Парменид: булькает или не булькает?
---
В прошлом посте мы поговорили о Пифагоре - человеке, которого все мы привыкли считать пушистым зайчиком, но который в реальности был помесью хитрой ЗМЕИ, бесстрашного ЛЬВА и сумасшедшего ЕНОТА (см. https://andeadd.livejournal.com/1633778.html).
Сегодня мы рассмотрим другого, не менее интересного древнегреческого персонажа - Парменида, которого ФОТОГРАФИЧЕСКИ точно (как и Пифагора) нарисовала Человек-Художник radugaw.
* * *
Парменид славен тем, что выдвинул тезис, который поражает, с одной стороны, своей ИЗДЕВАТЕЛЬСКОЙ простотой, а с другой - невероятной глубиной.
Тезис такой: "Бытие есть, небытия нет".
Согласитесь, звучит довольно тупо. Примерно так же, как "Черное - значительно чернее белого", "Верх - это вам, блн, не низ!" или "Волк - хищник, а заяц - нифига".
Сам Парменид обосновывал своё заявление так:
- Вот некоторые мои сограждане пытаются мыслить о небытии. Но мыслить можно только о ЧЁМ-ТО. Иначе парадокс получается. Тот, кто мыслит о небытии, как бы говорит: "Есть то, чего нет, и я о нём размышляю и даже делаю какие-то выводы". Согласитесь, это чистой воды шизофрения. Поэтому давайте не будем заниматься херней и признаем простую вещь: небытия НЕТ, на то оно и небытие.
Из этого Парменид выводил далеко идущие и ОЧЕНЬ интересные следствия.
Например, насчёт времени. Нам кажется, что прошлого нет - оно кануло в небытие, и будущего нет - оно ещё не родилось из небытия. Но если небытия НЕТ, значит, прошлому и будущему быть тупо НЕГДЕ. Они, может быть, и рады бы прятаться в небытии, но его не существует!
Соответственно, то, что мы называем "прошлым" и "будущим" - просто ГЛЮК нашего восприятия.
То же и с пространством. Нам кажется, что оно наполнено разнообразными объектами, которые исчезают и рождаются, но им НЕОТКУДА рождаться и НЕКУДА исчезать. Соответственно, НЕОДНОРОДНОСТЬ и динамичность бытия - это тоже глюк восприятия.
Отсюда Парменид делал вывод: бытие представляет собой безначальный (ибо он не мог возникнуть из НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО небытия) и вечный (ибо он не может в НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМ небытии исчезнуть), статичный, неизменный ШАР, внутри которого никогда ничего не происходит. Вся "динамика" окружающего нас мира - как временнАя, так и пространственная - это просто собачий бред и белая горячка.
Но самое прекрасное даже не сама эта теория (которую и сегодня не так легко опровергнуть), а ответ Парменида на неизбежный вопрос, который ему задавали миллион раз:
- Вот ты говоришь, что нет времени и нет пространства, и нет никакого движения и никаких изменений. Но я же ЧУВСТВУЮ, я же ВИЖУ, что всё вокруг рождается и умирает, летает и бегает, цветёт и жужжит, строится и ломается, булькает и скрипит, греет и морозит. Как с этим быть?
Парменид отвечал на это:
- Друзья, постичь истину может только РАЗУМ. Чувства не имеют к истинному положению дел ВООБЩЕ никакого отношения. Чувства ПРЕДЕЛЬНО субъективны. Поэтому то, что вы видите, слышите и ощущаете - ВООБЩЕ НИХРЕНА НЕ ЗНАЧИТ. Чувства не могут являться основанием для истинного знания. Я вам неопровержимо доказал, что бытие СТАТИЧНО, вечно и неизменно, то есть никто не рождается и не умирает, не летает и не бегает, не цветёт, не жужжит и тем более не булькает - значит, так оно и есть. Даже если вам (и мне) чувства говорят обратное.
* * *
В принципе, эта схема диалога успешно воспроизводится до сих пор, то бишь уже 2500 лет.
Свежайший пример вы все видели - мегадискуссия о соционике, которая захватила весь жж в последние дни.
- Я успешно применяю соционику и вижу, что она работает.
- Неважно, что вы видите. Она не может работать, так как мой РАЗУМ не видит доказательств её работы.
- Но работает же.
- Если мой разум говорит, что она не работает, значит, так и есть. А вам просто КАЖЕТСЯ.
Тут штука в том, что если кто-то уверен, что соционика людям КАЖЕТСЯ, то надо идти до конца и в соответствии с заветами Парменида признать, что нам КАЖЕТСЯ весь окружающий нас мир.
Но, ребята, это же так печально - когда никто не жужжит, не булькает, не летает и... не типирует.
Сегодня мы рассмотрим другого, не менее интересного древнегреческого персонажа - Парменида, которого ФОТОГРАФИЧЕСКИ точно (как и Пифагора) нарисовала Человек-Художник radugaw.
* * *
Парменид славен тем, что выдвинул тезис, который поражает, с одной стороны, своей ИЗДЕВАТЕЛЬСКОЙ простотой, а с другой - невероятной глубиной.
Тезис такой: "Бытие есть, небытия нет".
Согласитесь, звучит довольно тупо. Примерно так же, как "Черное - значительно чернее белого", "Верх - это вам, блн, не низ!" или "Волк - хищник, а заяц - нифига".
Сам Парменид обосновывал своё заявление так:
- Вот некоторые мои сограждане пытаются мыслить о небытии. Но мыслить можно только о ЧЁМ-ТО. Иначе парадокс получается. Тот, кто мыслит о небытии, как бы говорит: "Есть то, чего нет, и я о нём размышляю и даже делаю какие-то выводы". Согласитесь, это чистой воды шизофрения. Поэтому давайте не будем заниматься херней и признаем простую вещь: небытия НЕТ, на то оно и небытие.
Из этого Парменид выводил далеко идущие и ОЧЕНЬ интересные следствия.
Например, насчёт времени. Нам кажется, что прошлого нет - оно кануло в небытие, и будущего нет - оно ещё не родилось из небытия. Но если небытия НЕТ, значит, прошлому и будущему быть тупо НЕГДЕ. Они, может быть, и рады бы прятаться в небытии, но его не существует!
Соответственно, то, что мы называем "прошлым" и "будущим" - просто ГЛЮК нашего восприятия.
То же и с пространством. Нам кажется, что оно наполнено разнообразными объектами, которые исчезают и рождаются, но им НЕОТКУДА рождаться и НЕКУДА исчезать. Соответственно, НЕОДНОРОДНОСТЬ и динамичность бытия - это тоже глюк восприятия.
Отсюда Парменид делал вывод: бытие представляет собой безначальный (ибо он не мог возникнуть из НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО небытия) и вечный (ибо он не может в НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМ небытии исчезнуть), статичный, неизменный ШАР, внутри которого никогда ничего не происходит. Вся "динамика" окружающего нас мира - как временнАя, так и пространственная - это просто собачий бред и белая горячка.
Но самое прекрасное даже не сама эта теория (которую и сегодня не так легко опровергнуть), а ответ Парменида на неизбежный вопрос, который ему задавали миллион раз:
- Вот ты говоришь, что нет времени и нет пространства, и нет никакого движения и никаких изменений. Но я же ЧУВСТВУЮ, я же ВИЖУ, что всё вокруг рождается и умирает, летает и бегает, цветёт и жужжит, строится и ломается, булькает и скрипит, греет и морозит. Как с этим быть?
Парменид отвечал на это:
- Друзья, постичь истину может только РАЗУМ. Чувства не имеют к истинному положению дел ВООБЩЕ никакого отношения. Чувства ПРЕДЕЛЬНО субъективны. Поэтому то, что вы видите, слышите и ощущаете - ВООБЩЕ НИХРЕНА НЕ ЗНАЧИТ. Чувства не могут являться основанием для истинного знания. Я вам неопровержимо доказал, что бытие СТАТИЧНО, вечно и неизменно, то есть никто не рождается и не умирает, не летает и не бегает, не цветёт, не жужжит и тем более не булькает - значит, так оно и есть. Даже если вам (и мне) чувства говорят обратное.
* * *
В принципе, эта схема диалога успешно воспроизводится до сих пор, то бишь уже 2500 лет.
Свежайший пример вы все видели - мегадискуссия о соционике, которая захватила весь жж в последние дни.
- Я успешно применяю соционику и вижу, что она работает.
- Неважно, что вы видите. Она не может работать, так как мой РАЗУМ не видит доказательств её работы.
- Но работает же.
- Если мой разум говорит, что она не работает, значит, так и есть. А вам просто КАЖЕТСЯ.
Тут штука в том, что если кто-то уверен, что соционика людям КАЖЕТСЯ, то надо идти до конца и в соответствии с заветами Парменида признать, что нам КАЖЕТСЯ весь окружающий нас мир.
Но, ребята, это же так печально - когда никто не жужжит, не булькает, не летает и... не типирует.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]