Губернаторы возвращаются в соцсети. Обзор аккаунтов глав регионов
---
Фонд «Петербургская политика» представляет обзор «Губернаторы возвращаются в соцсети».
Продвижение российских политиков в социальных сетях прошло несколько этапов.
Первый был характерен для второй половины нулевых – начала десятых годов. Общее развитие социальных сетей, подчеркнутое внимание к ним и к Интернету со стороны первых лиц государства породили первую волну активности.
Для второго этапа (2012-2017 годы) были характерны некоторое дистанцирование высших чиновников от Интернета, общая подозрительность к излишнему «спрямлению» коммуникации, рискам утраты властью статуса и лица вследствие возникновения разнообразных казусов и девайсозависимости высших чиновников в ущерб основной деятельности. Активность в социальных сетях сохранялась, но была в большей мере уделом энтузиастов.
На третьем этапе интерес к деятельности глав регионов вновь усилился. В преддверии президентских выборов 2018 года увеличилось внимание к максимальному вовлечению интернет-аудитории и молодежи – в частности, губернаторов побуждали публиковать фотографию своего голосования на избирательном участке, чтобы привлечь к выборам новые категории граждан.
В конце 2018 года появились сообщения, что работа в социальных сетях может стать одним из критериев эффективности (KPI) региональных администраций. А в феврале 2019 года на форуме в Сочи в ходе одного из диалогов премьер Дмитрий Медведев вновь проявил интерес к работе глав регионов в соцсетях, тем самым окончательно «политически реабилитировав» соответствующую работу. Своеобразным ответом на это стала гиперактивность глав регионов по размещению постов с Сочинского форума в социальных сетях.
Такое возвращение выглядит вполне органично и с учетом наблюдаемых в 2018-2019 годах колебаний в настроениях общественного мнения, и в связи с приходом на руководящие посты в регионах все большего числа представителей интернет-активных поколений, в глазах которых активность в социальных сетях является естественным продолжением текущей жизни, а не избыточным обременением.
Кроме того, для части глав регионов концентрация на работе в социальных сетях позволяет отказаться от прежних затрат на государственную поддержу местных средств массовой информации, авторитет и востребованность которых нередко снижаются из-за изменения информационных привычек пользователей. К 2019 году ключевым каналом активности оказался Instagram: в нем завели аккаунты подавляющее большинство из присутствующих в социальных сетях глав регионов.
При этом целеполагание присутствия в сетях у глав регионов часто не сформулировано. В одних случаях акцент делается на личное позиционирование – максимальное количество собственных фотографий, преимущественно в деловой атмосфере. В других – соцсети по сути лишь визуализируют контент, опубликованный на официальном сайте администрации. В редких случаях главы регионов делают ставку на создание коммуникационной площадки – либо напрямую с жителями региона, либо через подключение к их жалобам аккаунтов профильных ведомств.
Наконец, часть губернаторов стремится сделать «идеальный» аккаунт, пытаясь прежде всего соблюдать требования к оформлению и визуализации контента. Встречаются и случаи делегирования ведения аккаунтов своим помощникам и пресс-службам, что при отсутствии критической обратной связи может приводить к постепенной деградации контента.
Отношение к комментариям пользователей тоже неодинаково. Можно выделить несколько типов реагирования: 1) удаление негативных комментариев, 2) игнорирование негативных комментариев, 3) организация троллинга критиков, 4) личный ответ губернатора с разъяснением, 5) подключение профильных чиновников и их служб (в том числе через публичные ответы из их аккаунтов). Не выработалось общей модели приема жалоб: если на странице Артура Парфенчикова (Карелия) рекомендуется обращаться с жалобами только через личные сообщения, то Вадим Шумков (Курганская область), наоборот, предлагает обсуждать возникающие проблемы в публичных комментариях.
Отсутствие единых требований к аккаунтам губернаторов в социальных сетях является сегодня позитивным моментом, открывает возможности для творчества, импровизации, уникального позиционирования как главы, так и региона. В то же время налицо потребность в рефлексии и сравнении полученного опыта работы в соцсетях и путях дальнейшего развития коммуникации.
В 2018-2019 годах появились попытки уйти от подчеркнутого селфи-позиционирования или навязывания пользователям собственной повестки к обратной связи с жителями через инструментов онлайн-конференций и прямых линий непосредственно в социальных сетях (Пермский край, Ленинградская область). Поиск баланса между самопрезентацией и трансформацией аккаунтов в один из механизмов управления социально-политическими и управленческими рисками станет, скорее всего, одной из ключевых задач 2019 года в условиях нестабильности рейтингов власти.
Ниже представлены результаты изучения экспертами Фонда аккаунтов глав регионов в социальных сетях. По итогам мониторинга аккаунты разбиты на 5 категорий с точки зрения интересности, оригинальности, пользовательского комфорта и соответствия аккаунтов формату социальных сетей. Внутри каждой из категорий губернаторы отсортированы по номерам субъектов Федерации, без разбивки по местам.
Мы будем признательны за любые уточнения и дополнения, касающиеся адресов социальных сетей глав регионов.
Подготовлено фондом "Петербургская политика" совместно с "Давыдов.Индекс"
Полный текст доклада опубликован на сайте Фонда, а также на сайте "Давыдов.Индекс".
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Продвижение российских политиков в социальных сетях прошло несколько этапов.
Первый был характерен для второй половины нулевых – начала десятых годов. Общее развитие социальных сетей, подчеркнутое внимание к ним и к Интернету со стороны первых лиц государства породили первую волну активности.
Для второго этапа (2012-2017 годы) были характерны некоторое дистанцирование высших чиновников от Интернета, общая подозрительность к излишнему «спрямлению» коммуникации, рискам утраты властью статуса и лица вследствие возникновения разнообразных казусов и девайсозависимости высших чиновников в ущерб основной деятельности. Активность в социальных сетях сохранялась, но была в большей мере уделом энтузиастов.
На третьем этапе интерес к деятельности глав регионов вновь усилился. В преддверии президентских выборов 2018 года увеличилось внимание к максимальному вовлечению интернет-аудитории и молодежи – в частности, губернаторов побуждали публиковать фотографию своего голосования на избирательном участке, чтобы привлечь к выборам новые категории граждан.
В конце 2018 года появились сообщения, что работа в социальных сетях может стать одним из критериев эффективности (KPI) региональных администраций. А в феврале 2019 года на форуме в Сочи в ходе одного из диалогов премьер Дмитрий Медведев вновь проявил интерес к работе глав регионов в соцсетях, тем самым окончательно «политически реабилитировав» соответствующую работу. Своеобразным ответом на это стала гиперактивность глав регионов по размещению постов с Сочинского форума в социальных сетях.
Такое возвращение выглядит вполне органично и с учетом наблюдаемых в 2018-2019 годах колебаний в настроениях общественного мнения, и в связи с приходом на руководящие посты в регионах все большего числа представителей интернет-активных поколений, в глазах которых активность в социальных сетях является естественным продолжением текущей жизни, а не избыточным обременением.
Кроме того, для части глав регионов концентрация на работе в социальных сетях позволяет отказаться от прежних затрат на государственную поддержу местных средств массовой информации, авторитет и востребованность которых нередко снижаются из-за изменения информационных привычек пользователей. К 2019 году ключевым каналом активности оказался Instagram: в нем завели аккаунты подавляющее большинство из присутствующих в социальных сетях глав регионов.
При этом целеполагание присутствия в сетях у глав регионов часто не сформулировано. В одних случаях акцент делается на личное позиционирование – максимальное количество собственных фотографий, преимущественно в деловой атмосфере. В других – соцсети по сути лишь визуализируют контент, опубликованный на официальном сайте администрации. В редких случаях главы регионов делают ставку на создание коммуникационной площадки – либо напрямую с жителями региона, либо через подключение к их жалобам аккаунтов профильных ведомств.
Наконец, часть губернаторов стремится сделать «идеальный» аккаунт, пытаясь прежде всего соблюдать требования к оформлению и визуализации контента. Встречаются и случаи делегирования ведения аккаунтов своим помощникам и пресс-службам, что при отсутствии критической обратной связи может приводить к постепенной деградации контента.
Отношение к комментариям пользователей тоже неодинаково. Можно выделить несколько типов реагирования: 1) удаление негативных комментариев, 2) игнорирование негативных комментариев, 3) организация троллинга критиков, 4) личный ответ губернатора с разъяснением, 5) подключение профильных чиновников и их служб (в том числе через публичные ответы из их аккаунтов). Не выработалось общей модели приема жалоб: если на странице Артура Парфенчикова (Карелия) рекомендуется обращаться с жалобами только через личные сообщения, то Вадим Шумков (Курганская область), наоборот, предлагает обсуждать возникающие проблемы в публичных комментариях.
Отсутствие единых требований к аккаунтам губернаторов в социальных сетях является сегодня позитивным моментом, открывает возможности для творчества, импровизации, уникального позиционирования как главы, так и региона. В то же время налицо потребность в рефлексии и сравнении полученного опыта работы в соцсетях и путях дальнейшего развития коммуникации.
В 2018-2019 годах появились попытки уйти от подчеркнутого селфи-позиционирования или навязывания пользователям собственной повестки к обратной связи с жителями через инструментов онлайн-конференций и прямых линий непосредственно в социальных сетях (Пермский край, Ленинградская область). Поиск баланса между самопрезентацией и трансформацией аккаунтов в один из механизмов управления социально-политическими и управленческими рисками станет, скорее всего, одной из ключевых задач 2019 года в условиях нестабильности рейтингов власти.
Ниже представлены результаты изучения экспертами Фонда аккаунтов глав регионов в социальных сетях. По итогам мониторинга аккаунты разбиты на 5 категорий с точки зрения интересности, оригинальности, пользовательского комфорта и соответствия аккаунтов формату социальных сетей. Внутри каждой из категорий губернаторы отсортированы по номерам субъектов Федерации, без разбивки по местам.
Мы будем признательны за любые уточнения и дополнения, касающиеся адресов социальных сетей глав регионов.
Подготовлено фондом "Петербургская политика" совместно с "Давыдов.Индекс"
Полный текст доклада опубликован на сайте Фонда, а также на сайте "Давыдов.Индекс".
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]