10 отличных советских короткометражек
08.02.2019 295 0 0 andeadd

10 отличных советских короткометражек

---
0
В закладки
Вы, наверное, заметили, что первые 20-30 минут практически ЛЮБОГО фильма вполне смотрибельны. Зритель привыкает к героям, потихоньку въезжает в сюжет и прочую диспозицию, начинает испытывать НАДЕЖДЫ на грядущие саспенсы и катарсисы. Даже посредственному режиссеру облажать первые 20 минут крайне трудно, т.к., по сути, всё самое главное в течение этого отрезка времени происходит в голове у зрителя, а что там творится на экране и насколько оно отвечает стандартам качества - в принципе пофиг. Главное, чтобы микрофон в кадр не попадал и актеры были не пьяные.

Но вот этот начальный отрезок заканчивается. Зритель уже сам себя поразвлекал фантазиями, пообвыкся в антураже киношки и ждет, чтобы дальше его уже бодрил и веселил непосредственно фильм. Вот тут и начинаются проблемы...

В свете этого очень выгодно смотрится жанр короткометражки. Фильмы такого плана длятся как раз 15-30 минут, зритель не успевает устать и заскучать, а режиссер может подробно обсосать какую-то небольшую интересную мысль, которая на полнометражное кино не тянет.

Давайте вспомним, какими были короткометражки в СССР. Я напишу именно об отдельных фильмах, а не о выпусках "Фитиля" или новеллах из популярных кинолент типа "Волшебная сила искусства" или "Не может быть!"

* * *

1. "Варька", 1971
Гимн здоровой сексуальности; юная деревенская доярка Варька купается в теплой росе, тискает белыми руками и целует сахарными устами утей и курей, запрокинув голову бежит за горизонт по пшеничному полю и предпринимает робкие попытки межличностной коммуникации с представителями прямо противоположного пола.
Изумительное, светлое кино, прекрасная Варька. Ну и ещё в фильме употребляется культовое в узких кругах слово СПРАВНЫЙ, что само по себе жирный плюс.

2. "Рудольфио", 1969
История про взаимоотношения пожилого толстяка со школьницей. Естественно, всё в рамках приличия.
Сюжет о неразделенной любви в столь милом изложении по определению невозможен в полнометражном фильме. Чтобы полтора часа удержать внимание зрителей, пришлось бы поддать драматизма - крови, скандалов, мордобоя и сцен с тройной пенетрацией. А когда кино длится всего 23 минуты, можно позволить себе сделать его нежным и неспешным, не боясь что зритель уснет; и это, я считаю, прекрасно.

3. "Суд", 1967
Самая благодатная основа для короткометражек - это, понятное дело, рассказы Чехова. Обычно из них делали СБОРНИКИ, но были и отдельные фильмы, например, вот этот, навевающий прозрачные ассоциации с сегодняшней Россией.

4. "Телеграмма", 1957
Сюжет (неблагодарная дебелая дочь мучает несчастную иссохшую мать) подразумевает ТОЛСТЕННОЕ морализаторство, но режиссер-молодец и интересные персонажи превращают лубочный расклад в неоднозначную историю, над которой можно и даже нужно ПОДУМАТЬ.
Единственное, что напрягает - действие фильма происходит в 37-м году, поэтому всё время кажется что сейчас за героями ПРИДУТ. Тем паче что почтальон который приносит ту самую телеграмму, и внешне, и манерами похож на садиста-НКВДшника, который только что возюкал кого-то лицом по бетонному полу темного подвала Лубянки.

5. "Преступление и наказание", 1940
Первая экранизация рассказа Зощенко про расхитителя социалистической собственности. Более известную версию мы все видели в вышеупомянутом фильме "Не может быть!", ну, где Пуговкин вместо Ильинского.

6. "Математик и черт", 1972
Отдельная песня - игровые короткометражки, пропагандирующие силу человеческого разума, куда ж без этого. Например:

7. "Что такое теория относительности", 1964
А вот полу-обучающий, полу-игровой фильм. Обратите внимание, как Алла Демидова чмырит Вицина и Ко за безграмотность. Сладкое время торжества модерна! Сейчас-то слово ЗНАНИЕ уже ни у кого не вызывает священного трепета, и Демидову с ее замашками быстро бы все нахрен послали, обсмеяли и сели дальше в "энгри бердс" играть.

8. "Поговори на моем языке, 1979"
Значительная часть короткометражек БИЧУЕТ человеческие недостатки и изображает разнообразных бесцеремонных эгоистов, хамов и циников, которых и в СССР было предостаточно. Вот, например, милейшая вещица по рассказу Токаревой.

9. "Секрет красоты", 1955
Достается, само собой, и тем, кто не желает трудиться в соответствии со стандартами первого в мире пролетарского государства.

10. "Чужой бумажник", 1961
Впрочем, дело не в том, какую смысловую нагрузку несли такого рода фильмы; дело в КАЧЕСТВЕ самого произведения. Хорошее кино приятно смотреть, даже если оно повествует, ну, допустим, о недостатках культмассовой работы в санатории.

"Суд идёт", 1963
Ну и небольшой бонус.
Если кто-то думает, что все короткометражки СССР демонстрировали достойное качество, то это конечно не так. Немало было и унылого бреда на производственную тему, и житейских говноисторий, которыми бы даже Малахов не заинтересовался, и откровенно бездарных "комедий", по сравнению с которыми даже "Бабушка легкого поведения" - шедевр. Например, вот, дистиллированная хрень с первой до последней минуты:

Если кто-то вспомнит интересные советские короткометражки - делитесь.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]