Портрет царя Федора Алексеевича
---
Этот портретъ , писанный на доскъ , поставленъ на лъвомъ столпъ въ
Московскомъ Архангельскомъ соборъ, протнвъ гробницы Царя Єеодора
Алексіъевича. Въ немъ достойны вниманія: лицевое, вънецъ Святыхъ сверхъ
Царскаго вънца, доличное, или Царская утварь, Мономахова шапка, бармы,
крестъ Петровъ на персяхъ, скипетръ и держава, становой кафтанъ и самыя
надписи въ клеймахъ.
Въ лицевомъ и доличномъ обнаруживается замъчательное различіе съ первымъ портретомъ Эеодора;
здъсь, какъ мы замътили, онъ юный и слабый здоровьемъ, тамъ возмужалый, полный жизни;
здъсь онъ въ становомъ кафтанъ и діадимъ, съ державою и скипетромъ въ рукахъ, а тамъ съ крестомъ.
По видимому , первый портретъ (если только онъ изображаетъ Єеодора ІІ?) писанъ при жизни сего Государя,
который, по надписи, кончилъ жизнь свою на 22 году; ибо онъ родился 1661 г. Мая 30,вступилъ на престолъ
1676 г. Января 30 и скончался 1682 г. Апрізля 27.
Такимъ образомъ зтотъ портретъ достовърнъе перваго. Судя же по вънцу Святыхъ, опъ писанъ не при жизни,
а по смерти Царя Єеодора Алексъевича, и можетъ статься , съ усопшаго , по принятому обычаю , о коемъ
мы преждесказали. Чтожъ касается до рисунка и колорита , то первый въ планахъ тонахъ отчетливъ ,
другой иъженъ и не безъ теплоты. Въ отношеніи къ искусству , сей памятникъ портретной живописи
есть лучшій въ Царской усыпальництъ. Къ чертамъ приложены и достопамятныя черты жизни Царя Эеодора
въ сліъдующихъ надписяхъ палимисестомъ:
А. «Сей его же зд'Ь образъ и гробъ зрите , Благочестпвічйшій Великій Государь, Царь и Великій Князь Єеодоръ Алексізевичь, всея Великія п Малыя п Бтзлыя Россіи Самодержецъ , по отїтв своемъ великославныя памяти, Благочестивізйшемъ Великомъ Государіз, Царіъ п Великомъ Князв Алексіи Михайловиче , всея Великія и Малыя и Бізлыя Россіи Самодержціз,воспрія скипетродержавство Царства Россійскаго въ 15 ліъто: бв отъ цар-
ствующаго всеми Царя Бога небеснаго, яко рабъ его лтобезный и по сердцу его избранный, одаренный постоянствомъ Царскимъ незьцблемьпгь, благоговенствомъ христіянскнмъ истиннымъ, бодростію по службіз Божіей, долготерпізніемъ и милосердіемъ днвнымъ, п въ різсноту рещп можно , яко сей біъ престолъ мудрости , совізта сокровище , Царскихъ и гражданскихъ уставовъ-охрапеніе п укртзиленіе, преніямъ різшеніе, царству Россіііскому утвержденіе , сокращеніе еже реку: то ему любезно бяше, что мать нашу православную Церковь увеселяше; міръ, тишину и всякое народу благопо-
лученіе умножаше; н во всемъ его царскомъ житіи не обреташеся таковое Время, ››
Б. << О нем же бы ему всему православію памяти достоіінаго и Церкви полезнаго дізла не содтзлати. К тому же неприят'Ізлем'ь Россійскаго Царствія; страшенъ , в побіздахъ щаслпвъ, народу любезенъ. Сей отъ мпогол'Ізт-
ныхъ окрестнымъ браней царству Россійскому миръ достохвальный содізла; ис тмы махометанства і идолопоклонства множество не нуждохо , но христіянскимъ благочестнымъ иромысломъ во свізгь православныя візры проповеде православныхъ христіянъ, иже бяху Махометаномъ подданныи, многая села н деревни отъ ихъ подданства свободи і изъ бусурманскаго плізна много льтъ тамо страждущихъ многое число православныхъ христіанъ искупи. Многи церкви Божія иречудне всякимъ благо.гЬиіемъ украси , а на ученіи свободныхъ мудростсіі Россіііска народа присно иромышляше, и манастырь Спаскій,
иже во градіз Кнтап, на то ученіе опред'Ізлп, и чудную и весьма иохвалы достойную свою царскую утвердительную грамоту, со всякимъ опаснымъ втъры охраненіемъ, на то ученіе наииса. ››
В. « Домы каменныя на пребываніе убогимъ і нищимъ съ довольнымъ преиитаніемъ содъла і оныхъ уиокояше многія тысящы. Царскихъ многолътныхъ долговъ народу отдаде, и впредь дани облегчи; Богоненавистныя враждотворныхъ и междоусобныя въ местнічествахъ брани прекрати, Царскій свой домъ и грады Кремль и Китай иреизрядно обнови и многоубыточныя народу одежды иремени; и иная многая и достохвальная и памяти должная содълавъ, н на вся иолъзная и народу благопотребная предъуготовляше вся. ››
Г. « Пречудніз со всякимъ христіянскимъ душеспасительнымъ ко исходу души своея приуготовленіемъ жизнь сію сконча. Царствова же сей благочестнвейшій и милосердный Царь 6 лізтъ , и мъсяца два, а дни 28. А отъ рожденія своего всехъ лізтъ 21 лъто, три міъсяца, и 28 дней. ,Престави же ся огь времеинаго царствія во присносущное и въчное блажеиство (всего), сего народа съ жалоснымъ рыданіемъ , и со много изліяніемъ сълъзнымъ, въ лізто 7190 (1682) міъсяца Априллія въ 27 день , въ 13 часа дня , въпервой четверти.››
Московскомъ Архангельскомъ соборъ, протнвъ гробницы Царя Єеодора
Алексіъевича. Въ немъ достойны вниманія: лицевое, вънецъ Святыхъ сверхъ
Царскаго вънца, доличное, или Царская утварь, Мономахова шапка, бармы,
крестъ Петровъ на персяхъ, скипетръ и держава, становой кафтанъ и самыя
надписи въ клеймахъ.
Въ лицевомъ и доличномъ обнаруживается замъчательное различіе съ первымъ портретомъ Эеодора;
здъсь, какъ мы замътили, онъ юный и слабый здоровьемъ, тамъ возмужалый, полный жизни;
здъсь онъ въ становомъ кафтанъ и діадимъ, съ державою и скипетромъ въ рукахъ, а тамъ съ крестомъ.
По видимому , первый портретъ (если только онъ изображаетъ Єеодора ІІ?) писанъ при жизни сего Государя,
который, по надписи, кончилъ жизнь свою на 22 году; ибо онъ родился 1661 г. Мая 30,вступилъ на престолъ
1676 г. Января 30 и скончался 1682 г. Апрізля 27.
Такимъ образомъ зтотъ портретъ достовърнъе перваго. Судя же по вънцу Святыхъ, опъ писанъ не при жизни,
а по смерти Царя Єеодора Алексъевича, и можетъ статься , съ усопшаго , по принятому обычаю , о коемъ
мы преждесказали. Чтожъ касается до рисунка и колорита , то первый въ планахъ тонахъ отчетливъ ,
другой иъженъ и не безъ теплоты. Въ отношеніи къ искусству , сей памятникъ портретной живописи
есть лучшій въ Царской усыпальництъ. Къ чертамъ приложены и достопамятныя черты жизни Царя Эеодора
въ сліъдующихъ надписяхъ палимисестомъ:
А. «Сей его же зд'Ь образъ и гробъ зрите , Благочестпвічйшій Великій Государь, Царь и Великій Князь Єеодоръ Алексізевичь, всея Великія п Малыя п Бтзлыя Россіи Самодержецъ , по отїтв своемъ великославныя памяти, Благочестивізйшемъ Великомъ Государіз, Царіъ п Великомъ Князв Алексіи Михайловиче , всея Великія и Малыя и Бізлыя Россіи Самодержціз,воспрія скипетродержавство Царства Россійскаго въ 15 ліъто: бв отъ цар-
ствующаго всеми Царя Бога небеснаго, яко рабъ его лтобезный и по сердцу его избранный, одаренный постоянствомъ Царскимъ незьцблемьпгь, благоговенствомъ христіянскнмъ истиннымъ, бодростію по службіз Божіей, долготерпізніемъ и милосердіемъ днвнымъ, п въ різсноту рещп можно , яко сей біъ престолъ мудрости , совізта сокровище , Царскихъ и гражданскихъ уставовъ-охрапеніе п укртзиленіе, преніямъ різшеніе, царству Россіііскому утвержденіе , сокращеніе еже реку: то ему любезно бяше, что мать нашу православную Церковь увеселяше; міръ, тишину и всякое народу благопо-
лученіе умножаше; н во всемъ его царскомъ житіи не обреташеся таковое Время, ››
Б. << О нем же бы ему всему православію памяти достоіінаго и Церкви полезнаго дізла не содтзлати. К тому же неприят'Ізлем'ь Россійскаго Царствія; страшенъ , в побіздахъ щаслпвъ, народу любезенъ. Сей отъ мпогол'Ізт-
ныхъ окрестнымъ браней царству Россійскому миръ достохвальный содізла; ис тмы махометанства і идолопоклонства множество не нуждохо , но христіянскимъ благочестнымъ иромысломъ во свізгь православныя візры проповеде православныхъ христіянъ, иже бяху Махометаномъ подданныи, многая села н деревни отъ ихъ подданства свободи і изъ бусурманскаго плізна много льтъ тамо страждущихъ многое число православныхъ христіанъ искупи. Многи церкви Божія иречудне всякимъ благо.гЬиіемъ украси , а на ученіи свободныхъ мудростсіі Россіііска народа присно иромышляше, и манастырь Спаскій,
иже во градіз Кнтап, на то ученіе опред'Ізлп, и чудную и весьма иохвалы достойную свою царскую утвердительную грамоту, со всякимъ опаснымъ втъры охраненіемъ, на то ученіе наииса. ››
В. « Домы каменныя на пребываніе убогимъ і нищимъ съ довольнымъ преиитаніемъ содъла і оныхъ уиокояше многія тысящы. Царскихъ многолътныхъ долговъ народу отдаде, и впредь дани облегчи; Богоненавистныя враждотворныхъ и междоусобныя въ местнічествахъ брани прекрати, Царскій свой домъ и грады Кремль и Китай иреизрядно обнови и многоубыточныя народу одежды иремени; и иная многая и достохвальная и памяти должная содълавъ, н на вся иолъзная и народу благопотребная предъуготовляше вся. ››
Г. « Пречудніз со всякимъ христіянскимъ душеспасительнымъ ко исходу души своея приуготовленіемъ жизнь сію сконча. Царствова же сей благочестнвейшій и милосердный Царь 6 лізтъ , и мъсяца два, а дни 28. А отъ рожденія своего всехъ лізтъ 21 лъто, три міъсяца, и 28 дней. ,Престави же ся огь времеинаго царствія во присносущное и въчное блажеиство (всего), сего народа съ жалоснымъ рыданіемъ , и со много изліяніемъ сълъзнымъ, въ лізто 7190 (1682) міъсяца Априллія въ 27 день , въ 13 часа дня , въпервой четверти.››
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]