Коптский квартал Каира: островок христианства в мусульманском Египте.
---
1) 2019 лет назад, в 0 году нашей эры земная мать Иисуса Христа Дева Мария и праведный Иосиф бежали из Иудеи в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. В этом самом месте, по Евангелию от Матфея, останавливалось святое семейство после прибытия в Египет.
Я уже рассказывал об увиденном в Гелиополисе коптском кладбище. Теперь же этом репортаже мы увидим одно из мест компактного проживания египетских коптов-христиан, численность которых оценивается в 10-15 миллионов на 96 миллионный Египет, чей экономический и культурный вклад сравним с влиянием старообрядцев для России и евреев опять же для России и мировой истории.
2) На фото вы видите один из древних рукавов реки Нил, который когда-то протекал в этом месте, здесь же расположен сохранившийся до наших дней колодец, откуда маленького Христа напоили водой, утолив ему жажду.
3) Добираться до Коптского квартала, или так называемого Старого города лучше всего на метро. Станция Мар Гиргис (مار جرجس) с арабского "Святой Георгий" и находится непосредственно в христианском квартале Каира. Ехать от центра города на площади Тахрир (станция Садат) всего 4 остановки без всяких пересадок, и вы попадаете прямо в яблочко, выходя с перрона на улицу.
Не смотря на то, что Каир был основан в 969 г., люди селились на его нынешней территории задолго до этого. Именно Коптский квартал является самым старым в Каире (если не считать древнеегипетскую столице Мемфис в 20 км отсюда). На его месте, еще до прихода мусульман, существовал римский город Вавилон. Есть много предположений возникновения названия этого города на Ниле, одно из них заключается в том, что его дали персы, заложившие здесь первую крепость, во время своего недолгого владычества, основав поселение в этом районе в VI до н.э. От Вавилона остались несколько бастионов и участок стены, именно эту крепость штурмовали арабские воины Амра Ибн аль-Аса в 641 году, когда впервые пришли в Египет.
4) Сохранившиеся фрагменты древней цитадели прямо напротив входа в Коптский музей (о нём попозже). Когда Египет захватили римляне в 30 году до н.э., они стали её напрямую использовать в качестве укреплённого форпоста, признавая её большое стратегическое значение на Ниле. С тех времён воды Нила «переместились» приблизительно на 400 метров к западу.
5) В эпоху правления Октавиана Августа «Вавилон дельты» получил новое значение: в нём размещался штаб трёх легионов, обеспечивавших римскую власть над Египтом.
6) Ещё фрагмент из главного римского входа в цитадель.
7) Снимки 2008-2009 и 2012 со стажировок в Каирском и Египетско-Российском университетах, второй расположен в натуральном городе-призраке Бадр в 40 км от столицы.
8) Слово «копт» («кыбт», араб.) является арабской транскрипцией греческого слова Αἰγύπτιος «египтянин» – так арабские завоеватели называли местное население, бывшее, преимущественно, к тому времени христианским. В социально-экономическом отношении коптское население весьма неоднородно. Его состав вполне соотносится с общим социальным срезом египетского общества. Есть среди коптов и представители богатейших аристократических семей, таких, например, как клан Бутросидов, наиболее известный современный представитель которого – Бутрос Бутрос-Гали – занимал пост Генерального секретаря ООН (1992 – 1996 гг.).
9) Давайте теперь посмотрим один из храмов Коптского квартала. Церковь святой Барбары V века н.э. в память великомученицы Барбары (Варвары). Верующими почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти. В её же честь названо множество населённых пунктов, в том числе знакомый российскому телезрителю 1990-х одноимённый город Санта-Барбара в Калифорнии.
Мы тогда с Лёшей застали даже само богослужение.
10) Коптская православная церковь была основана по приданию святым Евангелистом Марком в 63 году н.э. в Александрии. Первоначально, основу церкви составляли греки жившие на побережье Средиземного моря. Постепенно ее этнический состав менялся, христианство переняли коренные египтяне, и в середине VI века Коптская церковь отделилась от поместных Православных церквей византийской традиции. Богослужение на арабском и коптском языках.
11) Коптская православная церковь сохранила некоторые заимствованные у иудаизма раннехристианские обряды, а также и древнеегипетские обряды, например, не только обрезание мужчин, но, хотя церковь сейчас дистанцируется от этого, даже такие, как унаследованное от древнего Египта женское обрезание, и формально запрещённое в Египте женское обрезание в настоящее время осуществляется без благословения Церкви. Обрезание женщин у коптов заимствовали и мусульмане Египта.
12) Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом увеличивается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
13) Фото уже 2012 года, заметны экраны телевизоров.
14) Пройдёмся по улочкам квартала.
15) Коптский квартал - это множество узких улочек и закутков. Несмотря на его малые размеры, здесь можно легко заблудиться.
16) Все ранние церкви очень маленькие и, как правило, они мало заметны с улицы, понять где жилой дом, а где церковь порой совершенно невозможно.
17) В коптском обряде используется свой древний календарь. Церковный год начинается 29 августа (1 тота). В литургическом календаре выделяется семь великих праздников: Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение и Пятидесятница. Специфическим исключительно для коптского обряда праздником является День прибытия Святого семейства в Египет (19 мая).
В коптском календаре 5 постов. Месяц киак, предшествующий Рождеству, особым образом посвящён Деве Марии. Богородице посвящается также 21 число каждого месяца.
18) Устройство коптских храмов сходно с православными. Алтарная часть отделяется от основной части храма резной преградой. Роль царских врат, как правило, играет завеса, открываемая в определённые моменты богослужения. Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка. Алтарная перегородка, в отличие от православной традиции, не обязательно служит как иконостас — на ней могут располагаться иконы, однако иконы на ней могут и совершенно отсутствовать и располагаться в других частях храма. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами.
19)
20) И заглянем в древний грот, где останавливалось святое семейство с младенцем Иисусом в подвале церкви Абу-Серга IV века постройки.
21)
22) Древний колодец. Мы тогда с Лёшей набрали воды с собой, разумеется, там тоже сначала попробовали, так как сильная жара.
23) Прикосновение к христианству.
24) Сама церковь.
25) И я ровно в 20 лет. Недавно в соц. сетях был бурный всемирный флешмоб, когда многие пользователи выкладывали самих себя образца 10-летней давности. Я, одухотворённый после крипты, попросил себя сфоткать.
26) Ещё один мой образ после возвращения обратно в Египет в феврале 2009 года.
26) Прогулялись по кладбищу.
27) Которое скорее не кладбище, а ботанический сад (фото через 4 месяца, когда в декабре 2008 года подстригся перед новогодними каникулами в России).
28) Банановое дерево.
29)
30)
31) Церковь Святого Георгия (كنيسة القديس جورج أو كنيسة مارجرج), заложенная в X века на бывшей башне римской цитадели, которая является единственной круглой церковью Египта.
32) В XIV российский купец и путешественник Василий Поздняков, автор "Хожения на восток", побывавший в 1559 году по приглашению Александрийского патриарха Иоаким I Афинянин, описывал монастырь и храм: «А в Старом Египте большая церковь святый страстотерпец Георгий, монастырь девич; а в церкви на левой стране … написан образ Георгий страстотерпец, за решоткою медяною. Много же чюдеса и исцеления бывают от того образа». Здесь же и хранятся мощи Святого Георгия.
33) Теперь пройдём к ещё одной известной церкви Коптского квартала.
34) На фото 2012 года с ребятами из РГГУ во время стажировки. Церковь Аль-Муалляка ("Подвешенная церковь", الكنيسة المعلقة), получившая своё название из-за высокого расположения над бастионами римского форта и водными воротами. Ранее на этом месте располагался один из бастионов римского форта, послуживший фундаментом. Свой современный вид здание приняло в VII-IX вв.
35) Внутри расположен старинный иконостас, сделанный из древесины ливанского кедра и инкрустированный слоновой костью.В церкви хранится более 100 икон, старейшие из которых датируются VIII веком.
36)
37)
38)
39)
40) Старинная коптская книга.
41) Повседневная жизнь.
42) Вход в Коптский музей.
43) В заключение, коптские иконы.
44)
45)
46)
47)
48)
49)
50) Для полноты картинки, т.н. "Дерево Марьям", где также укрывалось от жары святое семейство в первые дни после прибытия в Египет.
Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
Я уже рассказывал об увиденном в Гелиополисе коптском кладбище. Теперь же этом репортаже мы увидим одно из мест компактного проживания египетских коптов-христиан, численность которых оценивается в 10-15 миллионов на 96 миллионный Египет, чей экономический и культурный вклад сравним с влиянием старообрядцев для России и евреев опять же для России и мировой истории.
2) На фото вы видите один из древних рукавов реки Нил, который когда-то протекал в этом месте, здесь же расположен сохранившийся до наших дней колодец, откуда маленького Христа напоили водой, утолив ему жажду.
3) Добираться до Коптского квартала, или так называемого Старого города лучше всего на метро. Станция Мар Гиргис (مار جرجس) с арабского "Святой Георгий" и находится непосредственно в христианском квартале Каира. Ехать от центра города на площади Тахрир (станция Садат) всего 4 остановки без всяких пересадок, и вы попадаете прямо в яблочко, выходя с перрона на улицу.
Не смотря на то, что Каир был основан в 969 г., люди селились на его нынешней территории задолго до этого. Именно Коптский квартал является самым старым в Каире (если не считать древнеегипетскую столице Мемфис в 20 км отсюда). На его месте, еще до прихода мусульман, существовал римский город Вавилон. Есть много предположений возникновения названия этого города на Ниле, одно из них заключается в том, что его дали персы, заложившие здесь первую крепость, во время своего недолгого владычества, основав поселение в этом районе в VI до н.э. От Вавилона остались несколько бастионов и участок стены, именно эту крепость штурмовали арабские воины Амра Ибн аль-Аса в 641 году, когда впервые пришли в Египет.
4) Сохранившиеся фрагменты древней цитадели прямо напротив входа в Коптский музей (о нём попозже). Когда Египет захватили римляне в 30 году до н.э., они стали её напрямую использовать в качестве укреплённого форпоста, признавая её большое стратегическое значение на Ниле. С тех времён воды Нила «переместились» приблизительно на 400 метров к западу.
5) В эпоху правления Октавиана Августа «Вавилон дельты» получил новое значение: в нём размещался штаб трёх легионов, обеспечивавших римскую власть над Египтом.
6) Ещё фрагмент из главного римского входа в цитадель.
7) Снимки 2008-2009 и 2012 со стажировок в Каирском и Египетско-Российском университетах, второй расположен в натуральном городе-призраке Бадр в 40 км от столицы.
8) Слово «копт» («кыбт», араб.) является арабской транскрипцией греческого слова Αἰγύπτιος «египтянин» – так арабские завоеватели называли местное население, бывшее, преимущественно, к тому времени христианским. В социально-экономическом отношении коптское население весьма неоднородно. Его состав вполне соотносится с общим социальным срезом египетского общества. Есть среди коптов и представители богатейших аристократических семей, таких, например, как клан Бутросидов, наиболее известный современный представитель которого – Бутрос Бутрос-Гали – занимал пост Генерального секретаря ООН (1992 – 1996 гг.).
9) Давайте теперь посмотрим один из храмов Коптского квартала. Церковь святой Барбары V века н.э. в память великомученицы Барбары (Варвары). Верующими почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти. В её же честь названо множество населённых пунктов, в том числе знакомый российскому телезрителю 1990-х одноимённый город Санта-Барбара в Калифорнии.
Мы тогда с Лёшей застали даже само богослужение.
10) Коптская православная церковь была основана по приданию святым Евангелистом Марком в 63 году н.э. в Александрии. Первоначально, основу церкви составляли греки жившие на побережье Средиземного моря. Постепенно ее этнический состав менялся, христианство переняли коренные египтяне, и в середине VI века Коптская церковь отделилась от поместных Православных церквей византийской традиции. Богослужение на арабском и коптском языках.
11) Коптская православная церковь сохранила некоторые заимствованные у иудаизма раннехристианские обряды, а также и древнеегипетские обряды, например, не только обрезание мужчин, но, хотя церковь сейчас дистанцируется от этого, даже такие, как унаследованное от древнего Египта женское обрезание, и формально запрещённое в Египте женское обрезание в настоящее время осуществляется без благословения Церкви. Обрезание женщин у коптов заимствовали и мусульмане Египта.
12) Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом увеличивается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
13) Фото уже 2012 года, заметны экраны телевизоров.
14) Пройдёмся по улочкам квартала.
15) Коптский квартал - это множество узких улочек и закутков. Несмотря на его малые размеры, здесь можно легко заблудиться.
16) Все ранние церкви очень маленькие и, как правило, они мало заметны с улицы, понять где жилой дом, а где церковь порой совершенно невозможно.
17) В коптском обряде используется свой древний календарь. Церковный год начинается 29 августа (1 тота). В литургическом календаре выделяется семь великих праздников: Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение и Пятидесятница. Специфическим исключительно для коптского обряда праздником является День прибытия Святого семейства в Египет (19 мая).
В коптском календаре 5 постов. Месяц киак, предшествующий Рождеству, особым образом посвящён Деве Марии. Богородице посвящается также 21 число каждого месяца.
18) Устройство коптских храмов сходно с православными. Алтарная часть отделяется от основной части храма резной преградой. Роль царских врат, как правило, играет завеса, открываемая в определённые моменты богослужения. Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка. Алтарная перегородка, в отличие от православной традиции, не обязательно служит как иконостас — на ней могут располагаться иконы, однако иконы на ней могут и совершенно отсутствовать и располагаться в других частях храма. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами.
19)
20) И заглянем в древний грот, где останавливалось святое семейство с младенцем Иисусом в подвале церкви Абу-Серга IV века постройки.
21)
22) Древний колодец. Мы тогда с Лёшей набрали воды с собой, разумеется, там тоже сначала попробовали, так как сильная жара.
23) Прикосновение к христианству.
24) Сама церковь.
25) И я ровно в 20 лет. Недавно в соц. сетях был бурный всемирный флешмоб, когда многие пользователи выкладывали самих себя образца 10-летней давности. Я, одухотворённый после крипты, попросил себя сфоткать.
26) Ещё один мой образ после возвращения обратно в Египет в феврале 2009 года.
26) Прогулялись по кладбищу.
27) Которое скорее не кладбище, а ботанический сад (фото через 4 месяца, когда в декабре 2008 года подстригся перед новогодними каникулами в России).
28) Банановое дерево.
29)
30)
31) Церковь Святого Георгия (كنيسة القديس جورج أو كنيسة مارجرج), заложенная в X века на бывшей башне римской цитадели, которая является единственной круглой церковью Египта.
32) В XIV российский купец и путешественник Василий Поздняков, автор "Хожения на восток", побывавший в 1559 году по приглашению Александрийского патриарха Иоаким I Афинянин, описывал монастырь и храм: «А в Старом Египте большая церковь святый страстотерпец Георгий, монастырь девич; а в церкви на левой стране … написан образ Георгий страстотерпец, за решоткою медяною. Много же чюдеса и исцеления бывают от того образа». Здесь же и хранятся мощи Святого Георгия.
33) Теперь пройдём к ещё одной известной церкви Коптского квартала.
34) На фото 2012 года с ребятами из РГГУ во время стажировки. Церковь Аль-Муалляка ("Подвешенная церковь", الكنيسة المعلقة), получившая своё название из-за высокого расположения над бастионами римского форта и водными воротами. Ранее на этом месте располагался один из бастионов римского форта, послуживший фундаментом. Свой современный вид здание приняло в VII-IX вв.
35) Внутри расположен старинный иконостас, сделанный из древесины ливанского кедра и инкрустированный слоновой костью.В церкви хранится более 100 икон, старейшие из которых датируются VIII веком.
36)
37)
38)
39)
40) Старинная коптская книга.
41) Повседневная жизнь.
42) Вход в Коптский музей.
43) В заключение, коптские иконы.
44)
45)
46)
47)
48)
49)
50) Для полноты картинки, т.н. "Дерево Марьям", где также укрывалось от жары святое семейство в первые дни после прибытия в Египет.
Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]