Мятеж польского легиона при Редковцах в Западной Украине
---
К сожалению, это событие мало известно в отечественных интерентах, да и российская Википедия дает общую информацию о последующих приключениях поляков.
В феврале 1918 года до ушей командования 2-й бригадой польских легионов 2-го Польского корпуса Австро-Венгерской армии (на тот момент располагавшейся у села Редковцы (ныне Черновицкая область в Украине) дошли слухи о том, что 9 февраля в Бресте был заключен «Хлебный мир» между Центральными державами и Украинской Народной Республикой, по которому Австро-Венгрия, Германия, Болгария и Турция признавали суверенитет УНР.
Поляков такой расклад не устроил, и тогда "брала польская бригада буковинские поля"...
Стоящие в этой местности австрийцы с недоверием наблюдали за пребыванием Второй польской бригады, но она была единственной подмогой австро-немецким силам на этом участке фронта, поэтому скрепя зубами командованию приходилось терпеть тихое роптание среди поляков о "незалежной Польше". Здесь следует упомянуть, что в Черновцах и их прилегающих районах (Стара Лужка, Чернявка) были сгруппированы значительные австро-венгерские силы (VII корпус генерала Фердинанда Косака).
Генерал от инфантерии Фердинанд Косак
13 февраля, когда распространились новости о положениях Брестского договора (предусматривалась передача Хелмского региона и части Подляского полуострова Украинской Народной Республике), которую еще и подогрели польские газеты, в знак протеста и трагичности ситуации, выпустившие тиражи в черных рамках, мысль о выражении о своего "фэ" австриякам и готовности предпринять радикальные действия была близка к реализации, и, что важно, ей способствовали аналогичные общие чувства среди рядовых солдат.
Идея восстания, в знак протеста против позорного для поляков трактата, ставившего не очень большой, но все же крест на Польше от "можа до можа", родилась в головах бригадных офицеров: Михала Роля-Жимерского, Романа Горецкого и Юзефа Зайца. Командующий бригады - полковник Юзеф Халлер знал о планах и во время тайного совещания 13 февраля он полностью поддержал бунтовщиков.
Михал Роля-Жимерский в униформе легиона. Будущий командующий Народной армией Польши (1944) , Верховный главнокомандующий польской армии и министр национальной обороны(1944-1949) и председатель Государственного комитета по вопросам безопасности, депутат и член Президиума Национального совета (1944-1947), член Законодательного сейма (1947-1952), член Государственного совета (1949-1952), вице-президент Польского национального банка, почетный президент Главного совета и Верховного Совета Лиги борцов за свободу, член Военной комиссии Политбюро ПНР.
Роман Гурецкий. В будущем генерал бригады Войска Польского (1924), президент Банка Народного хозяйства, министр промышленности и торговли Польской Республики (1935—1936) в правительстве М. Зындрам-Косцялковского, комендант Федерации польских союзов защитников Отчизны (1927—1946), президент Национальной футбольной лиги ПНР.
Юзеф Людвик Зайац. В будущем бригадный генерал (1924), первый заместитель начальника Генерального штаба (1925-1927), командующий противовоздушной обороны Министерства военных дел (1937-1939), командующий польской армией на Ближнем Востоке (1942), командир 1- го корпуса мотомоторного корпуса в Шотландии (1944-1946). Член Польского научного общества в изгнании.
Были рассмотрены планы действий: овладение Галицким нефтяным бассейном или поход на Львов. Оба были объединены с намерением поднять анти-австрийское восстание и распространить его на оставшиеся польские земли, либо прорвать фронт в направлении войск Первого польского корпуса Российской империи под командованием генерал-поручика Юзефа Довбор-Мусницкого, а затем, вместе его войсками возвратится в Польшу и начать борьбу за независимость.
Был выбран второй вариант - сказались близость границы, знакомство с районом, благоприятная свобода для передвижения польских военных, революционная полемика и, наконец, очень близкое присутствие в Сорокаче (Бессарабия) Второго польского корпуса генерала Яна Станкевича.
В то же время были опасения, связанные с неуверенностью реакцией большевистской России на появление войск Второй бригады на ее "зафрахтованной" территории, а также с фактическим незнанием ситуации, сложившейся на этих обширных территориях, без возможности рассчитывать на военную, а также на любую другую поддержку...
Штаб Второй бригады в Мамайовце.
На совещании заговорщиков было принято окончательное решение - в ночь с 14 на 15 февраля организовать прорыв в сторону российских "поляков", находившихся по ту сторону "колючки", оперативный приказ об этом был отправлен полковнику Халлеру.
Юзеф Халлер. В будущем председатель Гражданского исполнительного комитета государственной обороны (1920), командующий Северным фронтом во время польско-большевистской войны , генеральный инспектор Добровольческой армии (1920), Президент Высшего совета Рабочей партии (1937) г. министр образования Польского правительства в изгнании (1940—1943).
15 февраля началась подготовка, под прикрытием подготовки к передислокации солдаты получили боеприпасы и провизию. 4500 солдат выдвигались по знакомому маршруту в сторону села Редковцы с планом выхода в ночь с 15 на 16 февраля в район городка Рокитное, который уже находится на территории России.
Благоприятным обстоятельством стало то, что ближайшие австро-венгерские силы генерала Косака находились примерно в 16 км от запланированного места пересечения линии фронта.
Тем не менее, австрийцы заметили «непонятки» в поведении поляков, приблизительно в 15:30 они отметили рост активности в подвижном составе польских войск, выдачу боеприпасов и продовольствия. Также подозрения в саботаже были подкреплены обнаружением повреждений в телефонной связи и на железнодорожных путей.
Кроме того, более ранняя проверка корреспонденции легионеров позволила выявить содержащуюся в ней информацию о начале «некоих таинственных действий», и это в то время, когда австро-венгерские войска усиливались, для наступления на российские войска на территории нынешней Украины!
После сообщений из района дислокации польских легионеров генерал Косак в 20:30 передал информацию о ситуации своему начальству и предпринял "контратаку" на бунтовщиков - он отдал приказ прекратить проход польских войск, окружить их и арестовать.
В связи с этим почти все подчиненные ему части (включая две кавалерийские дивизии и бронепоезд) были направлены в район марша 2-й бригадой польских легионов, туда же были специально отправлены разведпатрули понимающие польский язык.
Активные действия польских легионеров начались 15 февраля в 18:00, этот момент 2-й пехотный полк Легиона наткнулся на подразделения 53-го пехотного полка (в основном в нем служили хорваты). После короткого, но кровавого боя хорваты и две артиллерийские батареи, их поддерживающие, были разбиты, а батальоны 2-го пехотного полка начали упорно продвигаться в сторону Редковцов, несмотря на относительно сильный ружейный огонь.
Колонне 3-го пехотного полка легионеров удалось очень обогнать медленно движущиеся части преследователей, благодаря чему он не был отрезан бронепоездом (который вскоре прибыл), сразу же после того, как 2-й пехотный полк Бригады достиг нейтральной полосы.
Траншеи - как на австрийской, так и на российской стороне - не были заняты, поэтому у поляков были только проблемы с заграждениями из колючей проволоки - из-за отсутствия ножниц, чтобы разрезать их, легионерам пришлось проявить солдатскую смекалку - бросили свои шинели на "колючку" и таким образом 1500 легионеров, в том числе около 100 офицеров из этих полков, а также пулеметы и несколько лошадей, вырвались на свободу.
К сожалению, остальные части Второй бригады польских легионов были окружены и взяты в кольцом австрийскими войсками около Редковцов. Польские войска внутри кольца предпринимали безнадежные штыковые атаки на артиллерийско-пулеметные заслоны, но к утру 16 февраля для них все было закончено, дезертиров и предателей в плен не брали.
Прорвавшиеся польские легионеры под командованием бригадного генерала Юзефа Халлера оказались в снежных степях без еды, теплой одежды и запасов боеприпасов, но с желанием как можно скорее установить связь с польскими формированиями на этой стороне фронта, и прежде всего со Вторым польским корпусом, что стало возможным благодаря представителю Польской военной организации в Каменце-Подольском Тадеушу Голувко.
Позже армия под командованием генерал брони Халлера приняла участие в польско-украинской войне в Восточной Галиции, обороняя Львов от отрядов УГА. В мае 1919 года войска Халлера были приняли участие во многих боях с Красной армией (в основном с конницей С. Будённого). Но это уже совсем другая история...
По материалам из интернета
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]