Новозыбков: центр старообрядческой культуры России.
---
1) В минувшее воскресенье в 29-годовщину аварии на Чернобыльской АЭС мы с другом вновь отправились в "автопокатушки" по Брянской области. В Новозыбков заехали на 1 час, хотя изначально рассчитывал посетить 2 старообрядческих храма: старообрядческие Спасо-Преображенскую церковь и Никольско-Рождественский храм.
2) Сначала посетили Никольско-Рождественский храм. Главной целью было получение снимков внутреннего убранства церкви, поснимать старообрядческие иконы. Однако, снимать не разрешили, пока там рассматривал иконы, прихожане несколько раз спрашивали друг друга, "ушёл тот чужой или нет". По крайней мере, я понимаю, видеть туриста для них неожиданно, на чёрном рынке старообрядческие иконы дорого ценятся, поэтому они опасаются ночного проникновения.
3) Церковь построена в 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в кон. 1960-х гг. изменено завершение. Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры.
Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике.
4) В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — граненые столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. XX в. и стилизованы в духе иконописи XVII в.; поновлены в сер. XX в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых XX в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. XIX в.; ряд икон XVII-XVIII вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. XIX в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы XVII в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.
5) Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой. В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие ниши между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтонами над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная.
6)
7)
8) Типичная Новозыбковская улица в центре города.
9) Спасо-Преображенская церковь построена в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. XX в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа XVIII-XIX вв.
В живописной композиции здания доминирует основной кубический объем с примыкающими к нему пятигранным алтарем, завершенным двухъярусной главой, и нарядными крыльцами по сторонам с бочкообразными кровлями и миниатюрными главками. Над кубом возвышается широкий восьмерик с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Он окружен поставленными на четвериках над углами куба малыми главками с сильно вытянутыми грушевидными кровлями.
10) Особую нарядность фасадам придают узкие накладные пилястры на углах объемов и резные карнизы с широкими фризовыми частями и ажурными пропильными подзорами. Окраской выделены обрамления и рамы проемов с мелкой расстекловкой на фоне стен с горизонтальной тесовой обшивкой в основной части, вертикальной — в нижней и "в елку" — в восьмериках.
В идеале хотелось бы связаться с кем-нибудь из старообрядческой общиной Новозыбкова, чтобы больше узнать об их иконописной традиции и иметь возможность сделать ряд их снимков.
11) К сожалению, главная цель съёмки внутреннего убранства этих церквей не была достигнута, после этого мы с другом отправились в хону поражения Чернобыльской зоны по Брянской области в мёртвое село Святск.
2) Сначала посетили Никольско-Рождественский храм. Главной целью было получение снимков внутреннего убранства церкви, поснимать старообрядческие иконы. Однако, снимать не разрешили, пока там рассматривал иконы, прихожане несколько раз спрашивали друг друга, "ушёл тот чужой или нет". По крайней мере, я понимаю, видеть туриста для них неожиданно, на чёрном рынке старообрядческие иконы дорого ценятся, поэтому они опасаются ночного проникновения.
3) Церковь построена в 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в кон. 1960-х гг. изменено завершение. Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры.
Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике.
4) В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — граненые столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. XX в. и стилизованы в духе иконописи XVII в.; поновлены в сер. XX в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых XX в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. XIX в.; ряд икон XVII-XVIII вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. XIX в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы XVII в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.
5) Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой. В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие ниши между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтонами над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная.
6)
7)
8) Типичная Новозыбковская улица в центре города.
9) Спасо-Преображенская церковь построена в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. XX в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа XVIII-XIX вв.
В живописной композиции здания доминирует основной кубический объем с примыкающими к нему пятигранным алтарем, завершенным двухъярусной главой, и нарядными крыльцами по сторонам с бочкообразными кровлями и миниатюрными главками. Над кубом возвышается широкий восьмерик с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Он окружен поставленными на четвериках над углами куба малыми главками с сильно вытянутыми грушевидными кровлями.
10) Особую нарядность фасадам придают узкие накладные пилястры на углах объемов и резные карнизы с широкими фризовыми частями и ажурными пропильными подзорами. Окраской выделены обрамления и рамы проемов с мелкой расстекловкой на фоне стен с горизонтальной тесовой обшивкой в основной части, вертикальной — в нижней и "в елку" — в восьмериках.
В идеале хотелось бы связаться с кем-нибудь из старообрядческой общиной Новозыбкова, чтобы больше узнать об их иконописной традиции и иметь возможность сделать ряд их снимков.
11) К сожалению, главная цель съёмки внутреннего убранства этих церквей не была достигнута, после этого мы с другом отправились в хону поражения Чернобыльской зоны по Брянской области в мёртвое село Святск.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]