Свет из глубины веков: 800 «иллюминированных» манускриптов Средневековья в свободном доступе
---
Роскошно иллюстрированные Евангелия, подаренные богатыми меценатами советникам королей. Собрания богословских текстов из коллекций знаменитых антикваров. Золоченые свитки с библейскими цитатами. Астрономические схемы и ранние нотные записи для служения мессы. Учебники по арифметике и грамматике. Отчеты о Крестовых походах и староанглийские гербарии. Портрет епископа Кентерберийского и средневековый гороскоп. И, конечно же, блестяще декорированный Бестиарий. Настоящая средневековая мистерия онлайн для тех, кто интересуется историей Средних веков.
Благодаря совместному проекту Британской библиотеки и Национальной библиотеки Франции стали доступными для скачивания 800 иллюминированных рукописей, декорированных до 1200 года. Самые роскошные из манускриптов в буквальном смысле «сияют» украшениями и красочными картинами на позолоченном пергаменте.
Декорированная копия Декрета Грациана, 1171–1180 г.г.
Ранее средневековые артефакты были заперты в редких книжных залах, хранились под стеклом, и видели их очень немногие посетители музеев. А в эпоху Средневековья такие книги были доступны только избранным. Такой вот парадокс истории: чудо иллюминированных, в буквальном смысле «излучающих свет» манускриптов подарила миру эпоха, традиционно пользующаяся репутацией «Темных веков», когда даже обыкновенная свеча для многих была роскошью.
Сегодня мы привыкли к огромному количеству фото- и видеоизображений, всегда находящихся под рукой в карманном гаджете. В эпоху Средних веков изображений и способов их «тиражирования» было мало. Каждую книгу копировали вручную самым тщательным образом. Однако благодаря этой сакральной погруженности в искусство оформления драгоценных книг каждый экземпляр становился уникальным памятником эпохи.
Декрет Грациана, 4-я четверть 12-го в.
Английский иллюстрированный экземпляр церковного права, 4-я четверть 12-го в.
Многие из этих редких копий, сделанных средневековыми клириками, не содержали иллюстраций, но зато были своеобразным образом «освещены» – декорированы и украшены эксклюзивными орнаментами. Целью «иллюминирования» было создание эффекта «вспыхивания» изображений, возникающего при попадании на них луча света. Процесс декорирования средневековых рукописей был чрезвычайно дорогим и трудоёмким, а миниатюрные детали декора требовали не только терпения, но и филигранного мастерства.
Такие произведения были предметом роскоши: уже в готическую эпоху начинают создаваться уникальные частные коллекции. Страницы рукописей сияли даже в темноте. Большая часть населения, в силу неграмотности, не могла их прочесть. Но в редких случаях, когда простые люди имели счастье даже мельком взглянуть на страницы таких манускриптов, они были потрясены сияющими изображениями и надписями.
Дигест Юстиниана, 3-я четверть 12-го в.
Декорированный том сочинений Святого Августина, 2-я половина 10-го в.
Для представителей высших классов, имеющих доступ к образованию, просвещение представляло собой особый язык, обрамляющий и интерпретирующий богословские, классические, медицинские и юридические тексты. Но прежде всего – Евангелия и произведения отцов Церкви.
Собрание сочинений Святого Амвросия, 3-я четверть 11-го в.
На протяжении столетий, несмотря на всплеск технологий, позволяющих создавать изображения разной степени сложности, большинство читателей (если они не были учеными или аристократами) пребывало в том же положении по отношению к этим потрясающим артефактам, что и типичный средневековый крестьянин.
Собрание сочинений Святого Амвросия, 3-я четверть 11-го в.
Ситуация кардинально изменилась по мере оцифровки библиотеками своих фондов. В ноябре прошлого года Британская библиотека и Национальная библиотека Франции запустили совместный проект, сделав доступными для пользователей Интернета 800 иллюминированных рукописей, декорированных до 1200 года. Каждое учреждение предоставило для оцифровки по 400 манускриптов.
Святой Иероним, комментарий к Экклезиасту и переводы Оригена, 2-я четверть 12-го в.
Сотни уникальных и ценных средневековых рукописей оказались «в зоне доступа» для всех желающих. Некоторые из них в настоящее время представлены на пользующейся огромной популярностью британской библиотечной выставке-продаже «Англосаксонские Королевства: Искусство, слово, война». Благодаря гранту Фонда Полонского теперь они являются виртуальным общественным достоянием.
Ранее эти хрупкие артефакты были недоступны и хранились под стеклом. Отныне они могут быть скопированы и загружены в высоком разрешении для близкого просмотра, сравнения и тщательного изучения.
Святой Григорий Великий, Моралия на книгу Иова, 12-13 в.в.
Оцифрованные изображения представлены на ресурсах двух библиотек:
Первый веб-сайт «Франция-Англия: средневековые рукописи между 700 и 1200 годами» создан Национальной библиотекой Франции. Он адресован специалистам и позволяет сравнивать изображения артефактов в одной и той же электронной библиотеке. Французский сайт имеет порты входа в соответствии с темой, автором, местом и веком, а также множество ссылок на ресурсы для ученых.
Второй веб-сайт «Средневековая Англия и Франция, 700-1200» ориентирован на более широкую аудиторию и разработан Британской библиотекой для демонстрации подборок рукописей. Здесь также представлены статьи, эссе и видеоклипы. Пользователи с небольшим опытом знакомства со средневековыми рукописями смогут узнать о юридических, медицинских и музыкальных текстах, ознакомиться с трудами отцов церкви, посвященных культуре монашества, а также выяснить, как рукописи распространялись до 1200 года. Тот, кто знает, что ищет, сможет осуществить расширенный поиск на сайте и скачать полный список всех 800 рукописей.
Noyon Sacramentary, 4-я четверть 10-го в.
Миссал аббатства Сен-Дени, сер. 11-го в. Эта страница содержит песнопения для мессы в день Рождества Христова.
Gradual. Книга песнопений для пения в мессе, посл. четверть 11-го в.
Caligula Troper. Книга песнопений для мессы, начало 11-го в.
Эта рукопись содержит неполную книгу песнопений (называемых тропами) для религиозных служб. Текст сопровождается ранней формой нотной записи (neumes). Книга, вероятно, была сделана для конкретного покровителя – возможно, для Вульфстана II, епископа Вустерского (1062-1095), последнего англосаксонского епископа после Нормандского завоевания. До того, как стать епископом, он руководил музыкальной службой Вустерского собора (середина 1050-х годов – 1062 г.). Высокое качество рукописи показывает ценность, которую в Англии середины XI в. придавали новому репертуару, созданному для улучшения и разъяснения старых григорианских песнопений мессы.
Позже музыкальная книга 11-го в. была переплетена с музыкальной рукописью 12-го в. и жизнеописаниями некоторых английских старцев. Этот том иногда называют Caligula Troper, потому что он принадлежал коллекционеру книг сэру Роберту Коттону (1571-1631), который хранил его в книжном шкафу возле бюста римского императора Калигулы.
Рукопись, состоящая из трех книг, объединенных в одну в бенедиктинском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре.
Первый том рукописи содержит тексты и таблицы 9-го в. для вычисления времени и дат с использованием комбинации математики и астрономии. На последней странице представлена схема Зодиака вместе с песней о зодиакальных знаках, добавленной более поздним клириком. Слова песни сопровождаются ранней формой нотной записи.
Древнеанглийский иллюстрированный гербарий, 1-я четверть 11-го в.
Как люди раннего Средневековья исцеляли болезни и травмы? В целом медицинские тексты периода 700-1200 гг. встречаются относительно редко. Большинство способов лечения болезней, вероятно, не записывались, а передавались устно из поколения в поколение. Многие люди были неграмотны и не могли воспользоваться медицинскими книгами, зачастую посвященными теории медицины, а не практике исцеления. Тем не менее, сохранились рукописи, проливающие свет на средневековое понимание человеческих недугов и способов их лечения.
Евангелие 11-го века, выпущенное в Меце, 1-я половина 11-го в.
Евангелие, Меца, 1-я половина 11-го в.
Евангелие, конец 10-го в.
Евангелие, конец 10-го в.
Сборник молитв и литаний. Середина 9-го в.
Четыре Евангелия, 2-я половина 9-го в.
<
Четыре Евангелия, 2-я половина 9-го в.
Бестиарий, конец 12 – начало 13 вв.
Бестиарий содержит христианские аллегорические уроки, основанные на характеристиках и привычках животных, существующих в природе или описанных в легендах. Этот сборник, ведущий начало от «Physiologus», позднеантичного анонимного сборника естественной истории, стал популярной иллюстрированной книгой в Англии с 12-го века.
Эта роскошная копия Бестиария, вероятно, была сделана профессиональными клириками в Солсбери. Разделы текста расположены по типу описываемых животных, таких как млекопитающие, птицы, змеи, насекомые и рыбы.
Большое количество иллюстраций в этом экземпляре (а их более 100) говорит о том, что Бестиарий, вероятно, создавался по заказу богатого мирянина, а не для клирика. На некоторых иллюстрациях изображены сцены аристократической жизни, в том числе рыцари верхом на лошадях, охота с гончими и т.п. С таким красочным оформлением книга могла использоваться как учебник для ребенка или как молитвенное пособие.
Historia Hierosolimitana (история Иерусалима), 11-й в.
Historia Hierosolimitana (История Иерусалима) – один из самых сложных отчетов о Первом Крестовом походе (1095-1099), зафиксировавшим события по горячим следам. Рукопись включает свидетельства очевидцев. Она была написана Baudri (1046-1130), настоятелем французского монастыря Бургей, расположенного неподалеку от Анже. Его рассказ начинается с призыва к захвату Иерусалима и христианских святых мест Папой Урбаном II.
Астрономические тексты, 12-й в.
Астрономия, наука о звездах, была важной частью учебной программы раннего средневековья. Эта астрономическая коллекция, созданная во Франции, возможно, в Шартре, в XII веке, содержит тексты и диаграммы, объясняющие фазы Луны, расчет положения звезд и планет, а также возникновение солнечных и лунных затмений. Манускрипт демонстрирует тесную связь между астрономией и астрологией, характерную для Средневековья, и содержит яркие изображения созвездий и зодиакальных фигур.
Боэций. Сборник медицинских и грамматических текстов, середина 9-го – 1-я половина 10-го в.
Боэций. Сборник текстов по арифметике. De institutione arithmetica, 3-я четверть 12-го в.
Написанная римским философом VI века Боэцием книга «De institutione arithmetica» была главным учебником по математике во всей Западной Европе до XII века. Вместо практического руководства по вычислению, она содержит философское обсуждение чисел, их отношений и значений. Одной из наиболее важных особенностей текста было разделение в нем математических наук на арифметику, музыку, геометрию и астрономию, которые вместе представляют собой квадривиум («четырехпутье»).
Эта идея была положена в основу средневековой учебной программы вместе с тривиумом литературных искусств: грамматикой, диалектикой (критическое исследование истины через аргументацию) и риторикой. Текст рукописи проиллюстрирован математическими диаграммами, в том числе таблицей умножения римских цифр, украшенных цветами и золотыми фигурками рыб и животных.
Кентерберийская или Англо-каталонская псалтырь, 4-я четверть 12-го в.
Кентерберийская псалтырь, содержащая восемь полностраничных изображений библейской истории и 47 больших иллюстраций к отдельным псалмам, является одной из самых роскошно иллюстрированных английских рукописей. Название манускрипта происходит от места, где он был сделан, – бенедиктинского монастыря Церкви Христа в Кентербери. Книга иногда известна как Англо-каталонская псалтырь, потому что некоторые ее иллюстрации остались незавершенными и были приведены к финальному варианту несколько веков спустя в Каталонии. Псалтырь необычайно богат как текстуально, так и визуально.
Кентерберийская или Англо-каталонская псалтырь, 4-я четверть 12-го в.
В 12-ом веке началось производство широкоформатных «гигантских» Библий. Отчасти их популярность была обусловлена потребностями вновь созданных аббатств и Григорианского реформаторского движения, инициированного Папой Григорием VII (11 в.). Папа поощрял строгое соблюдение бенедиктинских Правил, которые требовали регулярного чтения Библии в течение всего литургического года.
Библия Шартра, середина 12-го в.
Названная в честь своего вероятного места происхождения, Библия Шартра разделена на два тома. Судя по стилю иллюстраций, оформлением Библии занимался один художник, что является неоценимым доказательством развития изобразительного искусства в Шартре в 12-м веке. Масштаб и роскошь рукописи, включая ее шикарную «верстку» и элегантное оформление, позволяют предположить, что книга была заказана богатым меценатом. Одним из возможных кандидатов является Готфрид Левский, епископ Шартрский (1115-49), который играл активную роль в церковной и политической жизни того времени.
Библия задокументирована в Аббатстве Сен-Дени в 13-ом веке. Поэтому не исключено, что рукопись была подарена Готфридом влиятельному настоятелю Сен-Дени Шугеру (1122-1151), близкому советнику короля.
Псалтырь Eadui, 1-й половины 11– середина 12 вв.
С помощью мультиспектрального изображения недавно был прочитан «невидимый» текст на этой странице. Слова «целомудрие», «смирение» и «послушание», указывающие на три добродетели, были начертаны на золотых четырехлистниках, украшающих одеяние Святого Бенедикта.
Псалтырь Eadui назван в честь своего вероятного клирика и художника, Эдвига (Eadui) Басана. Эдвиг был монахом в Церкви Христа в Кентербери и одним из самых искусных англосаксонских клириков XI века. Псалтырь Eadui является одной из самых богато декорированных рукописей. Он украшен тремя роскошными золотыми инициалами, обрамленными красочными рамками. В эпилоге псалмов – изображение группы монахов, преподносящих Святому рукопись Правил Святого Бенедикта. Эта иллюстрация может изображать членов собственного сообщества Эдвига, или даже содержать автопортрет самого Эдвига.
Помимо псалмов, рукопись содержит молитвы, гимны и другие религиозные песни, а также календарь и таблицы, показывающие, как рассчитать дату Пасхи. Рукопись, по-видимому, использовалась в течение длительного времени в Кентербери, поскольку в 12-м веке она была дополнена новыми материалами.
Евангелие из Эхтернаха, 7-й в.
Монастырь Эхтернах, ныне находящийся в Люксембурге, был основан нортумбрийским монахом Виллибрордом (658-739) в 698 г. Иллюминированный сборник Евангелий принадлежал монастырю в первой половине 8-го века. Книга художественно оформлена полностью, начиная с самой первой страницы. Перед вступительными словами к каждому Евангелию находятся полностраничные изображения символов, связанных с каждым евангелистом. Даже повреждения в пергаменте были художественно обыграны, например, обведены контуром, напоминающим птиц или животных.
Собрание писем Папы Григория I Великого, 2-я половина 12-го в.
Четыре Евангелия, 1-я четверть 12-го в.
Каноническая таблица, в которой перечислены ссылки на страницы, содержащиеся в каждом из четырех Евангелий, 12-й в.
Семь групп из пяти отрывков, обозначенных римскими цифрами, разделены горизонтальными линиями и представлены в четырех колонках. Известные как Аммонийские разделы, эти ссылки были разработаны философом Аммонием Александрийским в 3-м веке. Каждый столбец возглавляется именем соответствующего Евангелиста (Math[eu]s), Маркуса, Лукаса и Йо [ann]es). Колонны обрамлены и разделены микроархитектурными элементами.
Псалтырь, 1-я четверть 13-го в.
Содержащая 20 полностраничных иллюстраций, эта Псалтырь – одна из самых выдающихся, сохранившихся в Англии. Рукопись, вероятно, была сделана в Оксфорде, так как ее календарь включает ссылку на перевод (или перезахоронение) святой Фридесвиды, покровительницы Оксфорда, в 1180 году. Отсутствие важного события, переноса останков святого Томаса Бекета Кентерберийского в новую святыню в 1220 году, позволяет предположить, что манускрипт был сделан до того, как это произошло. Каждая богато иллюминированная страница содержит две сцены, иллюстрирующие события из жизни Христа. В нескольких сценах представлены свитки с библейскими цитатами, которые дополняют и интерпретируют картины. Это говорит о том, что первоначальный владелец книги мог читать на латыни или просматривать изображения и читать текст с кем-то, кто владел латинским языком.
Hrabanus, дифирамбы Святому Кресту, середина 11-го в.
Стихотворение «Во славу Святого Креста» – творение немецкого богослова и писателя Рабана Мавра (780/781–856), одного из величайших педагогов и ученых эпохи Каролингов. Рабан Мавр известен как прецептор (учитель) Германии, он руководил известной имперской Школой Фульдского аббатства в центральной Германии, а затем стал архиепископом Майнца. Находясь в Фульде, он сочинил это стихотворение. Подобное стихосложение требовало особой интеллектуальной концентрации, поскольку слова здесь «воплощают» и восхваляют крест. Автор стихотворения опирался на античную традицию составления геометрических фигур из слов и фраз.
Иллюминированная псалтырь из Винчестера, 4-ая четверть 11-го в.
Лекторий St Maurus, аббатство Сен-Мор-де-Фоссе, начало 11-го в.
Лекторий St Maurus, аббатство Сен-Мор-де-Фоссе, начало 11-го в.
Лекторий включает в себя уроки (чтение Священных Писаний) для мессы. В этом экземпляре к работе добавлено «Житие святого Мауруса» и проповеди о его чудесах.
Портрет епископа святого Дунстана, 4-я четверть 12-го в.
Святой Дунстан, будучи архиепископом Кентерберийским, руководил реформами короля Эдгара (957/59–75). Портрет архиепископа был написан в Кентербери в соответствии с давней традицией предварять текст изображением его автора. Фигура св. Дунстана, который держит перо и нож для исправления текстов, нарисована на листе, покрытом сусальным золотом. Это изображение – один из самых значительных и ярких портретов в искусстве XII века.
P.S.
Как средневековые художники иллюминировали свои манускрипты? Патрисия Ловетт исследует тайны искусства декорирования рукописей и воспроизводит иллюминированную страницу.
Публикацию подготовила Юлия Митина по материалам Оpen Сulture.
Источник - cameralabs.org
Благодаря совместному проекту Британской библиотеки и Национальной библиотеки Франции стали доступными для скачивания 800 иллюминированных рукописей, декорированных до 1200 года. Самые роскошные из манускриптов в буквальном смысле «сияют» украшениями и красочными картинами на позолоченном пергаменте.
Декорированная копия Декрета Грациана, 1171–1180 г.г.
Ранее средневековые артефакты были заперты в редких книжных залах, хранились под стеклом, и видели их очень немногие посетители музеев. А в эпоху Средневековья такие книги были доступны только избранным. Такой вот парадокс истории: чудо иллюминированных, в буквальном смысле «излучающих свет» манускриптов подарила миру эпоха, традиционно пользующаяся репутацией «Темных веков», когда даже обыкновенная свеча для многих была роскошью.
Сегодня мы привыкли к огромному количеству фото- и видеоизображений, всегда находящихся под рукой в карманном гаджете. В эпоху Средних веков изображений и способов их «тиражирования» было мало. Каждую книгу копировали вручную самым тщательным образом. Однако благодаря этой сакральной погруженности в искусство оформления драгоценных книг каждый экземпляр становился уникальным памятником эпохи.
Декрет Грациана, 4-я четверть 12-го в.
Английский иллюстрированный экземпляр церковного права, 4-я четверть 12-го в.
Многие из этих редких копий, сделанных средневековыми клириками, не содержали иллюстраций, но зато были своеобразным образом «освещены» – декорированы и украшены эксклюзивными орнаментами. Целью «иллюминирования» было создание эффекта «вспыхивания» изображений, возникающего при попадании на них луча света. Процесс декорирования средневековых рукописей был чрезвычайно дорогим и трудоёмким, а миниатюрные детали декора требовали не только терпения, но и филигранного мастерства.
Такие произведения были предметом роскоши: уже в готическую эпоху начинают создаваться уникальные частные коллекции. Страницы рукописей сияли даже в темноте. Большая часть населения, в силу неграмотности, не могла их прочесть. Но в редких случаях, когда простые люди имели счастье даже мельком взглянуть на страницы таких манускриптов, они были потрясены сияющими изображениями и надписями.
Дигест Юстиниана, 3-я четверть 12-го в.
Декорированный том сочинений Святого Августина, 2-я половина 10-го в.
Для представителей высших классов, имеющих доступ к образованию, просвещение представляло собой особый язык, обрамляющий и интерпретирующий богословские, классические, медицинские и юридические тексты. Но прежде всего – Евангелия и произведения отцов Церкви.
Собрание сочинений Святого Амвросия, 3-я четверть 11-го в.
На протяжении столетий, несмотря на всплеск технологий, позволяющих создавать изображения разной степени сложности, большинство читателей (если они не были учеными или аристократами) пребывало в том же положении по отношению к этим потрясающим артефактам, что и типичный средневековый крестьянин.
Собрание сочинений Святого Амвросия, 3-я четверть 11-го в.
Ситуация кардинально изменилась по мере оцифровки библиотеками своих фондов. В ноябре прошлого года Британская библиотека и Национальная библиотека Франции запустили совместный проект, сделав доступными для пользователей Интернета 800 иллюминированных рукописей, декорированных до 1200 года. Каждое учреждение предоставило для оцифровки по 400 манускриптов.
Святой Иероним, комментарий к Экклезиасту и переводы Оригена, 2-я четверть 12-го в.
Сотни уникальных и ценных средневековых рукописей оказались «в зоне доступа» для всех желающих. Некоторые из них в настоящее время представлены на пользующейся огромной популярностью британской библиотечной выставке-продаже «Англосаксонские Королевства: Искусство, слово, война». Благодаря гранту Фонда Полонского теперь они являются виртуальным общественным достоянием.
Ранее эти хрупкие артефакты были недоступны и хранились под стеклом. Отныне они могут быть скопированы и загружены в высоком разрешении для близкого просмотра, сравнения и тщательного изучения.
Святой Григорий Великий, Моралия на книгу Иова, 12-13 в.в.
Оцифрованные изображения представлены на ресурсах двух библиотек:
Первый веб-сайт «Франция-Англия: средневековые рукописи между 700 и 1200 годами» создан Национальной библиотекой Франции. Он адресован специалистам и позволяет сравнивать изображения артефактов в одной и той же электронной библиотеке. Французский сайт имеет порты входа в соответствии с темой, автором, местом и веком, а также множество ссылок на ресурсы для ученых.
Второй веб-сайт «Средневековая Англия и Франция, 700-1200» ориентирован на более широкую аудиторию и разработан Британской библиотекой для демонстрации подборок рукописей. Здесь также представлены статьи, эссе и видеоклипы. Пользователи с небольшим опытом знакомства со средневековыми рукописями смогут узнать о юридических, медицинских и музыкальных текстах, ознакомиться с трудами отцов церкви, посвященных культуре монашества, а также выяснить, как рукописи распространялись до 1200 года. Тот, кто знает, что ищет, сможет осуществить расширенный поиск на сайте и скачать полный список всех 800 рукописей.
Noyon Sacramentary, 4-я четверть 10-го в.
Миссал аббатства Сен-Дени, сер. 11-го в. Эта страница содержит песнопения для мессы в день Рождества Христова.
Gradual. Книга песнопений для пения в мессе, посл. четверть 11-го в.
Caligula Troper. Книга песнопений для мессы, начало 11-го в.
Эта рукопись содержит неполную книгу песнопений (называемых тропами) для религиозных служб. Текст сопровождается ранней формой нотной записи (neumes). Книга, вероятно, была сделана для конкретного покровителя – возможно, для Вульфстана II, епископа Вустерского (1062-1095), последнего англосаксонского епископа после Нормандского завоевания. До того, как стать епископом, он руководил музыкальной службой Вустерского собора (середина 1050-х годов – 1062 г.). Высокое качество рукописи показывает ценность, которую в Англии середины XI в. придавали новому репертуару, созданному для улучшения и разъяснения старых григорианских песнопений мессы.
Позже музыкальная книга 11-го в. была переплетена с музыкальной рукописью 12-го в. и жизнеописаниями некоторых английских старцев. Этот том иногда называют Caligula Troper, потому что он принадлежал коллекционеру книг сэру Роберту Коттону (1571-1631), который хранил его в книжном шкафу возле бюста римского императора Калигулы.
Рукопись, состоящая из трех книг, объединенных в одну в бенедиктинском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре.
Первый том рукописи содержит тексты и таблицы 9-го в. для вычисления времени и дат с использованием комбинации математики и астрономии. На последней странице представлена схема Зодиака вместе с песней о зодиакальных знаках, добавленной более поздним клириком. Слова песни сопровождаются ранней формой нотной записи.
Древнеанглийский иллюстрированный гербарий, 1-я четверть 11-го в.
Как люди раннего Средневековья исцеляли болезни и травмы? В целом медицинские тексты периода 700-1200 гг. встречаются относительно редко. Большинство способов лечения болезней, вероятно, не записывались, а передавались устно из поколения в поколение. Многие люди были неграмотны и не могли воспользоваться медицинскими книгами, зачастую посвященными теории медицины, а не практике исцеления. Тем не менее, сохранились рукописи, проливающие свет на средневековое понимание человеческих недугов и способов их лечения.
Евангелие 11-го века, выпущенное в Меце, 1-я половина 11-го в.
Евангелие, Меца, 1-я половина 11-го в.
Евангелие, конец 10-го в.
Евангелие, конец 10-го в.
Сборник молитв и литаний. Середина 9-го в.
Четыре Евангелия, 2-я половина 9-го в.
<
Четыре Евангелия, 2-я половина 9-го в.
Бестиарий, конец 12 – начало 13 вв.
Бестиарий содержит христианские аллегорические уроки, основанные на характеристиках и привычках животных, существующих в природе или описанных в легендах. Этот сборник, ведущий начало от «Physiologus», позднеантичного анонимного сборника естественной истории, стал популярной иллюстрированной книгой в Англии с 12-го века.
Эта роскошная копия Бестиария, вероятно, была сделана профессиональными клириками в Солсбери. Разделы текста расположены по типу описываемых животных, таких как млекопитающие, птицы, змеи, насекомые и рыбы.
Большое количество иллюстраций в этом экземпляре (а их более 100) говорит о том, что Бестиарий, вероятно, создавался по заказу богатого мирянина, а не для клирика. На некоторых иллюстрациях изображены сцены аристократической жизни, в том числе рыцари верхом на лошадях, охота с гончими и т.п. С таким красочным оформлением книга могла использоваться как учебник для ребенка или как молитвенное пособие.
Historia Hierosolimitana (история Иерусалима), 11-й в.
Historia Hierosolimitana (История Иерусалима) – один из самых сложных отчетов о Первом Крестовом походе (1095-1099), зафиксировавшим события по горячим следам. Рукопись включает свидетельства очевидцев. Она была написана Baudri (1046-1130), настоятелем французского монастыря Бургей, расположенного неподалеку от Анже. Его рассказ начинается с призыва к захвату Иерусалима и христианских святых мест Папой Урбаном II.
Астрономические тексты, 12-й в.
Астрономия, наука о звездах, была важной частью учебной программы раннего средневековья. Эта астрономическая коллекция, созданная во Франции, возможно, в Шартре, в XII веке, содержит тексты и диаграммы, объясняющие фазы Луны, расчет положения звезд и планет, а также возникновение солнечных и лунных затмений. Манускрипт демонстрирует тесную связь между астрономией и астрологией, характерную для Средневековья, и содержит яркие изображения созвездий и зодиакальных фигур.
Боэций. Сборник медицинских и грамматических текстов, середина 9-го – 1-я половина 10-го в.
Боэций. Сборник текстов по арифметике. De institutione arithmetica, 3-я четверть 12-го в.
Написанная римским философом VI века Боэцием книга «De institutione arithmetica» была главным учебником по математике во всей Западной Европе до XII века. Вместо практического руководства по вычислению, она содержит философское обсуждение чисел, их отношений и значений. Одной из наиболее важных особенностей текста было разделение в нем математических наук на арифметику, музыку, геометрию и астрономию, которые вместе представляют собой квадривиум («четырехпутье»).
Эта идея была положена в основу средневековой учебной программы вместе с тривиумом литературных искусств: грамматикой, диалектикой (критическое исследование истины через аргументацию) и риторикой. Текст рукописи проиллюстрирован математическими диаграммами, в том числе таблицей умножения римских цифр, украшенных цветами и золотыми фигурками рыб и животных.
Кентерберийская или Англо-каталонская псалтырь, 4-я четверть 12-го в.
Кентерберийская псалтырь, содержащая восемь полностраничных изображений библейской истории и 47 больших иллюстраций к отдельным псалмам, является одной из самых роскошно иллюстрированных английских рукописей. Название манускрипта происходит от места, где он был сделан, – бенедиктинского монастыря Церкви Христа в Кентербери. Книга иногда известна как Англо-каталонская псалтырь, потому что некоторые ее иллюстрации остались незавершенными и были приведены к финальному варианту несколько веков спустя в Каталонии. Псалтырь необычайно богат как текстуально, так и визуально.
Кентерберийская или Англо-каталонская псалтырь, 4-я четверть 12-го в.
В 12-ом веке началось производство широкоформатных «гигантских» Библий. Отчасти их популярность была обусловлена потребностями вновь созданных аббатств и Григорианского реформаторского движения, инициированного Папой Григорием VII (11 в.). Папа поощрял строгое соблюдение бенедиктинских Правил, которые требовали регулярного чтения Библии в течение всего литургического года.
Библия Шартра, середина 12-го в.
Названная в честь своего вероятного места происхождения, Библия Шартра разделена на два тома. Судя по стилю иллюстраций, оформлением Библии занимался один художник, что является неоценимым доказательством развития изобразительного искусства в Шартре в 12-м веке. Масштаб и роскошь рукописи, включая ее шикарную «верстку» и элегантное оформление, позволяют предположить, что книга была заказана богатым меценатом. Одним из возможных кандидатов является Готфрид Левский, епископ Шартрский (1115-49), который играл активную роль в церковной и политической жизни того времени.
Библия задокументирована в Аббатстве Сен-Дени в 13-ом веке. Поэтому не исключено, что рукопись была подарена Готфридом влиятельному настоятелю Сен-Дени Шугеру (1122-1151), близкому советнику короля.
Псалтырь Eadui, 1-й половины 11– середина 12 вв.
С помощью мультиспектрального изображения недавно был прочитан «невидимый» текст на этой странице. Слова «целомудрие», «смирение» и «послушание», указывающие на три добродетели, были начертаны на золотых четырехлистниках, украшающих одеяние Святого Бенедикта.
Псалтырь Eadui назван в честь своего вероятного клирика и художника, Эдвига (Eadui) Басана. Эдвиг был монахом в Церкви Христа в Кентербери и одним из самых искусных англосаксонских клириков XI века. Псалтырь Eadui является одной из самых богато декорированных рукописей. Он украшен тремя роскошными золотыми инициалами, обрамленными красочными рамками. В эпилоге псалмов – изображение группы монахов, преподносящих Святому рукопись Правил Святого Бенедикта. Эта иллюстрация может изображать членов собственного сообщества Эдвига, или даже содержать автопортрет самого Эдвига.
Помимо псалмов, рукопись содержит молитвы, гимны и другие религиозные песни, а также календарь и таблицы, показывающие, как рассчитать дату Пасхи. Рукопись, по-видимому, использовалась в течение длительного времени в Кентербери, поскольку в 12-м веке она была дополнена новыми материалами.
Евангелие из Эхтернаха, 7-й в.
Монастырь Эхтернах, ныне находящийся в Люксембурге, был основан нортумбрийским монахом Виллибрордом (658-739) в 698 г. Иллюминированный сборник Евангелий принадлежал монастырю в первой половине 8-го века. Книга художественно оформлена полностью, начиная с самой первой страницы. Перед вступительными словами к каждому Евангелию находятся полностраничные изображения символов, связанных с каждым евангелистом. Даже повреждения в пергаменте были художественно обыграны, например, обведены контуром, напоминающим птиц или животных.
Собрание писем Папы Григория I Великого, 2-я половина 12-го в.
Четыре Евангелия, 1-я четверть 12-го в.
Каноническая таблица, в которой перечислены ссылки на страницы, содержащиеся в каждом из четырех Евангелий, 12-й в.
Семь групп из пяти отрывков, обозначенных римскими цифрами, разделены горизонтальными линиями и представлены в четырех колонках. Известные как Аммонийские разделы, эти ссылки были разработаны философом Аммонием Александрийским в 3-м веке. Каждый столбец возглавляется именем соответствующего Евангелиста (Math[eu]s), Маркуса, Лукаса и Йо [ann]es). Колонны обрамлены и разделены микроархитектурными элементами.
Псалтырь, 1-я четверть 13-го в.
Содержащая 20 полностраничных иллюстраций, эта Псалтырь – одна из самых выдающихся, сохранившихся в Англии. Рукопись, вероятно, была сделана в Оксфорде, так как ее календарь включает ссылку на перевод (или перезахоронение) святой Фридесвиды, покровительницы Оксфорда, в 1180 году. Отсутствие важного события, переноса останков святого Томаса Бекета Кентерберийского в новую святыню в 1220 году, позволяет предположить, что манускрипт был сделан до того, как это произошло. Каждая богато иллюминированная страница содержит две сцены, иллюстрирующие события из жизни Христа. В нескольких сценах представлены свитки с библейскими цитатами, которые дополняют и интерпретируют картины. Это говорит о том, что первоначальный владелец книги мог читать на латыни или просматривать изображения и читать текст с кем-то, кто владел латинским языком.
Hrabanus, дифирамбы Святому Кресту, середина 11-го в.
Стихотворение «Во славу Святого Креста» – творение немецкого богослова и писателя Рабана Мавра (780/781–856), одного из величайших педагогов и ученых эпохи Каролингов. Рабан Мавр известен как прецептор (учитель) Германии, он руководил известной имперской Школой Фульдского аббатства в центральной Германии, а затем стал архиепископом Майнца. Находясь в Фульде, он сочинил это стихотворение. Подобное стихосложение требовало особой интеллектуальной концентрации, поскольку слова здесь «воплощают» и восхваляют крест. Автор стихотворения опирался на античную традицию составления геометрических фигур из слов и фраз.
Иллюминированная псалтырь из Винчестера, 4-ая четверть 11-го в.
Лекторий St Maurus, аббатство Сен-Мор-де-Фоссе, начало 11-го в.
Лекторий St Maurus, аббатство Сен-Мор-де-Фоссе, начало 11-го в.
Лекторий включает в себя уроки (чтение Священных Писаний) для мессы. В этом экземпляре к работе добавлено «Житие святого Мауруса» и проповеди о его чудесах.
Портрет епископа святого Дунстана, 4-я четверть 12-го в.
Святой Дунстан, будучи архиепископом Кентерберийским, руководил реформами короля Эдгара (957/59–75). Портрет архиепископа был написан в Кентербери в соответствии с давней традицией предварять текст изображением его автора. Фигура св. Дунстана, который держит перо и нож для исправления текстов, нарисована на листе, покрытом сусальным золотом. Это изображение – один из самых значительных и ярких портретов в искусстве XII века.
P.S.
Как средневековые художники иллюминировали свои манускрипты? Патрисия Ловетт исследует тайны искусства декорирования рукописей и воспроизводит иллюминированную страницу.
Публикацию подготовила Юлия Митина по материалам Оpen Сulture.
Источник - cameralabs.org
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]