Страшная жемчужина озера Селигер
---
Есть на границе Тверской и Новгородской земель сказочное озеро и одновременно страшное место на озере Селигер. Само озеро и природа вокруг потрясают, дорог тут конечно нет, как и почти везде в Тверской области, но все по порядку.
Read the post in English
На озере Селигер, севернее Осташкова, на острове Столобный, расположен монастырь Нилова Пустынь(Нило-Столобенская пустынь), основанный в честь Нила Столобенского. Это православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобном и частично на полуострове Светлица, в 10 км к северу от города Осташкова, на озере Селигер.
Относительно названия острова — «Столобный» — существуют две версии. По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.
Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника.
В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.
Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.
Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.
По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1820 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.
В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.
К началу XX столетия Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленский собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую городскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высокой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архиерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию острова. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистических особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.
В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года до передачи Тверской епархии Русской православной церкви в Нило-Столобенской пустыни находились:
в 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников;
в 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
в 1941—1945 — госпиталь;
в 1945—1960 — снова колония;
в 1960—1971 — дом престарелых;
в 1971—1990 — турбаза.
В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской православной церкви. В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.
Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» - так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.
На колокольню по погодным условиям мы не поднялись, а там открываются просто невероятные виды.
В Российской Национальной библиотеке СПб хранится план Богоявленского собора, подписанный этим архитектором, а также подпись подтверждающая участие этого проекта в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в столице. Архивные документы свидетельствуют, что подготовка к строительству велась несколько лет, выдвигались также проекты по перестройке и реконструкции старого собора. Возведение его осуществлялось под надзором «мастера каменных дел» архитектора Анжело Ботани. Архивы свидетельствуют, что настоятель монастыря и попечительский совет очень тщательно рассматривали все проекты, подбирали рабочих и закупали строительные материалы. Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.
Вы спросите, Руслан, а почему же это место страшное? Тут же красиво. А вот почему - по официальной версии, скупо изложенной в разных источниках, рядом с селом Медное, Тверской области, в 1939-1940–х годах, находилось так называемый «спец.кладбище НКВД», где проводились и массовые расстрелы и массовые захоронения жертв.
После раздела Польши между СССР и Германией, в Тверскую область, точнее – в бывший монастырь Нилова-Столбенская пустынь, превращенный в так называемый «Осташковский лагерь», были доставлены свыше шести тысяч граждан Польши, служивших в полиции и жандармерии.
В апреле 1940 года, их начали перевозить в Калинин этапами от 250 до 400 человек. Затем, по версии польской стороны, в Калинине их расстреливали, а потом хоронили в братских могилах возле села Медное. Согласно предписаниям УПВ НКВД №0261 и №0503, 13 апреля 1940 года, Юзеф Кулиговский и Людвик Маловейский тоже были отправлены из Осташковского лагеря в Калинин, где, в одну из весенних ночей их убили в полуподвале внутренней тюрьмы НКВД. Теперь их фамилии – в скорбном, бесконечном ряду таких же посмертных табличек величественного мемориала «Медное» открытого 18 лет назад.
По словам тверского историка Геннадия Асинкритова, в прошлом – офицера-подводника, капитана 2-го ранга, об этом месте массовых захоронений активисты-общественники впервые услышали в конце 80-х годов прошлого века. Местные силовики, на волне разоблачений и Перестройки, отпираться не стали, и в «Медное» приехали первые поисковики из Польши:
В 1991 году поляки провели эксгумации останков. Извлекли 246, по другим данным останки 243 погибших.
Причем только у 12 черепов были пулевые повреждения. Но останков шести тысяч поляков там не нашли! Хотя, было сделано свыше 200 зондирований. Наши эксперты из военной прокуратуры находками вполне удовлетворились. В общем, они даже не составили акты вскрытия могил! Личные вещи поляков почему-то нашли в отдельной ямке… У многих сложилось такое ощущение, что из Варшавы в Медное прислали все, что нужно было – и прекрасно сохранившуюся газету апреля 1940 года, и ладанки и сапоги. Все что нужно для доказательства, что это именно поляки.
В общем очень мутная и стремная история, а место конечно шикарное и духовное, обязательно приезжайте сюда.
Остановиться рекомендую тут: https://hotelkovcheg.ru/
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]