зарыть топор войны, как бы ни называла Серена Уильямс C-Walk просто танцем, в США по-прежнему существуют тысячи районов, где за неправильный шмот предъявят по полной. Только просить пояснить не будут — сразу пустят пулю.
Источники:
kp.ru/daily/26699.7/3723381/
lenta.ru/articles/2018/09/27/black_gangsters_fashion/
Взято: masterok.livejournal.com