Талашкино. Сказ о княгине-волшебнице
---
Село Талашкино, что в 20 км от Смоленска, довольно известно. Сюда можно приехать уже затем, чтобы увидеть местный "Теремок".
Однако это конечно круто, но далеко не достаточно. Прошлое этих мест не заслуживает того, чтобы о нём забыть. Всё это благодаря благотворительнице и меценатке, хозяйке имения, княгине Мариии Клавдиевне Тенишевой.
Уверен, не прокатись по России красное колесо 1917 года, Талашкино стало бы значительнейшим центром культуры, может быть даже мирового уровня. Но если бы да если бы, а мы довольствуемся тем, что всё же успело случиться. А было здесь много интересного.
Итак, сегодня - путешествие в усадьбу Талашкино. Узнаем, кто такая княгиня Тенишева, почему сюда приезжали многие художники, а постройки выглядят как иллюстрации к древнерусским сказкам.
1. Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928) была незаконнорожденной дочерью некоей дворянки Пятковской. Говорят, её отцом был чуть ли не Александр II.
Славы, титулов, денег и положения в обществе по рождению она не получила, но зато Природа наградила эту женщину невероятной красотой, богатой фантазией и умом, талантом ко многим вещам и большой-большой мечтой
2. Счастье княгине пришло со вторым браком (первый был неудачным), когда она вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева - крупного предпринимателя и промышленника, а также музыканта и археолога-любителя.
Несмотря на то, что общество считало брак неравным, а родные мужа, не признавая бесприданницу, даже отказались вписать её в родословную князей Тенишевых, супруги жили отлично. У неё появилась любовь, поддержка и финансовая основа для всех проектов, у него - необычная жизнь в Талашкино, воплощение фантазии и мечтаний супруги
3. Усадьбу Талашкино Тенишевы купили у подруги княгини Святополк-Четвертинской в 1893 году. Спустя год покупается хутор Флёново рядом с Талашкино, где открывается сельскохозяйственная школа для детей, строится "Теремок"-мастерская и необычный храм.
Словом, там по замыслу княгини появляется значительный центр российской художественной жизни, аналогичный подмосковному Абрамцево. Здесь творили художники Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы В. В. Андреев и Игорь Стравинский и многие другие.
Сейчас хоть и говорят "поехать в Талашкино", подразумеваются "поехать во Флёново". Музей и все объекты там, туда едем и мы. А в Талашкино, увы, ничего нет. Усадебный дом погиб во Вторую мировую, другие местные уникальные постройки не пережили разрушения бурного 20-го века
4. Во Флёново гостей встречает сама княгиня.
Кроме того, что она была общественным деятелем и основательницей художественно-промышленных мастерских в собственном имении, Мария Клавдиевна обладала великолепным художественным и музыкальным вкусом (у неё было прекрасное сопрано), чувствовала и любила искусство. Её знали как художницу-эмальера, педагога, меценатку и коллекционера.
Она основала художественную студию в Петербурге, Рисовальную школу, Музей русской старины в Смоленске, а также ремесленное училище, столовую и клуб для рабочих завода в Бежице.
Княгиня совместно с Саввой Мамонтовым финансировала издание журнала "Мир искусства", материально помогала многим личностям "Серебряного века".
Настоящей страстью Тенишевой была русская старина. Её коллекция предметов старины стала основой музея "Русская старина" в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). Она передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства и была удостоена звания почетной гражданки Смоленска
5. Подруги Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино идею центра просветительства и возрождения традиционной народной художественной культуры.
"Визитка" усадьбы - "Теремок" в стиле русского модерна, постройка 1901 года. Украшенный резьбой по мотивам русских былин, - это детище художника и архитектора Сергея Малютина (кстати он же придумал Матрёшку).
Сначала в "Теремке" размещалась школьная библиотека, а потом - вышивальная мастерская. Сейчас здесь музей
6. Любоваться зданием можно очень долго. Малютин был гением фантастической резьбы по дереву.
По центру мы видим Жар-птицу с хохолком, над ней – Солнце, а по бокам – Коньки. Композицию украшают сказочные узоры: волны, завитушки, цветы
7. С другой стороны "Теремка" видим Лебедя. Над ним Солнце, Месяц, Звёзды и снова многочисленные узоры
8. А какие крутые у "Теремка" Горынычи!
9. Среди деталей есть и Мишка, очень сильно смахивающий на эмблему одной политической партии:)
10. Внутри "Теремка" можно познакомиться с изделиями местных художественных мастерских и увидеть фотографии созданных с их помощью интерьеров
11. Кажется, герои сказок просто ненадолго вышли
12. Вот это крутота!
13. Невероятная крутота, скажу вам!
14. Автора явно вдохновили детали домонгольских соборов Владимиро-Суздальской Руси
15. Балалайки, расписанные по рисункам Врубеля. Про балалайки я ещё скажу
16. Интерьеры.
Увы, они остались в прошлом. Сколько же бед нашей стране принесла революция, как сильно она ударила по культуре. И при всём этом удивительно, сколько всего ещё всё же после неё осталось. Сразу делается вывод о толщине того "культурного слоя", который царил в нашей стране в начале прошлого века
17. Возможно,"Теремок" был огорожен и причудливой оградой. Сейчас же рядом с ним можно увидеть резные двери. Может быть они декоративные, а может быть служили воротами. А ещё в них видится не только что-то сказочное, но и буддийское)
18. Как я уже сказал, Тенишева, поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, организовала художественно-промышленные мастерские и учебные заведения.
Одним из последних была Талашкинская школа
19. Изучали здесь сельские хозяйство, русский язык, арифметику и закон Божий. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина
20. За классом, в помещении, где раньше ставили спектакли, собрана коллекция местного крестьянского быта
21. Представлена традиционная одежда населения
22. И изделия талашкинских мастерских
23. Мария Тенишева страстно любила театр и даже организовала его для своих учеников. Школьники и учителя ставили Гоголя, Островского, Чехова. В некоторых спектаклях княгиня играла и сама
24. Также был организован балалаечный оркестр из 30 человек
25. Сказочные детали присутствуют и в школе
26. Говоря о Талашкино, нельзя не вспомнить и местную церковь.
Уже знакомый нам Малютин возглавлял Художественные мастерские, вырезал с талантливыми детьми столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки.
Он же был и архитектором местной церкви Святого Духа (1903-1908), к проекту которой причастны также сама Мария Тенишева и патриарх российской архитектурной фотографии Иван Барщевский
27. Росписи и мозаику храма создал Николай Рерих.
Лик рериховского Христа - штука вообще особенная. Он одновременно и отталкивает (разве можно заставить себя молиться так выполненному Персонажу), и заставляет не отходить от себя долгое время, всматриваться и всматриваться.
К сожалению, внутренняя храмовая роспись Рериха почти не сохранилась
Князь Тенишев скончался от рака в 1903 году. После революции "благодарные потомки" выбросили из церкви его останки и устроили в здании овощехранилище.
Княгиня Тенишева после залпа "Авроры" покинула Талашкино. Причём от ареста её спас один из бывших учеников, рассказавший Марии Клавдиевне, что за ней придут.
В 1919 году она вместе с подругой Е. К. Святополк-Четвертинской уехала во Францию, где и скончалась в 1928 году.
Вот такой Сказ о княгине, настоящей волшебнице, которая сама заслуживает быть героиней добрых сказок.
Смоленск-2018:
Как немецкий олень забрёл в Смоленск
Его имя знакомо со школы
Как в Смоленской крепости призрака арестовали
Памятник Глинке в Смоленске
"Машина времени" в смоленских лесах
В Калуге у Наполеона зад в тесте увяз, а в Вязьме пряник в зубах завяз!
Смоленская смоква
Взято: cr2.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]