Рецензия на фильм "Рома" (Roma) 2018
---
"Рома" был последним фильмом из главной восьмёрки номинантов на Оскар, которые я хотел обязательно отсмотреть до церемонии. Поставленную задачу я выполнил, так что можно разобраться, что же из себя представляет фильм Альфонсо Куарона, который вышел прямиком в стриминговой сети Nexflix.
Девушка Клео работает служанкой в состоятельной мексиканской семье. Она готовит, убирает, моет посуду и следит за четырьмя детьми и одной собакой, которую не выпускают дальше ворот. При этом к Клео относятся практически как к члену семьи - она и телевизор может со всеми посмотреть, и в поездку на море отправиться, и дети к ней как к родной относятся. Тем не менее свет ночью в своей комнате ей лучше зазря не жечь. Клео трудолюбивая и мирная девушка, которая хорошо делает свою работу и однажды она обнаруживает, что беременна. Это событие вызывает смятение в её устоявшемся укладе жизни, и как теперь жить она не слишком хорошо представляет.
Сюжет в фильме нельзя назвать выдающимся. По факту это унылая рутина, давящая своей бытовой обыденностью. Сценарий играет на контрасте, когда происходит много всего и одновременно не происходит вообще ничего. Вся сюжетная линия сводится к натуральному течению жизни, а рассказанную историю даже нельзя назвать выдающейся. Гораздо важнее, что режиссёр постоянно играет на контрасте микромира на фоне более широкой картины. Точнее даже тут термин фона вообще обретает новую жизнь. Личная история простой служанки происходит на фоне беспорядков, на фоне неожиданной трагедии в семье, где она работает, и на фоне других менее заметных событий. Четверо детей совершенно не в курсе, что их отец вообще ушёл из семьи и возвращаться не собирается, и на фоне всего этого трагедия жизни служанки выглядит как-то даже мелко. Практически каждая сцена - это что-то маленькое и несущественное на фоне чего-то большого и значимого. Как трагедия семьи Клео, где они рискуют потерять свою землю на фоне разгорающегося лесного пожара. Как оставшиеся без отца дети с матерью сидят на переднем плане ликующей свадьбы. Как толпа учеников боевых искусств на фоне медленно пролетающего одиного самолёта
Режиссёр Альфонсо Куарон выступил в этом фильме и сценаристом, и режиссёром, и оператором. Кино получилось более чем авторским - как по настроению, так и по манере съёмок. В фильме практически отсутствуют крупные планы, зато в изобилии насыпано долгих сцен и выверенной чёрно-белой палитры. Для создания хоть какой-то динамики камера часто следует параллельно героям, что создаёт красивые, но однообразные планы. Что-то есть в этом движении маленького человека сквозь толпу несколько кварталов подряд. Но смотреть за всем этим утомляет уже в первые полчаса, а ведь фильм идёт все два. Картина напоминает этакий сайд-скроллер, типа Limbo или INSIDE, где тоже много чего происходит фоном, а главный герой пробирается сквозь весь этот информационный шум.
При этом фильму удаётся одновременно быть целостным и разорванным на части. С одной стороны - перед нами история мексиканской служанки, которая растянулась без малого на год. Одна главная героиня, одна судьба в чёрно-белом городе. С другой стороны - эпизоды жизни подаются без каких-то заметок и только спустя 5-10 минут после начала сцены по косвенным признакам ты догадываешься, что прошло несколько месяцев. Куарон вообще нехотя делится фактикой созданного им произведения - упоминания о времени и месте приходится буквально угадывать по мелким деталям, по плакатам на стенах, по обрывкам фраз в диалогах, по фильмам, на которые герои идут в кино. Куарон хотел добавить своей истории универсальности и можно считать, что это ему удалось.
В каком-то интервью Куарон заявил, что его фильм это гимн женщинам в его жизни и всему тому, что создало его таким, какой он есть сейчас. Таким образом получается, что "Рома" работает как некое визуализированное воспоминание режиссёра о его собственной жизни. В некоторой степени это его личная история, воплощенная силами Netflix, которая никогда не доберётся до больших экранов, но тем не менее уже получила ворох наград. Не скажу, что я в диком восторге от фильма - всё таки он крайне специфичен и местами откровенно скучен. Из неоспоримых плюсов это, конечно, визуальная составляющая, которая при отсутствии цвета тем не менее создаёт неожиданно красивую картинку. Это не та красота, которая создана художниками-аниматорами или специалистами по спецэффектам. Здешняя красота максимально естественная и приближенная к реальности - она достигается выверенным постановочным кадром и сочетанием бликов и отражений. Если вы предпочитаете именно такого рода зрелище - картина вам точно понравится.
"Рома" это размеренное, медленное кино с высоким уровнем визуальной ценности и излишком параллельной съёмки. Грустная и довольно скучная история мексиканской служанки не может похвастаться неожиданными сюжетными поворотами или какой-то выдающейся интригой, однако её хватает, чтобы создать подобие симпатии к главной героине. Иногда этого оказывается достаточно, а вот насколько можно проникнутся фильмом - зависит только от зрителя.
Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Список номинантов на Оскар 2019
Байопик про американского вице-президента Дика Чейни
Боевик про одноглазого убийцу на пороге пенсии
История творчества художника Винсента Ван Гога
Книга о тёмной стороне игровой индустрии
Сериал про петлю времени и рыжую социопатку
Подростковый киберпанк про девочку-киборга с большими глазами
Депрессивный сериал про телеведущего кукольного шоу
Историческая драма про новую фаворитку английской королевы
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]