Боинг-747: 50 лет в небе
21.02.2019 1 287 0 0 varlamov

Боинг-747: 50 лет в небе

---
0
В закладки
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Современный самолёт – это одно из самых сложных изделий, которые созданы человечеством. Ключевое слово здесь – "современный". Сделать самолёт как у братьев Райт сегодня могут и любители с маленьким бюджетом. А вот создать современный, конкурентоспособный пассажирский самолёт – удел единиц. Современные пассажирские самолёты – это воплощение всех передовых инженерных идей, подчинённых эффективности и надёжности. Но, как показала история, важно не только создавать, но и предугадывать востребованность машины рынком.

Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Полвека назад свои первые шаги в небо сделал легендарный Боинг-747. 30 сентября 1968 года произошла первая выкатка из цеха. 9 февраля 1969 года состоялся первый полёт. Уже 1 января 1970-го Боинг-747 выполнил первый коммерческий рейс в ливрее авиакомпании Pan American Airways.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


60-е годы XX века отметились бурным ростом пассажирских авиаперевозок. Реактивная авиация сократила расстояния, а современные технологии делали билеты всё доступнее. В то же время под впечатлением роста скоростей перевозок многие грезили сверхзвуком. Казалось очевидным, что раз за последние два десятка лет поршневые самолёты сменились реактивными, а скорость возросла до 1000 км/ч, то теперь пора перешагнуть за сверхзвуковой барьер и поднять скорость ещё в два раза, до 2000 км/ч. Так родились уникально быстрые пассажирские самолёты "Конкорд" и Ту-144, которые не вписались в рынок и в реальные потребности пассажиров.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Концепция Боинга-747 родилась в авиакомпании Pan American. Одна из крупнейших авиакомпаний мира десятью годами ранее стала первым заказчиком революционного Боинг-707. К середине 60-х Pan American стало мало Боинга-707, и она попросила сделать новый самолёт, который будет в два раза больше и сможет перевозить в четыре раза больше пассажиров. Между Boeing и Pan American была заключена договорённость: "Если вы купите, мы построим".
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Изначально предполагалось наличие двух полноценных пассажирских палуб, как у А-380. Но тогда возникли проблемы с эвакуацией пассажиров. По правилам, при экстренной эвакуации все пассажиры должны покинуть самолёт за 90 секунд. На тот момент этот показатель обеспечить не получалось, и от полноценной длинной палубы отказались. Так Боинг-747 получил свою характерную горбатую форму.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Несмотря на то, что Боинг-747 заказывали под рост авиаперевозок сами авиакомпании, считалось, что медлительные гиганты вскоре проиграют сверхзвуковым самолётам. Поэтому изначально в конструкцию Боинга-747 закладывалась возможность переоборудования под грузовые перевозки. Кабина пилота должна была находиться высоко наверху для увеличения габаритов перевозимых грузов.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Для сборки самого большого в мире (на тот момент) пассажирского самолёта был построен новый завод в городе Эверетт с самым большим по площади и объёму промышленным зданием – оно занимало 399 480 кв. метров. Завод обошёлся "Боингу" в 200 млн долларов. Сроки реализации проекта оказались настолько агрессивны, что первый макет Боинга-747 был построен ещё до того, как закончили делать крышу завода. Сегодня на этом предприятии работает более 30 000 человек.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Проект самолёта-гиганта оказался очень дорогим. "Боинг" с трудом получил кредиты на его завершение. Долг компании превысил 2 млрд долларов и оказался больше, чем у любой другой компании в мире. Но в итоге огромная прибыль от реализации проекта окупила все затраты.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Боингу-747 с самого начала в затылок дышали конкуренты. 747-й стал первым широкофюзеляжным самолётом в мире. Вторым стал McDonnell Douglas DC-10, взлетевший в 1970 году. Третьим – Lockheed L-1011 TriStar, который тоже полетел в 1970-м. В авиакомпаниях считали, что трёхмоторные DC-10 и TriStar окажутся более эффективными, чем огромный четырёхмоторный Boeing. Но в итоге DC-10 остался только у военных и в грузовой версии, TriStar летает вообще в единичных экземплярах, а Боинг-747 по сей день производится в новых модификациях.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Над Боингом-747 работало 50 000 человек. Самолёт по сей день впечатляет своими размерами. Например, братья Райт во время первого полёта сумели перелететь всего на 36,5 метра, во время второго и третьего – на 52 и 60 метров. Первые Боинги-747-100 имели длину 70 метров, а размах крыла – 60 метров. У современной модификации Боинг-747-8 длина выросла до 76 метров, а размах крыла – до 68 метров. Высота самолёта – почти 20 метров. При герметизации кабины самолет перевозит тонну воздуха. Багажный отсек вмещает до 3400 единиц багажа. Боинг-747-8 состоит из 6 млн деталей, которые производятся в 33 странах. Общая длина проводов и кабелей составляет от 240 до 280 км в зависимости от модификации. Заправка 747-го – до 240 000 литров топлива (это почти 200 тонн).
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Размеры самолёта вызывали опасения, что он не сможет эксплуатироваться в стандартных аэропортах, что ему понадобится взлётно-посадочная полоса существенно больших размеров, чем Боингу-707. Но благодаря сложной механизации крыла 747-й смог работать из существующих аэропортов. Трёхсекционные закрылки Фаулера увеличивают площадь крыла на 21%, а подъёмную силу – на 90%.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Первые модификации Боинга-747 имели проблемы с так называемым флаттером в крыле. На высоких скоростях возникали вибрации, которые грозили разрушением крыла. Проблема была решена весьма оригинальным путём. В крыле был размещён груз, который устранял флаттер. Балласт представлял собой 1500 кг обеднённого урана.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Боинг-747 оказался настолько революционной для гражданской авиации машиной, что при прохождении сертификации понадобилось создать новое учебное устройство – так называемый "Фургон Уодделла". На грузовике был установлен макет кабины самолёта, располагавшийся на высоте как у настоящего Боинга-747. Тренажёр был необходим, чтобы пилоты учились управлять самолётом с непривычной высоты.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Помимо огромных размеров, нового уровня комфорта и эффективности, Боинг-747 получил новый уровень безопасности. Многие системы многократно дублировались. На самолёте было внедрено четырёхкратное резервирование гидравлических систем. Боинг-747 получил четыре основных стойки шасси. Эксплуатация возможна при двух нерабочих стойках. Самолёт сертифицирован для полётов на трёх двигателей – даже при отказе на разбеге одного двигателя допускается продолжение полёта до аэропорта назначения.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


У Боинга-747 стреловидность крыла составляет 37,5 градусов. Это больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера в мире. По скорости он тоже опережает другие самолёты. Крейсерская скорость 747-го – 915 км/ч. Максимальная может достигать 988 км/ч.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Боинги-747 уже перевезли более 5,6 млрд человек и преодолели около 80 млрд километров. К декабрю 2018 года было построено 1548 Боинг-747 всех модификаций.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Боингу-747 по сей день принадлежит рекорд по количеству перевезённых пассажиров. В мае 1991 года Израиль экстренно эвакуировал эфиопских евреев из Эфиопии. За 36 часов было вывезено 14 325 человек. В операции "Соломон" приняли участие 34 самолёта, выполнивших 41 рейс. В один из рейсов Боинг-747 перевёз 1122 человека, хотя самолёт был рассчитан на 480 пассажиров. Во время полёта родились два младенца.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


В то же время 747-му принадлежат и отрицательные рекорды по количеству погибших в одной катастрофе. 27 марта 1977 года на Тенерифе столкнулись сразу два Боинга-747. К ужасной катастрофе привело стечение большого количества обстоятельств. Перегруженность аэропорта Лос-Родеос из-за теракта в основном аэропорту, погодные условия, проблемы коммуникации между пилотами и диспетчерами, ошибки экипажа одного из самолётов – в итоге погибли 583 человека.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


12 августа 1985 года произошла вторая по количеству жертв авиакатастрофа. За семь лет до катастрофы Boeing-747SR-46 (японская маршрутка) получил небольшое повреждение, которое потребовало ремонта. Ремонт был выполнен некачественно. В месте повреждения за годы полётов накопилась усталость металла, что в итоге привело к разрушению силовых элементов в хвостовой части. У самолёта полностью оторвало киль и был повреждён горизонтальный стабилизатор. 32 минуты экипаж пытался посадить практически неуправляемую машину, но в итоге самолёт врезался в гору. Погибло 520 человек.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


У Боинга-747 огромное количество модификаций. Самолёт за 50 лет жизни выпускался для самых разных как массовых, так и специфических задач, и претерпел несколько крупных модернизаций. Боинги-747 можно разделить на три основных поколения. Первое – сотый, двухсотый, трёхсотый варианты. Второе поколение – это четырёхсотые. Третье поколение – восьмёрка. Внутри поколений существует множество модификаций: с большой дальностью, с малой, с различной длиной фюзеляжа, грузовые варианты. А ещё есть специфические модификации для специальных задач.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Например, Evergreen 747 Supertanker. Это самый большой пожарный самолёт в мире. Он берёт на борт почти 76 тысяч литров химический смесей для тушения огня. В настоящий момент в строю находится один такой самолёт. При сбросе жидкости он создаёт полосу длиной почти 5 км и шириной 46 метров.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Boeing-747 Dreamlifter создан специально для перевозки деталей Boeing-787 Dreamliner. Dreamlifter до появления Airbus Beluga XL имел самый большой объём грузового отсека.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


NASA на базе Boeing-747SP сделали себе летающую обсерваторию SOFIA. Самолёт предназначен для инфракрасных астрономических наблюдений на высоте 12 км.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Ещё для NASA был создан самолёт, чтобы перевозить челноки Space Shuttle.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


И, конечно, мимо Боинга-747 не могли пройти военные. Они по достоинству оценили его грузоподъёмность и дальность. В первую очередь упоминания заслуживает Борт номер один – самолёт президента США VC-25. Два таких самолёта были созданы в конце 80-х годов. Постройка одного VC-25A обошлась в 325 млн долларов. Самолёт при полной заправке способен доставить с максимальным комфортом 70 пассажиров на расстояние 12 600 км. С дозаправкой в воздухе он может летать несколько дней. Помимо президентского уровня комфорта, самолёт оснащён всеми возможными системами связи, военными системами радиоэлектронной борьбы и противоракетной обороны. Один час полёта VC-25A в 2014 году стоил 211 000 долларов. В настоящий момент для замены президентских самолётов делаются два новых VC-25В. Интересной деталью стало то, что самолёты президента США делаются из Боингов-747-8, которые ранее были заказаны российской авиакомпанией "Трансаэро". Два VC-25B обойдутся американским налогоплательщикам почти в 4 млрд долларов.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Ближайшим собратом VC-25 являются E-4B – воздушные командные пункты, или "самолёты судного дня". E-4B предназначены для перевозки высших лиц государства и командования вооружёнными силами. Они не такой роскошные, как президентский борт, зато до отказа напичканы всевозможной военной электроникой. E-4B может находиться до недели в воздухе при условии дозаправок. Всего построено 4 самолёта, один из них постоянно находится в готовности к взлёту за несколько минут. Экипаж составляет от 60 до 114 человек.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Один Боинг-747 был переоборудован в Boeing YAL-1 – специальный самолёт для испытаний воздушного лазера. Химический лазер мегаваттного класса испытывался на уничтожении баллистических ракет. До боевого состояния система так и не дошла.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


На базе Боинга-747 было несколько любопытных военных проектов, которые так и не не были реализованы. Например, 747 CMCA. На Боинге-747 предполагалось разместить от 50 до 100 крылатых ракет AGM-86 ALCM на барабанных пусковых установках. Проект свернули в пользу стратегических бомбардировщиков B-1B.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


В 1974 году Boeing предложил проект авиационного ракетного комплекса MC-747. Планировалось его оснащение либо 4 межконтинентальными баллистическими ракетами по 45,4 тонны, либо 8 малогабаритными ракетами по 22,3 тонны. Дальше набросков дело не пошло.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


В начале 1970-х существовал и ещё более экзотический проект "воздушного авианосца". Внутри 747-го предполагалось создать двухуровневый ангар, где должны были размещаться лёгкие истребители с небольшой дальностью. Истребители стартовали с носителя и после завершения боя возвращались назад на самолёт-авианосец. Дальше обсуждений и набросков дело тоже не двинулось.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


В конце 1970-х над закупкой Боингов-747 задумались в СССР. Их собирались использовать на межконтинентальных маршрутах, таких как Нью-Йорк – Москва. Планы так и не были реализованы, но сохранились рекламные рисунки 747-го в ливрее "Аэрофлота".
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


В России первым и единственным эксплуатантом пассажирских Боингов-747 стала авиакомпания "Трансаэро". На момент прекращения деятельности у "Трансаэро" было 20 штук Боинг-747. Сейчас пять из них летает в аэрофлотовской дочке "Россия".
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Крупнейший грузовой авиаперевозчик России AirBridgeCargo использует 17 грузовых Боингов-747 второго и третьего поколения. В мае 2018 года представители группы компаний "Волга-Днепр" (в которую входит AirBridgeCargo) объявили о покупке в ближайшие 10 лет 70 самолетов Boeing и Airbus.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Взлетевший полвека назад Боинг-747 совершил переворот в авиастроении. Вместительный самолёт обрушил цены на билеты, сделав авиаперевозки доступными многим людям. Инженеры Boeing задали новые стандарты безопасности. 747-й стал обязательным атрибутом для мировых авиакомпаний, привлекая пассажиров новым уровнем роскоши и комфорта. И, конечно, Боинг-747 выделяется совершенно уникальным внешним видом. Многие пассажиры неспособны внешне отличить один пассажирский самолёт от другого. Но Боинг-747 известен практически всем и мгновенно выделяется в любом аэропорту мира. И несмотря на то, что сегодня он проигрывает в эффективности новейшим Boeing 787 и Airbus A350, Боинг-747 ещё долгие десятилетия будет оставаться в небе.
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Пост подготовил Алекс Кульманов

Советский Союз, которым можно и нужно гордиться
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Ту-144: почему не взлетел "русский Конкорд"
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


Зачем нужен такой огромный самолет
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го


"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"
Боинг-747: 50 лет в небе Боинг747, самолёт, Боинга747, самолёта, метров, пассажиров, Boeing, человек, которые, самолёты, крыла, момент, получил, время, долларов, почти, итоге, Самолёт, более, 747го

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]