Благородная свекровь и ее неблагодарные королевские родственнички
---
Семейный портрет Фредерика Генриха и его семьи
Отношение свекровей со снохами и их родственниками бывают «интересными» и «содержательными» не только в анекдотах и не только в нашей обычной повседневности. Богатым тоже бывает несладко. Особенно, когда складывается такая ситуация, что сноха – из очень гордого и знатного, да что там, королевского рода, а свекровь – так себе, какая-то там бывшая фрейлина, выскочка, но зато богатая. Вот только знатность с родовитостью и благородство поступков – качества не всегда сочетающиеся.
В роли благородной свекрови в этой небольшой истории из жизни Голландии и Англии середины XVII века у нас выступит Амалия ван Сольмс, «милостью Божией принцесса Оранская», как она сама себя называла в письмах. Амалия из простых фрейлин стала женой принца Оранского Фредерика Генриха, отказавшись для начала стать его любовницей. В результате Фредерик Генрих на ней женился и не прогадал, потому что Амалия стала его верной помощницей и опорой. А потом делала все для своего внука - Вильгельма III Оранского, того самого, который станет английским королем после «Славной Революции». Но это будет потом.
Амалия ван Сольмс, принцесса Оранская
А вот со снохой Амалии не повезло. Мария Генриетта Стюарт была старшей дочерью английского короля Карла I Стюарта. И неважно, что к тому моменту, когда Princesse Royale оказалась в Гааге, дела английского короля были совсем плохими и Мэри, если честно, спихнули в богатую семью, свекровь все равно должна была называть молоденькую соплячку «Мадам», даже пока был жив ее муж, принц Оранский. В общем, отношения в семье были «высокие». Но и об этом в другой раз, потому что сейчас речь пойдет именно о благородстве поступков.
Мария Генриетта Стюарт
Итак, в один прекрасный день в Англии ушел в мир иной Оливер Кромвель. И вскоре в парламенте поняли, что самое правильное – вернуть назад в страну Стюартов, потому что должен же кто-то стоять над схваткой тех, кто делит деньги. Так как Карла I больше не было, у него отделили голову от остального тела, вспомнили про его старшего сына и наследника – Карла II, который, кстати, жил на тот момент, можно сказать, в гостях у нашей Амалии или у сестры Мэри, что впрочем, почти одно и то же, в Бреде.
Карл II, король Англии, "августейший мастер ловкого выживания"
Ну так вот Карл II уехал в Англию, чтобы стать там королем. Следом туда же поехала и его сестра Мария Генриетта, по всей видимости, планируя больше никогда не возвращаться к своей богатой, но не изящной, а приземленной свекрови. Впрочем, дела и Мэри пошли не очень хорошо – она заболела оспой и ушла в иной мир всего в 29 лет (ее муж сгорел от все той же оспы вообще в 24 года).
И вот тут собственно и начинается наша история. Надо отметить, что хотя Мэри постоянно выделывалась своим происхождением перед безродной по сравнению с ней Амалией, реальность была такова, что приданое, которое Стюарты обещали дать за своей старшей дочерью, так никогда и не заплатили.
Следом Амалия неожиданно для себя узнала, что Мэри оставила завещание, по которому все свое состояние передавала матери – Генриетте Марии. Родной сын – Вильгельм III Оранский был вообще в завещании любимой матушки не упомянут!!!
Генриетта Мария Стюарт после Реставрации и признания Карла II английским королем
Но это дела наследственные – квартирный вопрос испортил не только москвичей. Самое интересное даже не это, а то, что Мэри наделала кучу долгов, как и положено принцессе королевской крови. Долги составляли более чем приличную сумму в 208 000 фунтов.
Так вот наследники по завещанию принцессы Мэри – а это были королева-мать Генриетта Мария (кстати, вообще по рождению француженка, младшая дочь короля Генриха IV и сестра Людовика XIII), король Карл II и его младший брат Яков, герцог Йорский, эти долги платить не стали!!!
Они просто взяли и отправили все неоплаченные счета… Амалии, принцессе Оранской, опекунше Вильгельма III, которого мать в завещании не упомянула. Правильно, принцесса Оранская – богатая, вот пусть она и платит. Не английскому же королю платить, в самом деле!
Что интересно, когда Государственный совет предложил Амалии начать тяжбу, потребовать выплатить долги, например, из ренты с невыплаченного приданого, та не согласилась, а нашла все деньги, сколько требовалось и оплатила долги своей невестки. Потому что имя принцев Оранских должно было быть незапятнанным. Вот такая была свекровь…
Вот и подумаешь, кто в реальности благороднее – безродная фрейлина, ставшая принцессой «милостью Божией» или потомки самых знатных королевских родов…
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]