100 лет назад. Решение о вскрытии мощей
---
Публичное вскрытие мощей святых Михаила, Константина, Федора в соборе Благовещенского мужского монастыря. 1919 год
На днях исполнилось 100 лет со дня решения коллегии Наркомюста РСФСР от 16 февраля 1919 года о публичном вскрытии мощей.
У этого решения была некоторая предыстория. В 1918 году большевикам не раз доставалось от анархистов и других левых оппозиционеров за их, с точки зрения этих критиков, излишне мягкую и уступчивую политику по отношению к церкви. Например, московская газета "Анархист" в сентябре 1918 года возмущалась: "Борьба с религиозной язвой... большевиками не ведётся почти совершенно". Газета требовала немедленно закрыть все храмы, ставя большевикам в пример французских якобинцев: "В целях разоблачения религиозного шарлатанства французские рабочие вытаскивали на площадь мощи и разоблачали их перед народом, сжигали их. Вот какое завещание оставили нам французские революционеры 1793 года..."
Вполне возможно, что эту критику прочитал кто-то из руководителей страны, и она подействовала: с октября 1918 года в Советской России действительно началась кампания вскрытий рак и гробниц с мощами православных святых. А в феврале 1919-го последовало и решение Наркомюста. Всего состоялось 63 вскрытия в 14 разных губерниях, после чего мощи передавались в местные музеи.
Публичное вскрытие мощей праведного Симеона Верхотурского. 1920 год
За этой кампанией следил сам Ленин, который озабоченно спрашивал: "Снимают ли киноленты, когда вскрывают мощи различных святых?". Он говорил: "Не нужно никакого издевательства, а нужен только правильный естественно-научный подход... Показать то, чем были набиты попами эти чучела, показать, что покоилось, какие именно "святости" в этих богатых раках, к чему так много веков с благоговением относился народ и за что так умело стригли шерсть с простолюдина служители алтаря, - этого одного достаточно, чтобы оттолкнуть от религии сотни тысяч лиц".
Были сняты и вышли на экраны фильмы о вскрытии мощей, например, "Вскрытие мощей Сергия Радонежского". Большевик Пётр Красиков в апреле 1919 года сообщал Ленину о съёмках этого фильма: "Сергия Радонежского в Троицкой лавре благополучно вскрыли. Ничего, кроме трухи и старых костей, не оказалось..." Ленин сделал приписку: "Надо проследить и проверить, чтобы поскорее показали это кино во всей Москве". Сам он тоже посмотрел один из таких фильмов — "Вскрытие мощей Тихона Задонского". Фильм Ленину понравился. Что же было обнаружено при вскрытии, помимо останков Тихона Задонского, что показалось Владимиру Ильичу столь разоблачительным? Вот отрывок из протокола: "Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас"...
Но на фоне этой кампании и вообще борьбы с церковью особенно любопытно отметить изменение позиции либералов и "умеренных социалистов". Весной 1917-го либеральный "Сатирикон" помещал карикатуры против церковников, которые своей забористостью сделали бы честь позднейшему советскому "Безбожнику". Например, рисунок Б. Антоновского: священник, радостно ухмыляясь и держа в руке крест, строчит из пулемёта. Подпись: "В дни революции много пулемётов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ". "Один из "батюшек":
— Мы привыкли смирять народ "этим" или "этим"!"
Подразумевается: крестом или пулемётом.
Другая карикатура из того же "Нового Сатирикона" (номер 13 за тот же 1917 год). Рисунок Ре-ми, священник стоит перед крестом с распятым на нём Иисусом. Подпись: "Продешевили. Смиренный владыка: — О, Иисусе Сладчайший! Боже мой, Боже мой! И такого человека продать всего за 30 серебреников! Вдвое можно было взять!".
На другой странице того же номера — рисунок А. Радакова, два священника возле креста. "Их культурное усовершенствование. Смиренные: — Эх! Не умели во времена Христа пользоваться этим орудием! Ведь из одного креста две хороших виселицы можно сделать!".
Как видим, это всё совсем не случайность — это тенденция. И она выражает яростное, накалённо отрицательное отношение либералов весны 1917 года к церкви и церковникам. Примерно такое, как и сейчас.
Но маленький вопрос: насколько твёрдо бывает такое отношение? История отвечает: совсем не твёрдо, и легче лёгкого меняется на противоположное! Так и случилось после Октября 1917-го, когда патриарх Тихон объявил анафему большевикам. Правда, часть либеральной прессы всё ещё выражала по этому поводу сомнения и опасения. Так, кадетская газета "Современное слово" писала: "Анафема. Какое ржавое, пыльное слово. Под слоем вековой пыли ещё горит оно страшным огнем... В этом слове — дым погребальных свечей, огонь костров, треск костей, переломленных испанским сапогом и пыточным колесом. В этом слове — средневековье... И вот оно, это ржавое слово, загудело вчера вновь в Петрограде. Церковь вынула вновь заржавленный меч из своих ножен".
Не очень уютно либералам было идти на союз со средневековьем против революции! Однако пошли, куда деваться... Другая либеральная газета "Русские ведомости", более правого толка, в те же дни уже приветствовала это послание патриарха и с надеждой предсказывала: "Революционный козёл обломает рога свои о церковь". А кадет Николай Устрялов (да-да, тот самый - будущий идейный вождь сменовеховцев) тоже без колебаний приветствовал анафему большевикам в одной из либеральных газет "Утро России"... Устрялов писал: "Да, русская власть определённо становится под знамя воинствующего атеизма. Оправдываются самые мрачные предвидения Достоевского... Мы знаем, что святейший патриарх уже ответил достойно на предпринятое против церкви бессмысленное и грубое гонение... Пусть же всколыхнётся вся страна... Теперь или никогда".
С этого момента либералы оказались в союзе с церковниками. Кстати, пристраивались к этому союзу и умеренные социалисты. Например, московская правоэсеровская газета "Дело народа" писала в 1919 году: "Интересно отметить следующее наблюдение. Религиозное чувство в народе за это время сильно упало: церкви посещаются мало, посты соблюдаются немногими... Не раз приходилось слышать в... крестьянстве рассуждения такого рода: "Ну, я теперь вот неверующий: церковь мне не нужна, но как они смеют глумиться над верой других и превращать церкви в театры!"".
И этот союз либералов с церковниками продолжался ни много, ни мало, как весь советский период — его подхватили и продолжили диссиденты 60-х годов. Лишь в 90-е годы он дал трещину. Потому что Реставрация тоже, подобно Сатурну, умеет пожирать своих детишек. Она перешагнула через головы либералов и востребовала более правых: тогда и возник конфликт...
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]