Особняк С. П. Рябушинского / Мемориальный Музей-квартира А. М. Горького.
Я уже публиковал репортаж про Особняк С. П. Рябушинского. Но это был фотообход дома снаружи, теперь посмотрим детали его интерьера. Как я уже писал, на зимних каникулах музей был закрыт, а в будни из-за работы не получается его посетить. Поэтому, остаются только выходные. А поскольку, я хотел посетить музей с экскурсией, то сначала записался на нее по телефону. Оказалось, что на ближайшие выходные группы уже составлены и мне пришлось подождать две недели. Да и то, я был последним записавшимся в ту группу. Расписание музея и телефон записи на экскурсию можно увидеть в предыдущей моей публикации про этот красивейший дом.
И так, 9 февраля. Я пришел заранее. Музей открывается с 11:00, экскурсия в 12:00. Вход в музей со двора.
Старинная добротная дверь и увлеченный фотографированием автор отражается в стекле...
Скромная лестница ведущая в домовую молельную комнату. Про эту комнату попозже.
А я сначала посетил другую комнату, что бы ничто не отвлекало от экскурсии и любования прекрасным.
Небольшая комнатка, где расположена касса музея. Небольшое отступление... Когда из Особняка Рябушиниского / Музея Горького выезжали последние родственники Горького, их конкретным пожеланием было условие - они освобождают особняк, но вход в музей навсегда будет бесплатным. С недавнего времени вход стал платным. Сейчас полный взрослый входной билет стоит 300р плюс 300р за экскурсию и еще 100р за фотографирование. И, важно, только наличные. Музей, действительно нуждается в деньгах для поддержания работы и реставрации. От нынешнего государства их ждать... сами понимаете...
Но обо всем выше сказанном тут же забываешь, как только попадаешь в зал с легендарной лестницей-волной и лампой медузой!
Мраморные волны...
Шкафы на заднем плане были поставлены при Максиме Горьком для его огромной книжной коллекции. И да, они, конечно, нарушают общую задумку гениального архитектора Ф. Шехтеля.
Волна ниспадает в низ и образует лавочку. Но сидеть на мраморе холодно. Поэтому, Ф. Шехтель изобрел первый в Москве кондиционер на основе работы каминов. Система эта работала до 1909 г.
Дальше волна падает на "песчаный берег" пола и растекается по комнате....
Ажурная решетка в арке ведущей в гостиную.
Волшебный витраж, который при разном освещении и точке обзора выглядит абсолютно по разному...
Необычные лампы на "шкафах" На самом деле, эти шкафы являются защитными боксами в которых спрятаны стеклянные крылья стрекоз...
Вот, так лампы-стрекозы выглядели раньше. (архивное фото)
Двустворчатые двери главного входа. Не смотря на возраст и то, что раньше не было технологии закаливания стекла, стекла целые и настоящие. Благодаря, прежде всего, конструкции дверных ручек, которые помимо основной функции еще и защищали стекло.
Мозаика пола с волнообразно расходящимися полукругами продолжает тему морской стихии.
Все детали интерьера и мебели разработаны тоже Ф. Шехтелем. Даже такие утилитарные вещи, как вешалки.
Кстати, когда Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, ученый и меценат заказывал особняк, то он дал практически полную свободу творчества великому архитектору, а еще неограниченный бюджет.
Очень мне понравилась фурнитура на окнах и дверях
Про ручки дверей главного входа я уже рассказал...
Смотрим другие... А они у каждой двери индивидуальные...
И сами двери очень красивы...
Потолок в парадной мужской гостиной Рябушинских, где гости играли в карты.
Видел на фото эти цветочки, но только в живую понял, что это.
Комната как бы под водой, а потолок водная гладь и на ней растут водные растения...
Самая большая комната - гостиная (столовая) с огромным окном.
Реставраторы очистили часть стены с оригинальным рисунком.
Окно в комнату, которая служила парадным кабинетом и Рябушинскому, и Горькому.
Подоконник этого окна с цветком, а рядом непонятного назначения деревянная конструкция. Предположения, что это система вентиляции или холодильник не подтвердились. Никакого функционала она не несет, только эстетика.
Витраж
Небольшое окошко. Кстати, толщина внешних стен 1-1,20м, а внутренних 80см.
Коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, нэцкэ собранная Максимом Горьким. Сегодня это одна из лучших коллекций нэцкэ в мире.
Коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, нэцкэ собранная Максимом Горьким. Сегодня это одна из лучших коллекций нэцкэ в мире.
Разумеется, копия, но очень талантливо сделанная.
Люстра в кабинете, как и в других комнатах, так же, сделана по проекту Ф. Шехтеля
Витражи....
Пытаюсь сфотографировать светильник-медузу...
Точнее, это снизу она медуза, а сверху вполне себе, черепаха.
Необычный кубический светильник на фоне округлых и волнообразных форм...
Стеклянный потолок...
Витраж с дверью, а за ним проход между комнат.. Ограда балкона мне напоминает сову, а кому-то рыбью чешую... А Вы что видите?
Мраморная волна.... В этом месте, к счастью, нет книжных шкафов.
Красивая дверь где были расположены покои, детская, будуар, ванна.... Сейчас там покоятся музейные фонды.
Оригинальные ручки скреплены пластилиновой печатью...
Добро и зло. Саламандр, олицетворяющих зло, и прекрасные чистые лилии - Добро на капители колонны.
Комнату на втором этаже когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Сейчас расположена экспозиция, посвященная жизни Горького. На фото картина, которая особенно нравилась писателю. Кстати, для западных читателей Горький стоит в одном ряду с Толстым и Достоевским, а у нас он прежде всего Буревестник революции. Гид рассказала, что в музее 4 раза был Пьер Карден. И естественно, она думала, что он будет, как дизайнер интересоваться обстановкой особняка, но нет, модельер интересовался именно всем связанным с великим писателем.
Вид из открытого окна особняка на флигель усадьбы Рябушинского.
Также, в особняке расположена уникальная старообрядческая молельня, в оформлении которой использованы христианские символы и символы модерна.