Что представляет собой Москва для маломобильного горожанина
---
Что представляет собой современный российский город для человека с коляской, в коляске, на костылях, с тяжёлыми сумками, на велосипеде, с больными ногами или спиной? Полосу препятствий. Если ты болен, если ты пожилой или маленький, если у тебя с собой тяжёлый предмет, то пешком передвигаться по городу практически невозможно. Такая ситуация даже в Москве и Питере, не говоря уже о маленьких городах.
Причём проблемы кроются не только в подземных и надземных переходах, о которых я постоянно пишу. Это бордюры, это заборы, это вечные лестницы, это непродуманные пандусы или полное их отсутствие, это неправильные дверные проёмы, это неработающие лифты, это плохое покрытие тротуаров и отсутствие пешеходной среды. Если вы этого никогда не замечали, то вам повезло: вы молоды, полны сил и никогда себе ничего не ломали. А может, у вас просто есть паланкин и 8 носильщиков, которые доставляют вас от крыльца до любимого "Майбаха".
Предлагаю всем почитать рассказ москвички Жени, которая недавно повредила ногу и которой пришлось несколько недель передвигаться по столице на костылях. Вот что ждёт любого маломобильного человека в Москве:
Привет, меня зовут Женя, и я победитель по жизни (нет). Мне было мало одного проблемного голеностопа, поэтому я повредила второй.
Все нормальные люди смотрят под ноги и наступают на полную стопу, а я, спускаясь, мало того что ногу подвернула, так ещё и всем весом на неё наступила. Было больно – в травме сказали "повреждение связок" и отправили ложиться в больницу. В больнице в итоге мне сказали, что разрыва нет, сказали носить ортез и отправили домой. Так началась моя зима в качестве маломобильного человека.
Ортез мне сказали носить полтора месяца и первые две недели не наступать на больную ногу. В подтверждение того, что я победитель по жизни: у меня были билеты в Калининград буквально на следующую неделю, и эту поездку мы с подругой планировали пару лет. Поэтому на следующий же день было принято решение добыть подлокотные костыли и за неделю научиться с ними ходить, чтобы не отменять отпуск. Собственно, они-то и позволили мне передвигаться хоть как-то следующие полтора месяца.
И первое, что бросается в глаза: в Москве бордюры везде. Нет, не так. ВЕЗДЕ. Даже там, где вы его не ждёте. Иногда даже по два рядом! А после бордюров что идёт? Правильно, лестница. Вот это моя одна большая боль. Не только моя, ещё всех тех, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом и суставами.
Спойлер: 90% пандусов в Москве не приспособлены для движения по ним людей. У них не тот угол, нет поручней, иногда они выложены плиткой, которая скользкая, или разбитым асфальтом.
Вернёмся к лестницам. Вы когда-нибудь обращали внимание, сколько лестниц на вашем пути? У меня была лестница внутри подъезда к лифту, лестница на входе в подъезд, дальше бордюр.
Была лестница на входе в поликлинику (две! одна снаружи и одна внутри). Пандус там тоже был, но до него нужно было пройти лишних сто метров. Внутри поликлиники, слава богу, есть какой-никакой лифт.
Когда ты передвигаешься на костылях, ты заранее планируешь свой путь так, чтобы сократить количество бордюров и лестниц до абсолютного минимума. Поэтому даже к бабушке (которая живёт буквально через дорогу) мне приходилось ездить на машине.
Потому вот в этих местах я не могла пройти с костылями. На последнем фото ступени при входе в мой подъезд, асфальт на них давно потрескался, и снег сверху замерзает холмами.
Но иногда и машина не спасает – я работала в БЦ "Красный богатырь", и он ни на 1% не приспособлен для маломобильных людей. Сам БЦ расположен в зданиях старого завода, и на территории есть достаточно весомые перепады высот. Так вот, чтобы попасть на работу, мне нужно было пройти через главный корпус (4 лестницы по 3-4 ступеньки), а потом спуститься 4 пролёта по 15-20 ступенек, потому что перепад высот значительный.
Меня хватило ровно на два раза, т.к. на костылях удобно и легко ходить по плоскости, а при подъёме более чем на 5 ступеней из-за неправильной нагрузки начинает отваливаться спина. В итоге я попросила себе пропуск на авто и подъезжала прямо к нужному корпусу.
Единственное, чем мне не удалось воспользоваться – это наземный транспорт, как-то просто он мимо прошёл (автобус в аэропорту не считается, но про это расскажу отдельно).
Когда нога немного зажила, я решила, что больше не могу сидеть на месте, и мне срочно нужно погулять по городу. Как же я заблуждалась!
Камень преткновения – станция метро "Выхино". Ходит легенда, что прямо под ней в недрах земли расположен горящий котёл для тех, кто проектировал СВХ и перекроил всю схему движения транспорта и пешеходов у метро. Но и до метро нужно добраться. Хорошо, что близко и можно дойти пешком (ха-ха). На пути к метро вас ждёт очередной миллион бордюров, а потом нечищеная и почти не освещённая дорожка.
Дальше веселее! Пути три: два перехода и народный путь через автобусный парк. Переходы разнесены так далеко и неудобно, что я даже на костылях шла напрямик, ибо проходить лишние метры не было сил.
Вот тут реально видно, что происходит:
Объясните пожалуйста глупой женщине, почему бы не сделать переход прямо на пути людей, идущих к маршруткам и домой, а не вести в трёхминутный обход, которым все равно никто не пользуется? (Ожидаемый итог на видео - все идут кратчайшим путём) @gucodd @arkadiygershman @ktvsiy pic.twitter.com/Bv8iwuuKxs
— Jane Jameson (@vegesha) 8 февраля 2019 г.Управе и @gucodd не очень есть дело до того, что люди тут бегают, выбирая самый короткий путь, и на этом льду ещё и поскальзываются прямиком под колёса автобусов и маршруток.
Но даже с костылями мне было проще перейти по прямой. А дальше начинается самое интересное: вы не попадёте в метро, если не можете спуститься по лестнице. Ни о каких пандусах, лифтах, даже направляющих для колясок речи не идёт.
25. Чтоб попасться метро, нужно преодолеть очень неровную плитку, торчащие куски бетона, а потом три лестничных пролёта вниз, не споткнуться на плитке для слабовидящих и ещё три лестничных пролёта вверх. pic.twitter.com/xX1CVnRuTN
— Jane Jameson (@vegesha) 23 февраля 2019 г.Отдельное место в этой истории занимает дрист. Да, его достаточно быстро убирают. Но! При сильном снегопаде на ступеньках образуются сугробы, ступени скользкие, и спускаться становится тяжелее ровно в два раза.
Далее немного матчасти: когда у вас повреждена нога и в руках костыли, по лестнице вы спускаетесь как трёхлетний ребёнок, потому что сначала на ступеньку встаёт здоровая нога и костыли, а потом приставляется больная.
Поэтому отдельное спасибо тем, кто планировал пешеходные потоки на одной из самых загруженных станций московского метро. В условиях скользких ступеней и толпы на входе спуститься в переход невозможно. Мне приходилось идти в дальний, даже когда нет сил. Что удивительно, люди чаще всего относились ко мне с пониманием, но это чувство, когда ты задерживаешь толпу, ужасное, конечно =
В метро всё хорошо, когда тебе не нужно делать пересадку. Почему? А потому что снова лестницы ВЕЗДЕ! А если не лестницы, то эскалаторы. А теперь представьте себе, как зайти на эскалатор и не потерять равновесие, когда твои руки заняты костылями. Спойлер: никак. В отпуске мне с этим помогала подруга, поддерживая меня (не фигурально) каждый раз. Даже когда во втором костыле надобность отпала, проблема не исчезла, потому что костыль я держала правой рукой, а схватиться левой за поручень эскалатора невозможно, постоянно слева идёт поток людей.
ПЕРЕХОДЫ. В Великой России будущего людей, проектирующих подземные переходы, закопают вместе с их же творениями. Лучше всего мою мысль демонстрирует переход на нечётную сторону Ленинградского проспекта.
Тот неловкий момент, когда, чтобы пройти на нечетную сторону Ленинградки, пришлось преодолеть 4 пролёта вниз и столько же вверх, а переход больше напоминает общественный туалет. Лучше бы на машине поехала.
В 90% переходов ни о каких пандусах речи не идёт. То есть вот спускайся как хочешь, можешь ты или нет. Увидев этот переход, мне искренне хотелось разрыдаться (напомню, каждый шаг вниз = боль, после 5 ступеней прибавляется боль в спине).
Например к друзьям на "Баррикадную" мне приходилось ездить на машине, потому что по земле перейти Садовое кольцо нельзя, можно только под ней. И что? Правильно, снова ни одного пандуса.
Однажды мы с подругой ходили на экскурсию в дом Мельникова, я уже тогда ходила с одним костылем. Оттуда мы решили погулять до дома Моссельпрома, и в итоге это был ад, а не прогулка = Всё было хорошо ровно до того момента, когда на площади пришлось спускаться в переход. Я не знаю, сколько там пролётов, но мне казалось, что их бесконечное множество. "Яндекс" показывает тут 4 минуты пути, я шла здесь 15.
Ещё немного матчасти: чтобы хорошо себе представить, как ходить с костылями, возьмите в каждую руку по бутылке воды. Вы можете идти только тогда, когда они обе у вас в руках. Как только вы выпускаете хотя бы одну – вы останавливаетесь.
А теперь подойдите к входной двери в ваш подъезд. Чтобы открыть её, нужно взять оба костыля в одну руку, а другой открыть дверь. Далее нужно открыть её максимально и попробовать успеть взять костыли обратно в две руки и войти внутрь. К сожалению, это не работает с дверьми в метро. Потому что ты не можешь держать дверь и идти одновременно. Приходится ждать кого-то, кто её придержит. Хорошо, на некоторых станциях их сняли совсем.
Люди в метро чаще всего очень доброжелательны. Мне всегда уступали место и чаще всего предлагали помощь в переходах, но мне приходилось отказываться, ведь единственным способом помочь было бы отнести меня на руках.
Напомню, что ногу я повредила за полторы недели до отпуска. Путём переговоров и после успешного освоения техники ходьбы на костылях было принято решение отпуск не отменять. Тут отдельное спасибо @UTairAvia – я заранее связалась с клиентской службой и узнала всё про путешествия с костылями, можно или нельзя в самолёт, как и так далее.
Если вдруг вы попадёте в подобную ситуацию, знайте: можно попросить у авиакомпании помощь, это бесплатно. Мне предлагали такую, я сама отказалась. Если бы согласилась, меня бы встретили в аэропорту, посадили бы в кресло и провезли по всем досмотрам и далее в самолёт.
Вот вам открытка с ВПП Внуково. Единственным неудобством был автобус, который вёз нас в самолёт. Народу было много, поручней было мало, и тяжело было держать равновесие, костыли и багаж одновременно.
В самолёте было здорово, бортпроводники после посадки всех пассажиров убрали мои костыли на багажную полку и доставали по моей просьбе потом.
Пару слов про аэропорты. Мы летели из Внуково в Храброво и обратно, и проблем не было. В аэропортах вся инфраструктура линейная, а если надо подниматься-спускаться, в 90% случаев есть лифт. Отдельная радость (а в городах – отдельная боль) – это туалеты.
Спасибо людям, которые обязали все места общего пользования оборудовать туалетами для людей с ограниченными возможностями. Даже в самолёте, даже в этой полуметровой буквально кабинке были поручни, которые ох как сильно облегчали мне жизнь, когда ты можешь стоять только на одной ноге.
Отдельная боль – потому что в городах все почему-то считают, что туалет должен быть в самом далёком и недоступном месте. Если в кафе 2 этажа, он будет на втором или в подвале, то есть снова лестница. Потом оказывается, что отдельного большого туалета нет, и вот ты хоть плачь, кричи – что угодно, но вообрази себя гордой птицей (полной боли и унижения в этот момент), когда тебе надо держать равновесие над унитазом, потому что кто-то сэкономил на двух поручнях.
В торговых центрах, к счастью, все туалеты оборудованы, но! ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕГДА ТАК ДАЛЕКО???? Почему нужно идти до каждого туалета 500 грёбаных метров? Перед Новым годом я так покупала ночью елку в ОБИ, и мне пришлось внаглую идти по всей закрытой "Меге" в поисках туалета (300 метров, Карл!).
Вернёмся к отпуску. Я была в Калининграде и Зеленоградске, и там, конечно, гораздо проще ходить, но спасибо нужно говорить немцам – это их заслуги в первую очередь. Все исторические части городов, которые сохранились, в большинстве своём в один уровень, лестниц почти нет (хотя пандусов тоже), но в целом передвигаться гораздо приятнее и проще.
Проблемы всегда начинаются с современной застройкой, потому что нельзя просто построить дом, первый этаж обязательно нужно приподнять, чтобы на вход была маленькая, но лестница. Отдельная боль – все эти лестницы уложены ПЛИТКОЙ. Самой дешёвой, блин, простой плиткой. Вы знаете, какая она скользкая? А в мороз? А со льдом? Со снегом? Вы пробовали по ней ходить, когда и так точек опоры внезапно меньше, чем обычно?
В Калининграде, конечно, нет плиточного бога, это прерогатива Москвы, но и там это встречалось очень часто! В один из дней был сильный ливень, и весь город намок, а вода на плитке не высыхает.
В Москве, конечно, это ад. Вот вход в подъезд, где живут мои бабушка и дедушка. Три метра плитки перед входом. Поручень заканчивается сразу с подъёмом. Я просто не видела их два месяца, потому что я НЕ МОГЛА зайти в этот подъезд. Только если ползком.
Пока я прихожу в себя от набравшихся за ночь лайков (спасибо!), ещё немного про отпуск. В Зеленоградске, где мы были, променад у моря приводили в порядок к ЧМ, поэтому там с доступностью оказалось всё хорошо, пандусы хоть и железные, но есть и работают.
Моя подруга, у которой мы гостили, живёт в новостройке. На входе что? Конечно же, лестница. Пусть и три ступеньки, но они есть. Зато! В доме предусмотрены помещения для магазинов, и вот к ним ведут и лестница, и пандус, и пандус длинный, правильный и хороший. Причём в Калининграде почти везде пандусы (которые работают, а не для отписки сделанные) отделаны максимально нескользкими материалами. Для сравнения, мои родители живут в Некрасовке, дом новый – пандус отделан плиткой. Сами догадаетесь, что с ним зимой происходит?
Но вернёмся к Москве. У большинства домов за последние несколько лет у подъездов сделали пандусы для колясок, даже рабочие, это всё отлично, но. Почему только у подъездов?
По этому месту ходят в день тысячи человек, это дорога к метро. Ближайший тротуар направо приводит к припаркованных машинам. Пандуса нет. Ты спускаешься на дорогу, на которой блестит лёд, и либо поднимаешься на тротуар, либо идёшь по льду до пандуса (но он часто запаркован).
Ещё немного про дома. Одна из самых простых, но недоступных мне вещей – мусоропровод. Лестничный пролёт этот не был мне доступен ни в одну сторону, ни в другую.
Чтобы вы понимали, у нас есть мусорные контейнеры, "Яндекс" показывает 150 м, но сквозного прохода через дом у нас нет, поэтому путь больше. А ещё, конечно, тротуары только с одной стороны дома, с другой – будь добр, иди среди машин по укатанной дороге.
Есть некоторые дома, магазины, даже поликлиники, где на входе установлены две двери. Причём чаще всего они ещё и открываются в одну сторону, и пространства между ними немного. То есть чтобы пройти, ты должен придержать одну дверь, а потом придержать другую. Как это сделать на костылях, я не знаю. Про людей на коляске я вообще молчу, 90% этих дверей с порожками.
Маленькое отступление от темы – до того, как повредить ногу, я ходила плавать в Вешняковский ФОК. Там есть лифт и пандусы, даже есть подъёмник, чтобы в бассейн человека в коляске опустить. Но. Выход из раздевалки на борт, конечно же, оборудован скосом, ведь вода должна куда-то сливаться. Причём разница высот там ~10 см.
Однажды парень на коляске не смог заехать на этот скос и перевернулся (и моё сердце вместе с ним). Вы думаете, что-то изменилось после этого? На тот момент, когда я плавала там последний раз, конечно же, нет.
Но продолжаем. Когда я поняла, что повреждения ноги сильнее, чем просто вывих, я предусмотрительно решила поехать в травмпункт, благо они круглосуточные, и у меня достаточно близко к дому. Все помнят, как выглядят советские поликлиники? На входе узкие железные двери, чаще всего две подряд. Так вот, в эти узкие двери с костылями очень тяжело зайти, приходится проходить боком. И, несмотря на пандус, я не уверена, что коляска вообще туда пройдёт.
Туда же добавьте рамки досмотра, через них очень неудобно проходить. К слову про рамки, это был интересный опыт в аэропорту. На входе стоит рентген, через который нужно провезти всё. А я с костылями. И я не могу без них пройти через рамку. К моему большому удивлению, дамы на рентгене оказались очень милы и внимательны (раньше мне так в аэропортах не везло), и в итоге я проходила рамку, меня сажали на стул, и потом они пропускали костыли через рентген.
Так как я не могу сидеть дома постоянно, я успела даже с костылями походить на различные культурные мероприятия. Даже на концерт в "Олимпийский" я попала (очень удачно выбрала сектор, к которому не нужно спускаться/подниматься). И проверявшие, и билетёры там очень внимательные и помогали, я была не единственным человеком на костылях (а для колясочников они давно вообще отдельное место делают).
Но речь не об этом. В "Олимпийский" я ехала на машине, платная парковка меня не пугает, на метро было бы дольше в два раза и сложнее. Я было уже порадовалась, вспомнив, что подход к зданию там – это один большой пандус, но не тут-то было. Потому что я шла с улицы Гиляровского, и в какой-то момент мне дорогу перегородили шатры (в подобных ярмарки выходного дня устраивают). И всё. И либо по дороге, либо ищи обход. Это ещё одна больная тема нашего города.
Людей, которые начинают что-то в городе копать/строить/разбирать, но не проектируют обходы, ждёт тот же котёл, что и строителей подземных переходов.
Это меня очень раздражало ещё когда я ходила здоровой по городу, любимое было закрыть весь тротуар на ремонт, и идите, господа, по дороге, там норм (нет). Любой обход – это потенциальная проблема. Тогда в "Олимпийском" мне пришлось проходить через служебный въезд, в конце которого меня ожидала прекрасная лестница в два пролёта.
Те обходы, которые строят у нас (вертикальные опоры, крыша и деревянный пол) – они для кого вообще? Они рассчитаны на проход одного человека (двоим узко), деревянные рейки на полу постоянно ломаются и проваливаются. В одну из таких дыр я однажды чуть не угодила костылем, было ?, ещё освещение в них почему-то аварийное, то есть ты не видишь ничего, и ещё и не уверен в том, куда ты ставишь ногу.
Иногда в городе просто отсутствуют тротуары как класс. Я в декабре ездила на собеседование на задворки метро "Динамо". И там в одном месте просто тротуар прерывается, и всё. Добрые люди проложили тропинку в пролеске по снегу, но я и рыхлый снег тогда были не очень совместимыми понятиями, поэтому вариантов не было, и я шла по дороге.
То есть широкая дорога, прекрасный слой снежной каши по щиколотку, куча машин, которые, даже несмотря на лежаки, едут вокруг тебя, и ещё и освещения нет. Супер. Прям чувствуешь себя значимым для города (нет, на самом деле жалким). И таких мест в Москве сотни. Даже в условиях двора – вспомните, в какой-то момент вы спускаетесь с бордюра и идёте по дороге, потому что иные варианты отсутствуют.
У меня такое место между моим и следующим домом. Причём неизвестно, к кому оно относится, потому что его просто не чистят всю зиму ото льда, в отличие от придомовых территорий со стороны подъездов??. 100%, где-то вокруг вашего дома тоже есть такое место.
НАДЗЕМНЫЕ, МАТЬ ЕГО, ПЕРЕХОДЫ! Вы когда-нибудь видели исправный рабочий лифт в надземном переходе? Реально, я не видела ни одного. И каждый раз, видя надземный переход с нерабочим лифтом, мне хочется взять человека из компании, которая должна эти лифты обслуживать, связать ему ноги (очень хочется сломать, но не гуманно) и предложить перейти улицу по этому переходу.
Точно так же ситуация обстоит с общественными туалетами в городе. Их закупили, поставили и, видимо, на этом всё. Поверьте мне на слово, очень хреново ты себя чувствуешь, когда тебе очень нужно в туалет, ты платишь деньги за вход, а туалет переполнен. Тут надо вспомнить о том, что ты на костылях, и варианты добежать до другого места/устроиться под кустом тебе недоступны.
Темы переходов и общественных туалетов очень тесно связаны между собой и актуальны для всех. Даже на "Выхино" у метро стояла эта безликая коричневая коробка, но недавно её снесли, и и так неприветливая среда стала ещё более неприветливой, потому что переход превратился в туалет.
Разбавлю эти грустные твиты чем-то приятным. Третьяковская галерея! Я не могла пропустить выставку Куинджи даже несмотря на костыли, и это было прекрасно! Вот где было хорошо. В старом здании нормальные входы, кое-где есть двойные двери, но обычно около них стоят сотрудники, и меня, например, они увидели заранее и придержали обе двери, было приятно.
Лифт! Там есть лифт! И он поднимается до последнего этажа и спускается вниз к туалету! Бонусом является то, что сам лифт очень крутой!
Я ещё хотела в ГМИИ, но, вспоминая огромную лестницу в главном здании, передумала, потому что вряд ли я бы на неё забралась( Насколько я знаю, они сейчас как раз работают над проектом безбарьерной среды внутри музея, не знаю, что из этого выйдет. Часто ставят подъёмник для колясочников, но на них всё не заканчивается, и есть другие группы людей, которым тяжело.
Ещё я была в музее ГУЛАГа, и там тоже есть лифт! Никогда не думала, что буду радоваться лифту каждый раз, как ребёнок. В экспозиции, правда, есть пара мест с лестницами, но к моменту посещения я чувствовала себя лучше, и 5 ступеней меня уже не пугали.
К сожалению, в части старого жилого фонда и в производственных помещениях в Москве чаще всего лифтов нет. Так совпало, что пока я ходила с костылем, я начала искать работу и ездить на интервью. 7 из 10 мест, куда я ездила, были без лифтов. Это очень удивило, например, на Артплее и Хлебозаводе, потому что помещения реконструировали под новые цели, но доступность, к сожалению, не продумали.
Вспомнила, как несколько лет назад я была в Милане, и там в переходах было чисто, светло и эскалаторы. До сих пор под впечатлением (и когда вижу наши переходы, плакать хочется).
Хуже подземных переходов – только подземные переходы, которые принадлежат РЖД. Я не знаю, может, так исторически сложилось, но почему-то в переходах у вокзалов/станций всегда творится какая-то жесть.
Напомню, "Выхино" – это ещё и станция пригородных поездов, и я много лет успешно ездила отсюда на дачу в Куровское. Но когда внезапно в моих руках оказались костыли – привет, РЖД, ваша компания не про людей. Потому что имея какие-то проблемы с передвижением, вы можете только сесть на вокзале на поезд. Всё, что происходит дальше – ваши проблемы. Все эти мосты через пути, переходы по путям и под путями, без освещения и больше напоминающие общественные туалеты – всё это для людей от РЖД.
На "Выхино" несколько лет назад построили новый подземный переход для разведения потоков людей, идущих в метро и на электричку. Вход в этот переход совместили со зданием, в котором расположены кассы. Все надеялись, что там ещё и маленький зал ожидания расположат, но зачем – вы же можете ждать электричку стоя.
Собственно, вот вход в здание/переход. Несколько ступеней под разным углом, ни одного поручня в месте, где ступеней больше всего – они просто углом врезаются в путь движения людей в метро.
Конечно же, после этих ступеней там около 30 ступеней вниз и потом столько же наверх на платформу. Спусковая платформа для колясочников предусмотрена, но на коляске вы даже не зайдёте в это здание, потому что лестница!
Это был первый звоночек, что на дачу на электричке я никак не уеду. А потом я вспомнила, как выглядит платформа, на которой мне нужно будет сойти.
Думаю, все когда-либо ездили на электричках и все представляют, как выглядят ступени на спусках с платформы. Если вдруг вы не ездили, расскажу: это узкая ступень, край которой отделан железным уголком (+50 к скользкости), а на остальную ступеньку обычно накидан асфальт, но его никто не ровняет, и поэтому он застывает бугром. По таким ступеням здоровому-то человеку тяжело спускаться, не говоря уже о больном.
У метро несколько лет назад появился центр обеспечения мобильности, знаю, что многие мамы с колясками им пользуются. Им можно оставить заявку, и они будут вас сопровождать (сейчас даже не в границах метро, могут ещё и по улице). Но у всех этих историй всегда есть просчёты: эти люди должны помогать людям передвигаться. А если я не могу спускаться по лестнице? Они меня понесут? Или, как в аэропорту, предложат кресло и будут на нём меня возить?
У РДЖ всё ещё веселее (не сомневалась). У них тоже есть похожая служба, и им тоже нужно оставить заявку. Но они могут отказать вам в помощи, если у вас нет видимых нарушений здоровья. То есть если вы выглядите здоровым, но помощь вам нужна, вы или показывайте бумажку (без бумажки вы букашка), или идите лесом.
Собственно, в этом и кроется главная проблема: весь город сделан для молодых и здоровых. Потому что вы можете быть на коляске, на костылях, на своих одной/двух здоровых, уставших, ноющих от перемены погоды ногах. Вы можете быть мамой с тяжёлой коляской, с ребёнком на руках, человеком с тяжёлыми сумками, со старыми травмами, вы можете быть кем угодно. И не важно, кто вы – город должен отвечать вашему запросу, потому что город – для всех. И всем хочется иметь возможность пользоваться им.
Пока я ходила на костылях, я иногда начинала считать, сколько я вижу таких людей, как я. Иногда за 15-минутную поездку я насчитывала 20 человек, идущих с палочкой/костылями. Собственно, я и сейчас их замечаю и предлагаю помощь, если вижу, что человеку тяжело.
Мне даже ходить далеко не надо. У меня есть дедушка, у которого из-за возраста болят ноги, и он ходит с палочкой. Если летом он ещё старается дойти до магазина (это около 300 м), то зимой он даже не пробует. Он может максимум выйти посидеть на лавочке перед подъездом. Но для этого надо спуститься по лестнице и преодолеть суперскользкую зимнюю плитку. Надо ли говорить, что к этому моменту силы у человека заканчиваются?
Пример номер два. Моя бабушка, у которой нет таких проблем с ногами, имеет практически полностью отсутствующее зрение. Она тоже выходит гулять на лавочку перед подъездом. Как думаете, есть ли какие-то условия для неё? К сожалению, нет. Поэтому человек в свои 80 лет должен делать каждый шаг, даже не имея уверенности, что он не принесёт ему увечья.
Продолжаем. Пару дней назад я проходила через свою школу. Вот вам фото школьного двора. Тут каждый день проходят сотни детей и их родителей. Чёрное – это лёд. Я дошла до середины и в ужасе пошла обратно.
Обходить мне пришлось всё с другой стороны. Вот вам подход к дому (он виден в конце). Тут нет тротуара, только проезжая часть. Естественно, она во льду. Заканчивается она скоплением снега и льда (второе фото). Обычно я приезжаю сюда на машине, так ноги целее.
Но есть что-то, что может быть незаметнее и неожиданнее льда. Предыстория. 24 января я прошлась по городу без костылей впервые с октября. Спустя две недели я рискнула снять ортез и пойти на улицу, оставив на ноге лишь эластичную повязку. И вот буквально вчера выяснилось, что враг, про которого я забыла, не забыл про меня. Итог – я подвернула больную ногу (мне до сих пор страшно, что я испортила прогресс четырёх месяцев. А всё почему? А потому что.
Вот вам наглядная демонстрация. ПЛИТКА. СУЧЬЯ (извините) ПЛИТКА.
Она будет поджидать вас там, где вы меньше всего ожидаете её увидеть. Она будет отколота, она будет шататься, её просто не будет, вместо неё будет гора песка – что угодно, но это поджидает вас на пути.
Каждый раз мне в голову приходит мысль, что вряд ли я одна такая – скорее всего, на этом месте кто-то уже спотыкался, а может быть, даже падал и разбивал нос/ломал что-нибудь. Так вот, есть же организация, отвечающая за этот беспредел? Почему нельзя привлечь её? Я бы вот с удовольствием после такого выставила счёт на оплату лечения, потому что поверьте, это ни разу не дёшево. Очень хотелось бы, чтобы за такие вещи кто-то мог ответить, иначе так и будут люди годами спотыкаться на одном и том же месте.
На новогодних каникулах мне, как и всем, захотелось посмотреть красивую Москву, и из всех украшенных мест выбор пал на ВДНХ. В итоге я столкнулась с тем, что с улицы Космонавтов нельзя просто взять и перейти на другую сторону, потому что второго перехода нет?? Есть часть пути (красная) и два подземных перехода, до которых нужно идти.
Что в итоге? Да, мне пришлось перебегать оживлённое шоссе с костылем, потому что вариантов не было.
А теперь люди, дорогие, живые и любимые, умоляю, это крик души: если вы перебегаете улицу, знайте – ВАС НЕ ВИДНО. ВООБЩЕ. Даже с катафотами. Говорю вам как водитель и пешеход одновременно. Пожалуйста, если уж вы решили бежать – делайте это в максимально светлом месте, на светофоре, пока машины стоят, убедитесь, что водители вас заметили, потому что обычно водители видят только слепящий свет фонарей. Вас никто не подсвечивает! Пожалуйста, 20 раз посмотрите по сторонам. Вы бежите быстрее, чем водитель реагирует. И в итоге вас не станет, а он загремит в тюрьму. Сомневаюсь, что вас устроит такой расклад. Пожалуйста, помните об этом.
Извините, накипело. Просто в очередной раз полчаса назад передо мной перебегал дорогу человек, предпочтя рискнуть вместо того, чтобы спустится в переход. Мужчина был взрослый и бодрый, а вы про больных говорите.
Продолжаем про пешеходную инфраструктуру. В следующий раз, когда выйдете на улице в тёмное время суток, обратите внимание, что освещают уличные фонари. Открою вам секрет: они освещают проезжую часть. Не пешеходные дорожки, а дорогу, по которой едет машина. Вот здесь это видно очень хорошо: фонари светят на дорогу. А пешеходная дорожка, идущая параллельно ей, вообще не освещена (на втором фото).
Вот ещё примеры. Остановка и проход за дом. Вы видите, в каком состоянии дорожки? Я не вижу (а у меня хорошее зрение).
На костылях я бы не пошла туда, потому что я не вижу, в каком состоянии дорога. А она может быть в любом состоянии, как и все дороги в этой стране. Также её может не быть.
Вот ещё пример. Мой дом состоит из трёх корпусов, между которыми нет проходов, и дорога мимо них дважды поворачивает. Но мне повезло жить близко к метро, и поэтому мой двор запарковывают люди, которые едут утром из области. Вот один из таких поворотов. Тротуар поворачивает и идёт за машины, видно, что он не почищен от снега, и машины часто стоят на нём. Соответственно, чтобы пройти, ты должен спуститься на дорогу. Фонарей близко нет.
Вот вид от подъездов, впереди дорога идёт вниз. На фото светит фонарь, но он не освещает спуск, и вечером идти там невозможно. Сейчас ещё всё растаяло, а буквально два дня назад там был лёд, который раскатали машины.
Вот, например, дорога, которая идёт к метро. Она широкая и её убирают, и на неё падает освещение проезжей части.
А вот вы с этой дороги сворачиваете, чтобы пройти к дому. На вашем пути парковка, она неизвестно кому принадлежит, поэтому её никто не чистит и не посыпает солью, там кривой асфальт и ямы. Очень страшно тут идти (а альтернативный вариант – лестница ??).
Вот куда выводит дорога через парковку. Это территория между двумя домами. На фото видно отражение в луже, потому что здесь нет ливнестока, и вода скапливается прямо перед проходом. Однажды в декабре, когда в очередной раз всё растаяло и стояла грязь, я чуть не разревелась на этом месте, потому что вода была везде, а я не знала, что под ней. Мне пришлось идти по скользкой грязи, нащупывая дорогу костылем. Это был ужас.
Вот как выглядит это место со стороны. И таких мест в моём районе (да и в любом другом) множество(
Например, около бассейна, в который я ходила, есть такой тротуар – он выложен плиткой, и она давно провалилась вся и стала больше похожа на дюны, чем на дорогу. Из освещения там полтора фонаря, которые еле светят. Каждый день туда ходят сотни взрослых и детей, по кривой дороге без освещения. Это районный ФОК. Я написала тогда обращение, чтобы освещение восстановили. В итоге мне пришёл официальный ответ, что это спорная территория, и непонятно, кто должен отвечать за освещение, поэтому мы его демонтируем. ?????? теперь там вообще нет света. Если вдруг кому интересно, вот это место:
Ровно так и обстоят дела с безбарьерной средой в наших городах. Причём в рассказе речь идёт в основном о Москве, где хотя бы есть тротуары. Все эти ошибки надо исправлять. Работы очень много, но важно делать города доступными для всех, а не только для здоровых и богатых.
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]