РАРИТЕТНАЯ АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ
---
Какие дома строили в Москве после пожара 1812-го: Деревянный раритет в Малом Власьевском.
В Москве еще остались деревянные дома. Просто удивительно, что в современной столице с ее новой архитектурной политикой, сметающей все на своем пути, сохранились эти «последние из могикан». Они невольно переносят нас в романтические времена старой Москвы и вызывают умиление и нежность. Один из таких домиков пока еще стоит в Малом Власьевском переулке.
Типичный дом массовой застройки
В 1812-м, после знаменитого московского пожара, власти организовали специальную Комиссию о строении Москвы. Руководил ею небезызвестный генерал-губернатор Федор Ростопчин. Кстати, именно его как раз и подозревали в поджоге города.
Комиссия разрабатывала проекты типовых деревянных быстровозводимых зданий, которые в дальнейшем послужили ориентиром для массовой застройки Москвы.
Дом, который чудом сохранился до наших дней.
В их числе – здание, расположенное по адресу: Малый Власьевский переулок (во второй половине XX века – улица Танеевых), д. 5, стр.2. Деревянный дом с мезонином, выстроенный в стиле московского ампира, появился здесь в период между 1816 и 1820 годами. В роли архитекторов, по всей видимости, выступили Вильям Гесте и Луиджи (Алоизий) Руска – оба этих зодчих проектировали дома именно в таком стиле, работая над восстановлением архитектуры Москвы после масштабного пожара. Интересно, что один из архитекторов имел швейцарское, а второй – шотландское происхождение.
Снимок сделан Э.В. Готье-Дюфайе (1913-14 гг.).
Известно, что первым владельцем этого жилого дома был некий П. А. Фёдоров – житель Москвы, принадлежавший к среднему классу. Иными словами, это здание – типичный дом горожанина «послепожаровой» Москвы.
Домик в Малом Власьевском переулке. Худ. Сергей Виноградов, 1920 г.
Особенности архитектуры
На картине начала прошлого века работы художника Виноградова здание изображено голубым. Интересно современное сочетание цветов деревянного дома: на темно-коричневом, почти черном фоне – расположенный под мезонином ярко-белый гипсовый декор. Кстати, такие лепные украшения из гипса, выполненные в стиле ампир, тоже характерны для деревянных построек этой архитектурной эпохи.
Дом с мезонином и гипсовым декором.
Имитация рустовой штукатурки на бревенчатом срубе, львиные маски над окнами, чем-то напоминающие человеческие лица – все это было в те времена очень модно и очень характерно для московского ампира (позднего классицизма), ну а сейчас смотрится необычно и завораживающе.
Львиная морда с человеческим взглядом.
Декоративные элементы фронтона здания по тем временам тоже не были уникальны. Их, как под копирку, изготавливали по уже имеющимся образцам известных мастеров и продавали в массовом количестве.
Лепнина дома в Малом Власьевском, предположительно, сделана по образцам скульптора Гавриила Замараева.
По размерам дом совсем небольшой: длина центрального фасада – 12 метров. Площадь угловых парадных помещений очень мала. Также в здании есть зал и центральные парадные комнаты – побольше. Два входа спроектированы не с центрального, а с боковых фасадов, что очень типично для подобных московских зданий начала XIX века.
Фото начала 1960-х годов.
То, что москвичам позапрошлого века казалось привычным, обыденным, теперь представляет собой историческую и архитектурную ценность.
Домик переносит нас в эпоху Москвы начала позапрошлого века.
Один из немногих сохранившихся в Москве деревянных домов.
Еще с советских времен эту старинную постройку взяло под охрану советское государство. В конце прошлого века здесь размещалась студия Союза художников, затем курсы дизайнеров, а сейчас, по последним данным, в здании тоже работает художественная студия.
Снимок И.Нагайцева, 1987 год.
По крайней мере, отрадно то, что в доме находятся люди, связанные с искусством, а это гарантия того, что к нему будут относиться бережно.
Последний из могикан в современной Москве.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]