Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице. 1374 г.
---
…Изумляя переливами полутонов, завораживая игрой полусвета с полутенями, перемежающимися с черными провалами узких окон и диковинной формы каменным рельефом, стоит посреди уютной лужайки древняя церковь Спаса-на-Ильине...
Ни единого цветного пятна не положив на фасад, Мастер сотворил ярчайшее Чудо, сравниться с которым не под силу огромному количеству архитектурных памятников, появившихся на Российских просторах в последующие века.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода Великого.
Города Великой Истории и Величайшей Архитектуры, образцы которой, чудом уцелевшие в безумии последней войны, составляют золотой архитектурный фонд России. Города, на осмотр архитектурного наследия которого заезжим туристам отводится в лучшем случае световой день, а в худшем – 15 минут на объект…И это тоже – безумие.
Ильина улица – одна из самых старых новгородских улиц, сохранивших своё историческое, исконное название. Перейдя по пешеходному мосту от Кремля через Волхов, идите прямо, никуда не сворачивая, внимательно глядя по сторонам – на этом маршруте есть на что обратить внимание, чтобы после визита к Спасу-на-Ильине вернуться обратно для подробного осмотра. По прямой, минуя храмы Ярославова дворища и перейдя через Большую Московскую улицу, вы как раз окажетесь на Ильиной улице – тихой, симпатичной и зеленой.
От моста до храма - 15 минут пешком. На след. фото – северный фасад Спаса-на-Ильине, справа вдали – Знаменский собор (1682-1688 гг).
Собор сейчас находится в безобразном состоянии, закрыт для осмотра, а по стилю совершенно нетипичен для Новгорода, резко контрастируя с рядом стоящим храмом Спаса Преображения.
Памятуя о перемещении дневного светила по небосводу, можно подгадать время суток, наиболее удачное для обзора каждого из четырех фасадов церкви Спаса Преображения – за исключением, пожалуй, северного, закономерно обделённого солнцем.
Вот с него мы и начнём подробный осмотр сего архитектурного новгородского дива, одновременно знакомясь с его историей.
Церковь Спаса Преображения давно перешагнула шестивековой рубеж – возраст построенного в 1374 году здания составляет (вдумайтесь только!) две трети от тысячелетия.
Выстояв во многочисленных пожарах и войнах, чуть было не рассыпавшись от ветхости к концу XIX века, за последние полтора столетия здание подверглось нескольким масштабным реставрациям, в результате которых был возвращён и сохранён его исторический облик.
В ходе реставрации 1950-х гг на северном фасаде была обнаружена и раскрыта заложенная ранее знаменитая ”пятичастная композиция”, фирменный декоративный элемент новгородского зодчества, состоящий из трех окон и двух ниш, окантованных криволинейной бровкой (центральное северное окно оставили нераскрытым):
Ту же группу мы увидим на южном фасаде (на след. фото): церковь Спаса-на-Ильине – первая постройка, на которой она появилась.
Она же присутствует на ряде других храмов Новгорода Великого (к их осмотру мы приступим впоследствии).
Изначально квадратный в плане четверик имел западную пристройку-притвор (обозначен пунктиром):
Над притвором возвышалась двухпролётная звонница, изображение которой (вместе с изображением самого храма) и поныне можно увидеть в правом верхнем углу древней иконы ”Битва новгородцев с суздальцами”, написанной около 1460 г, её фрагмент на след. фото:
Древний притвор был разобран при ремонте в 1880-х гг, вместо него был сооружён новый придел с колокольней:
Вновь отстроенный придел был ликвидирован при реставрации в 1936 году, а когда в послевоенные годы приступили к ремонту изрядно пострадавшего здания, высказывалось предложение о воссоздании притвора – не получившее единогласной поддержки. След. фото – западный фасад, август 2018 г:
На западном фасаде от древней пристройки осталась ”метка” – незаштукатуренный выявленный след от его сводчатого покрытия:
На многих новгородских памятниках сделан “экспозиционный зондаж”, очень любопытная вещь, когда старинные элементы здания, раскрытые в ходе реставрационных работ, сохраняют для осмотра (мы еще не один раз с этим столкнёмся). И лопатки западного фасада Спаса-на-Ильине не дотягиваются до поверхности земли – их нижняя оконечность указывает на уровень кровли изначального притвора.
Над западным порталом – фреска Богоматери с Младенцем, предположительно написанная в 1378 г, одновременно с росписью интерьеров.
И – детали. Закладные кресты, окна, ниши, ...
...сочетание впадин, уступов, прямых и плавных линий.
Вся эта каменная роскошь особенно ярко выглядит при боковом освещении. Переходим на южный фасад под утренним солнцем, оно с юго-востока.
Думаю, что в процессе строительства зодчий брал в расчёт смену угла падения солнечных лучей в течение дня – в зависимости от этого меняется линия теней, очерчивая те или иные детали фасадов.
Эффект потрясающий.
Монохромное здание, благодаря лишь хорошо продуманной игре света и тени, визуально получает чёткий графический рисунок, естественную иллюзорную отточенность линий, ассимметрию при симметричности, выразительность и нежное изящество, вопреки почти кубическим пропорциям.
И разумеется, закладные кресты – они повсюду, одни из самых впечатляющих деталей новгородских храмов.
Загадочные и таинственные, разных форм и пропорций, гладкие и резные, едва различимые в толще стены и ясно читающиеся.
Про кресты нужно делать отдельный пост – столько их накопилось за время поездок.
Конечно, смотреть на это великолепие желательно в солнечную погоду – коей в Новгороде (как и в Питере) не в избытке. Но лето-2018 выдалось исключительно ясным – пользуясь чем, делюсь радостью увиденного с читателямиJ
При комплексной послевоенной реставрации были обнаружены остатки первоначального трехлопастного покрытия храма, изменённого к середине XVI века на восьмискатное. Так что наш красавец-храм изначально имел еще и самую красивую (на мой взгляд) многолопастную форму завершения. Иными словами, был просто неотразим. Барабан один чего стоит:
В последнюю войну окна на барабане, превращённом в наблюдательный пункт, были расширены под амбразуры – безвозвратно пострадали фрески XIV века.
Восточная часть – алтарная апсида, пониженная относительно высоты четверика.
Наверху ряд узких нишек, обведённых валиковыми разводами. Под ними – окна, три из пяти выделены бровками, возможно, потому что когда-то выходили на ”красную линию” улицы.
Киот для фрески, укрыт стеклом.
На стенах – стрельчатые (привет готике!) и арочные ступенчатые нишки.
Вы ведь заметили, какая расстекловка в новгородских храмах – три круглых или (реже) прямоугольных отверстия, расположенных по вертикали друг под другом.
Храм – четырёхстолпный.
В западной части расположены хоры в виде деревянного настила, соединяющего два небольших помещения-”каморы”.
Северная ”камора” – Троицкий придел, южная – придел Козьмы и Дамиана.
На хоры ведет узкая лестница, расположенная внутри западной стены – вдвоём не разойтись, дающая прекрасную возможность оценить воочию впечатляющую толщину стен здания.
На хорах всегда многолюдно – а потому тесно – и сверху отлично виден интерьер.
И куда-то ввысь уходит еще одна лестница, недоступная для простых смертных – наверное, с неё до небес достучаться можно:
Интерьеры новгородской церкви Спаса Преображения расписаны в 1378 году – приглашенным специально для этой цели изографом-византийцем Феофаном Греком.(След. фото – Архангел Гавриил:)
На сегодняшний день фрески кисти Феофана Грека сохранились лишь здесь – и один этот факт стоит того, чтобы посетить сей храм. (След. фото – ”Ветхозаветная Троица”:)
Подробнее о росписях расскажем в следующей публикации – с летописными свидетельствами, мнением Игоря Грабаря, сюжетами и рассказом о реставрации…(След. фото - "Спас Вседержитель":)
(Продолжение следует…)
Ни единого цветного пятна не положив на фасад, Мастер сотворил ярчайшее Чудо, сравниться с которым не под силу огромному количеству архитектурных памятников, появившихся на Российских просторах в последующие века.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода Великого.
Города Великой Истории и Величайшей Архитектуры, образцы которой, чудом уцелевшие в безумии последней войны, составляют золотой архитектурный фонд России. Города, на осмотр архитектурного наследия которого заезжим туристам отводится в лучшем случае световой день, а в худшем – 15 минут на объект…И это тоже – безумие.
Ильина улица – одна из самых старых новгородских улиц, сохранивших своё историческое, исконное название. Перейдя по пешеходному мосту от Кремля через Волхов, идите прямо, никуда не сворачивая, внимательно глядя по сторонам – на этом маршруте есть на что обратить внимание, чтобы после визита к Спасу-на-Ильине вернуться обратно для подробного осмотра. По прямой, минуя храмы Ярославова дворища и перейдя через Большую Московскую улицу, вы как раз окажетесь на Ильиной улице – тихой, симпатичной и зеленой.
От моста до храма - 15 минут пешком. На след. фото – северный фасад Спаса-на-Ильине, справа вдали – Знаменский собор (1682-1688 гг).
Собор сейчас находится в безобразном состоянии, закрыт для осмотра, а по стилю совершенно нетипичен для Новгорода, резко контрастируя с рядом стоящим храмом Спаса Преображения.
Памятуя о перемещении дневного светила по небосводу, можно подгадать время суток, наиболее удачное для обзора каждого из четырех фасадов церкви Спаса Преображения – за исключением, пожалуй, северного, закономерно обделённого солнцем.
Вот с него мы и начнём подробный осмотр сего архитектурного новгородского дива, одновременно знакомясь с его историей.
Церковь Спаса Преображения давно перешагнула шестивековой рубеж – возраст построенного в 1374 году здания составляет (вдумайтесь только!) две трети от тысячелетия.
Выстояв во многочисленных пожарах и войнах, чуть было не рассыпавшись от ветхости к концу XIX века, за последние полтора столетия здание подверглось нескольким масштабным реставрациям, в результате которых был возвращён и сохранён его исторический облик.
В ходе реставрации 1950-х гг на северном фасаде была обнаружена и раскрыта заложенная ранее знаменитая ”пятичастная композиция”, фирменный декоративный элемент новгородского зодчества, состоящий из трех окон и двух ниш, окантованных криволинейной бровкой (центральное северное окно оставили нераскрытым):
Ту же группу мы увидим на южном фасаде (на след. фото): церковь Спаса-на-Ильине – первая постройка, на которой она появилась.
Она же присутствует на ряде других храмов Новгорода Великого (к их осмотру мы приступим впоследствии).
Изначально квадратный в плане четверик имел западную пристройку-притвор (обозначен пунктиром):
Над притвором возвышалась двухпролётная звонница, изображение которой (вместе с изображением самого храма) и поныне можно увидеть в правом верхнем углу древней иконы ”Битва новгородцев с суздальцами”, написанной около 1460 г, её фрагмент на след. фото:
Древний притвор был разобран при ремонте в 1880-х гг, вместо него был сооружён новый придел с колокольней:
Вновь отстроенный придел был ликвидирован при реставрации в 1936 году, а когда в послевоенные годы приступили к ремонту изрядно пострадавшего здания, высказывалось предложение о воссоздании притвора – не получившее единогласной поддержки. След. фото – западный фасад, август 2018 г:
На западном фасаде от древней пристройки осталась ”метка” – незаштукатуренный выявленный след от его сводчатого покрытия:
На многих новгородских памятниках сделан “экспозиционный зондаж”, очень любопытная вещь, когда старинные элементы здания, раскрытые в ходе реставрационных работ, сохраняют для осмотра (мы еще не один раз с этим столкнёмся). И лопатки западного фасада Спаса-на-Ильине не дотягиваются до поверхности земли – их нижняя оконечность указывает на уровень кровли изначального притвора.
Над западным порталом – фреска Богоматери с Младенцем, предположительно написанная в 1378 г, одновременно с росписью интерьеров.
И – детали. Закладные кресты, окна, ниши, ...
...сочетание впадин, уступов, прямых и плавных линий.
Вся эта каменная роскошь особенно ярко выглядит при боковом освещении. Переходим на южный фасад под утренним солнцем, оно с юго-востока.
Думаю, что в процессе строительства зодчий брал в расчёт смену угла падения солнечных лучей в течение дня – в зависимости от этого меняется линия теней, очерчивая те или иные детали фасадов.
Эффект потрясающий.
Монохромное здание, благодаря лишь хорошо продуманной игре света и тени, визуально получает чёткий графический рисунок, естественную иллюзорную отточенность линий, ассимметрию при симметричности, выразительность и нежное изящество, вопреки почти кубическим пропорциям.
И разумеется, закладные кресты – они повсюду, одни из самых впечатляющих деталей новгородских храмов.
Загадочные и таинственные, разных форм и пропорций, гладкие и резные, едва различимые в толще стены и ясно читающиеся.
Про кресты нужно делать отдельный пост – столько их накопилось за время поездок.
Конечно, смотреть на это великолепие желательно в солнечную погоду – коей в Новгороде (как и в Питере) не в избытке. Но лето-2018 выдалось исключительно ясным – пользуясь чем, делюсь радостью увиденного с читателямиJ
При комплексной послевоенной реставрации были обнаружены остатки первоначального трехлопастного покрытия храма, изменённого к середине XVI века на восьмискатное. Так что наш красавец-храм изначально имел еще и самую красивую (на мой взгляд) многолопастную форму завершения. Иными словами, был просто неотразим. Барабан один чего стоит:
В последнюю войну окна на барабане, превращённом в наблюдательный пункт, были расширены под амбразуры – безвозвратно пострадали фрески XIV века.
Восточная часть – алтарная апсида, пониженная относительно высоты четверика.
Наверху ряд узких нишек, обведённых валиковыми разводами. Под ними – окна, три из пяти выделены бровками, возможно, потому что когда-то выходили на ”красную линию” улицы.
Киот для фрески, укрыт стеклом.
На стенах – стрельчатые (привет готике!) и арочные ступенчатые нишки.
Вы ведь заметили, какая расстекловка в новгородских храмах – три круглых или (реже) прямоугольных отверстия, расположенных по вертикали друг под другом.
Храм – четырёхстолпный.
В западной части расположены хоры в виде деревянного настила, соединяющего два небольших помещения-”каморы”.
Северная ”камора” – Троицкий придел, южная – придел Козьмы и Дамиана.
На хоры ведет узкая лестница, расположенная внутри западной стены – вдвоём не разойтись, дающая прекрасную возможность оценить воочию впечатляющую толщину стен здания.
На хорах всегда многолюдно – а потому тесно – и сверху отлично виден интерьер.
И куда-то ввысь уходит еще одна лестница, недоступная для простых смертных – наверное, с неё до небес достучаться можно:
Интерьеры новгородской церкви Спаса Преображения расписаны в 1378 году – приглашенным специально для этой цели изографом-византийцем Феофаном Греком.(След. фото – Архангел Гавриил:)
На сегодняшний день фрески кисти Феофана Грека сохранились лишь здесь – и один этот факт стоит того, чтобы посетить сей храм. (След. фото – ”Ветхозаветная Троица”:)
Подробнее о росписях расскажем в следующей публикации – с летописными свидетельствами, мнением Игоря Грабаря, сюжетами и рассказом о реставрации…(След. фото - "Спас Вседержитель":)
(Продолжение следует…)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]