Самый длинный рейс в мире: 18+ часов в воздухе
---
В начале января мы с Тоней возвращались домой с Бали через Сингапур, и испытали на себе самый длинный коммерческий перелёт в мире. Прямое сообщение между Сингапуром и Нью Йорком перезапустили всего пару месяцев назад, и сейчас эти рейсы держат мировой рекорд по расстоянию (16,500 км!) и продолжительности (18 с лишним часов!)
Давайте посмотрим, как выглядит этот авиа перелёт, который осуществляет одна из самых престижных авиакомпаний в мире. Вы можете себе представить провести так много времени в тесном экономе?.. Хотя, стоп! На этих рейсах эконома нет.
1. Вот как выглядит наш маршрут на карте. Раньше такие долгие рейсы летали через Арктику, потому что так короче. Сейчас же оба рейса компании Singapore Airlines летят на восток. Так хоть и дальше по расстоянию, зато быстрее по времени, из-за постоянного ветра, дующего в этом направлении. То есть из НЙ в Сингапур рейс летит через Атлантический океан и Европу, а в обратном направлении - над Тихим океаном, Аляской и Канадой. Таким образом пилоты каждый раз совершают кругосветный перелёт.
2. Кстати, это не первый раз, что сингапурцы запускают прямое сообщение с Нью Йорком. С 2004 по 2013 такие рейсы уже летали. Тогда они осуществлялись четырёхмоторными А340-500. Весь салон самолёта был отдан под бизнес-класс.
Первый раз я полетел в Сингапур именно этим рейсом, прямо перед тем, как его отменили из-за нерентабельности. Высокие цены на бензин делали этот маршрут невыгодным. И Singapore Airlines его отменили, в ожидании более эффективных моделей.
3. На протяжении следующих пяти лет самым быстрым способом попасть из Нью Йорка в Сингапур стал перелёт через Франкфурт, осуществляемый огромными двухэтажными А380. Из-за посадки, время в пути увеличивалось до 21 с половиной часа, но зато во Франкфурте можно было выйти и размяться. А ещё, на этих рейсах был эконом, так что билет был гораздо доступнее.
4. Если же, наоборот, вам хотелось шикануть, то на борту двухэтажного лайнера был ещё и первый класс, роскошные Singapore Suites с двуспальными кроватями!
5. Но сингапурцы мечтали вернуть себе престиж длиннейшего в мире рейса, а для этого им нужен был новый самолёт, способный покрыть эту рекордную дистанцию с помощью всего двух двигателей. Раньше такое было бы немыслимо. Существовали правила гражданской авиации, которые требовали, чтобы дальнемагистральные рейсы над водой выполнялись бортами, у которых как минимум три (а лучше - четыре!) мотора. Это, кстати, отдельная, и очень интересная история! Но сегодня летать вокруг света можно и на двушках, была бы подходящая машина!
А она как раз нашлась. В конце 2018 Аэробус доставил сингапурским авиалиниям первые экземпляры A350-900ULR. ("ULR" обозначает "Ultra Long Range".) Это особая модификация А350 рассчитанная на самые дальние перелёты. Её фюзеляж короче более распространённой версии лайнера, а баки на 24,000 литров вместительней.
6. Слегка загнутые кончики крыльев помогают экономии топлива. В общей сложности, А350-900ULR расходует на 25% меньше горючего чем его предшественник на этом маршруте.
Да и нефть значительно подешевела с 2013 года. В общем, настало время перезапускать маршрут-рекордсмен, и в октябре 2018 в расписание Singapore Airlines вернулись легендарные рейсы SQ21 и SQ22.
7. На этот раз сингапурцы отказались от затеи заполнять весь самолёт сидениями бизнес-класса. Как видно по схеме салона, бизнес занимает лишь 2/3 пространства. А задняя треть отдана нищебродам типа меня.
Нет, не переживайте, это не эконом. Эконома на этих рейсах как не было, так и нет. Думаю, не из-за того, что кто-то решил, что в экономе пассажиру 18 часов не высидеть - ведь летают же люди спокойно в Гонконг. А где 16 часов, там и 18, разница то небольшая. Просто, думаю, они посчитали, что на дешёвых билетах эконом класса такой дорогой и затратный рейс не окупится. И поэтому сзади новенького самолёта находится салон "Преимум Эконома".
8. Вот так выглядит бизнес-класс. Новый, современный салон с широкими креслами. К сожалению, мы летели в самый горячий сезон, на зимние праздники, и никакие мои уловки по бронированию дешёвого бизнес-класса не помогли: билеты в бизнесе стоили по семь с половиной тысяч долларов. Так что в этом посте рассказа про новенький бизнес не будет.
9. Отмечу лишь одну вещь, которую я заметил, пока мы плелись через весь самолёт к своим местам: несмотря на то, какие широкие в этом салоне кресла, пространство, куда вытягивать ноги устроено очень странно. Насколько я понял, когда ты полностью раскладываешь сидение в кровать, твои ноги должны уместиться в небольшую ячейку сбоку под телеэкраном. Кажется, это не самая удобная версия бизнес-класса.
Впрочем, я сейчас как та лиса, из басни Крылова, которой виноград был незрелым. На самом то деле, я бы охотно пересел в этот неудобный бизнес!
10. Но, так уж вышло, что нам с Тоней пришлось лететь в премиальном экономе. Это такая промежуточная ступень между обыкновенным эконом классом, и бизнесом. Аэрофлот называет такой класс "Комфорт". Если честно, я его не очень люблю, потому что подлокотники между креслами нельзя поднять, так что даже если у тебя весь ряд свободный, этим никак нельзя воспользоваться чтобы вытянуться.
11. Вот как выглядит премиум-эконом салон у сингапурцев. Новенькие сидения в конфигурации 2-4-2. Правда, они не все в такой конфигурации, но об этом мы сейчас поговорим.
12. Салон светлый и просторный. Багажные отсеки в закрытом виде не нависают над головой. Как видите, на нашем рейсе весь нищебродский отсек распродан, свободных мест не видать.
13. Посмотрите, что происходит с расположением кресел: ближе к концу салона самолёт заметно сужается, и в последние четыре ряда уже не вместить по восемь сидений. Это создаёт особые условия для пассажиров "у окна" в рядах 40, 41 и 42:
14. Вместо двух кресел в этих местах самолёта по одному, а сбоку пассажиры получают в личное пользование дополнительный шкафчик/полочку. Так что, если вы вдруг летите в одиночестве, знайте, что в этих рядах места C и H - самые козырные.
Если эти ряды уже заняты, я бы выбирал место D или G. Почему? Это я объяснял в своём посте о том, как выбирать места в самолёте.
15. Мы же с Тоней летели вдвоём, так что выбрали "обычные" два места у окна. Сидения довольно просторные, и оставляют немало места для ног. Как я уже сказал, главный минус преимум-эконома в том, что нет возможности поднять подлокотник. Когда пара летит куда-то вместе, такая возможность создаёт более просторное пространство на двоих, легче облокотиться друг на друга, и т.д. В остальном к этим местам у меня претензий нет.
Каждому пассажиру выдают подушечку и одеяло. Много лет назад, каждый уважающий себя эконом класс такое предоставлял, а сегодня это всё большая редкость. Но тут всё же преимум.
16. Вот он, гадкий, непоколебимый подлокотник между нами. На его конце вмонтирован крохотный столик для напитков.
17. Обеденный столик тоже оттуда достаётся. Я больше люблю когда столик открывается из спинки впереди-сидящего, но тут расстояние между рядами слишком велико. Хотя Аэрофлот у себя в Комфорте сумел сделать всё правильно. И столик там значительно больше. Записываем очко российской авиалинии.
18. Красивый цветной кармашек для литературы. Это чуть ли не единственный цветной элемент дизайна (кроме подушек) - всё остальное тут серое. Но сразу очень красит пространство.
19. Когда собираешься провести в воздухе 18 с лишним часов, система развлечений становится особенно важной. Ведь надо чем-то себя занимать в пути! К счастью тут даже в задней части самолёта большие яркие экраны с богатой библиотекой фильмов.
Экраны сенсорные, а в подлокотнике есть ещё и мини-пульт на проводе, который позволяет управлять системой, играть в примитивные игры, включать свет, и т.д. Расположен он, кстати не очень удобно, и я постоянно случайно нажимал на кнопки.
Сбоку от экрана есть разъём USB, чтоб можно было зарядить телефон. Если вам нужно подключить что-нибудь помощнее, то под сидением вы найдёте полноценные универсальные розетки, у каждого пассажира своя.
20. А ещё рядом с экраном есть крючок для одежды. Я думал, их никто никогда не использует, а оказывается Тоня вешает на него куртку!
21. Между спинками сидений две ячейки для бутылок с водой. Так как они расположены одна над другой, в нижнем углу возле каждой есть маленькая стрелочка, которая показывает, какому из пассажиров она принадлежит.
22. А спереди между сидений лампочки на гибких ножках, ещё по USB на каждого пассажира, и разъёмы для наушников.
23. Разъёмы хитрые, рассчитанные на тройные штепсели, специально для выдаваемых на борту шумоподавляющих наушников. Первые наушники, что мне выдали не работали, пришлось попросить стюардессу их заменить. После этого проблем не было.
24. Кстати, стюардессы на борту - те самые знаменитые Сингапурские Девушки™, в цветных форменных платьях по выслуге лет. Премиум эконом обслуживают девушки в синем, а в передней части самолёта более опытные, "зелёные" и "красные".
25. После взлёта стюардессы раздали вот такие памятные наборы, на которых написано, что Сингапурские Авиалинии - первые, у кого в парке появился A350-900ULR. На этих кошёлках изображен сам самолёт и известная сингапурская гостиница с эксклюзивным бассейном. Внутри зубная щётка с пастой, и маска для сна. Да, это конечно не набор уровня бизнес-класса, но всё же.
26. Через где-то час после взлёта дают обед. Не важно, в какое время суток вы летите, первое кормление на борту всегда будет основным, потому что еда, которую загрузили на земле ещё свежая. Это касается любых долгих рейсов. В данном случае кормят довольно вкусно. Говорят, что авиалиния специально разрабатывала меню, которое поможет пассажирам таких дальних перелётов. Не знаю, какие такие особые нужды появляются у человека после стольких часов в воздухе... А ещё, как и во всех нормальных авиалиниях, тут наливают. Я взял шампанское, и был приятно удивлён, когда налили Moët & Chandon.
Вообще с едой и питьём было всё нормально - на протяжении всего перелёта можно было вызвать стюардессу, или просто заявиться на кухню, и попросить чего-нибудь перекусить. У них всё время было чем угостить пассажиров. То пицца, то яблочки, то орешки, или даже водка с тоником.
27. Интересная фишка: перед тем как начать смотреть фильмы, можно ввести свой номер бонусной программы Singapore Air, и система вспоминает твои настройки с прошлых перелётов.
28. Я, например, по пути в Сингапур надобавлял себе фильмов в плейлист, и не все успел посмотреть. Ввёл номер, и этот список восстановился. Удобно! Посмотрел за время перелёта 2-3 фильма.
На борту, кстати есть WiFi. Правда, за него надо платить, причём трафик ограничен! Я заплатил $29 за 200 мегабайт, чего мне хватило на большинство полёта - можно было тупить в Фейсбук, читать новости, и считать лайки в Инстаграме. Я даже пост умудрился написать (вот этот).
29. Но самое главное на таком длинном перелёте, это конечно поспать. Сидения в премиум-экономе откидываются намного дальше обычных экономовских. Есть даже подставка для ног. Однако, это конечно не бизнес класс, и полностью в кровать они не раскладываются. Ну и грёбанные подлокотники нам с Тоней сильно мешали облокотиться друг на друга. Надеюсь, когда-нибудь дизайнеры авиасалонов поймут, насколько это важно, иметь возможность на таких местах убирать подлокотник.
Ну ничего, к счастью спать в самолётах то я умею. Выпил таблеточку, и вскоре вырубился. Проспал хороших часов девять - считай половину полёта!
30. Проснулся за пару часов перед посадкой. В аккурат к завтраку. Омлет, сосиска, картошка, круассан, йогурт. Конечно, всё это в пластмассовых корытцах, а не на красивых фарфоровых тарелочках, но в общем вкусно.
31. Кстати, несмотря на многолетний запрет на курение на борту, даже на этих новейших самолётах возле туалета есть маленькие пепельницы. Я как-то вам уже рассказывал, почему так устроено.
* * *
В общем, самый длинный в мире перелёт прошёл довольно безболезненно. Поел, посмотрел пару фильмов, потупил в сети, написал пост, поспал, и вот уже мы идём на посадку. Самолёт приземлился в Ньюарке где-то в половине шестого утра, а в семь мы с Тоней уже встречали рассвет на Бруклинском Мосту. Ну а после, разошлись по работам. Как раз начинался первый рабочий день года.
Давайте посмотрим, как выглядит этот авиа перелёт, который осуществляет одна из самых престижных авиакомпаний в мире. Вы можете себе представить провести так много времени в тесном экономе?.. Хотя, стоп! На этих рейсах эконома нет.
1. Вот как выглядит наш маршрут на карте. Раньше такие долгие рейсы летали через Арктику, потому что так короче. Сейчас же оба рейса компании Singapore Airlines летят на восток. Так хоть и дальше по расстоянию, зато быстрее по времени, из-за постоянного ветра, дующего в этом направлении. То есть из НЙ в Сингапур рейс летит через Атлантический океан и Европу, а в обратном направлении - над Тихим океаном, Аляской и Канадой. Таким образом пилоты каждый раз совершают кругосветный перелёт.
2. Кстати, это не первый раз, что сингапурцы запускают прямое сообщение с Нью Йорком. С 2004 по 2013 такие рейсы уже летали. Тогда они осуществлялись четырёхмоторными А340-500. Весь салон самолёта был отдан под бизнес-класс.
Первый раз я полетел в Сингапур именно этим рейсом, прямо перед тем, как его отменили из-за нерентабельности. Высокие цены на бензин делали этот маршрут невыгодным. И Singapore Airlines его отменили, в ожидании более эффективных моделей.
3. На протяжении следующих пяти лет самым быстрым способом попасть из Нью Йорка в Сингапур стал перелёт через Франкфурт, осуществляемый огромными двухэтажными А380. Из-за посадки, время в пути увеличивалось до 21 с половиной часа, но зато во Франкфурте можно было выйти и размяться. А ещё, на этих рейсах был эконом, так что билет был гораздо доступнее.
4. Если же, наоборот, вам хотелось шикануть, то на борту двухэтажного лайнера был ещё и первый класс, роскошные Singapore Suites с двуспальными кроватями!
5. Но сингапурцы мечтали вернуть себе престиж длиннейшего в мире рейса, а для этого им нужен был новый самолёт, способный покрыть эту рекордную дистанцию с помощью всего двух двигателей. Раньше такое было бы немыслимо. Существовали правила гражданской авиации, которые требовали, чтобы дальнемагистральные рейсы над водой выполнялись бортами, у которых как минимум три (а лучше - четыре!) мотора. Это, кстати, отдельная, и очень интересная история! Но сегодня летать вокруг света можно и на двушках, была бы подходящая машина!
А она как раз нашлась. В конце 2018 Аэробус доставил сингапурским авиалиниям первые экземпляры A350-900ULR. ("ULR" обозначает "Ultra Long Range".) Это особая модификация А350 рассчитанная на самые дальние перелёты. Её фюзеляж короче более распространённой версии лайнера, а баки на 24,000 литров вместительней.
6. Слегка загнутые кончики крыльев помогают экономии топлива. В общей сложности, А350-900ULR расходует на 25% меньше горючего чем его предшественник на этом маршруте.
Да и нефть значительно подешевела с 2013 года. В общем, настало время перезапускать маршрут-рекордсмен, и в октябре 2018 в расписание Singapore Airlines вернулись легендарные рейсы SQ21 и SQ22.
7. На этот раз сингапурцы отказались от затеи заполнять весь самолёт сидениями бизнес-класса. Как видно по схеме салона, бизнес занимает лишь 2/3 пространства. А задняя треть отдана нищебродам типа меня.
Нет, не переживайте, это не эконом. Эконома на этих рейсах как не было, так и нет. Думаю, не из-за того, что кто-то решил, что в экономе пассажиру 18 часов не высидеть - ведь летают же люди спокойно в Гонконг. А где 16 часов, там и 18, разница то небольшая. Просто, думаю, они посчитали, что на дешёвых билетах эконом класса такой дорогой и затратный рейс не окупится. И поэтому сзади новенького самолёта находится салон "Преимум Эконома".
8. Вот так выглядит бизнес-класс. Новый, современный салон с широкими креслами. К сожалению, мы летели в самый горячий сезон, на зимние праздники, и никакие мои уловки по бронированию дешёвого бизнес-класса не помогли: билеты в бизнесе стоили по семь с половиной тысяч долларов. Так что в этом посте рассказа про новенький бизнес не будет.
9. Отмечу лишь одну вещь, которую я заметил, пока мы плелись через весь самолёт к своим местам: несмотря на то, какие широкие в этом салоне кресла, пространство, куда вытягивать ноги устроено очень странно. Насколько я понял, когда ты полностью раскладываешь сидение в кровать, твои ноги должны уместиться в небольшую ячейку сбоку под телеэкраном. Кажется, это не самая удобная версия бизнес-класса.
Впрочем, я сейчас как та лиса, из басни Крылова, которой виноград был незрелым. На самом то деле, я бы охотно пересел в этот неудобный бизнес!
10. Но, так уж вышло, что нам с Тоней пришлось лететь в премиальном экономе. Это такая промежуточная ступень между обыкновенным эконом классом, и бизнесом. Аэрофлот называет такой класс "Комфорт". Если честно, я его не очень люблю, потому что подлокотники между креслами нельзя поднять, так что даже если у тебя весь ряд свободный, этим никак нельзя воспользоваться чтобы вытянуться.
11. Вот как выглядит премиум-эконом салон у сингапурцев. Новенькие сидения в конфигурации 2-4-2. Правда, они не все в такой конфигурации, но об этом мы сейчас поговорим.
12. Салон светлый и просторный. Багажные отсеки в закрытом виде не нависают над головой. Как видите, на нашем рейсе весь нищебродский отсек распродан, свободных мест не видать.
13. Посмотрите, что происходит с расположением кресел: ближе к концу салона самолёт заметно сужается, и в последние четыре ряда уже не вместить по восемь сидений. Это создаёт особые условия для пассажиров "у окна" в рядах 40, 41 и 42:
14. Вместо двух кресел в этих местах самолёта по одному, а сбоку пассажиры получают в личное пользование дополнительный шкафчик/полочку. Так что, если вы вдруг летите в одиночестве, знайте, что в этих рядах места C и H - самые козырные.
Если эти ряды уже заняты, я бы выбирал место D или G. Почему? Это я объяснял в своём посте о том, как выбирать места в самолёте.
15. Мы же с Тоней летели вдвоём, так что выбрали "обычные" два места у окна. Сидения довольно просторные, и оставляют немало места для ног. Как я уже сказал, главный минус преимум-эконома в том, что нет возможности поднять подлокотник. Когда пара летит куда-то вместе, такая возможность создаёт более просторное пространство на двоих, легче облокотиться друг на друга, и т.д. В остальном к этим местам у меня претензий нет.
Каждому пассажиру выдают подушечку и одеяло. Много лет назад, каждый уважающий себя эконом класс такое предоставлял, а сегодня это всё большая редкость. Но тут всё же преимум.
16. Вот он, гадкий, непоколебимый подлокотник между нами. На его конце вмонтирован крохотный столик для напитков.
17. Обеденный столик тоже оттуда достаётся. Я больше люблю когда столик открывается из спинки впереди-сидящего, но тут расстояние между рядами слишком велико. Хотя Аэрофлот у себя в Комфорте сумел сделать всё правильно. И столик там значительно больше. Записываем очко российской авиалинии.
18. Красивый цветной кармашек для литературы. Это чуть ли не единственный цветной элемент дизайна (кроме подушек) - всё остальное тут серое. Но сразу очень красит пространство.
19. Когда собираешься провести в воздухе 18 с лишним часов, система развлечений становится особенно важной. Ведь надо чем-то себя занимать в пути! К счастью тут даже в задней части самолёта большие яркие экраны с богатой библиотекой фильмов.
Экраны сенсорные, а в подлокотнике есть ещё и мини-пульт на проводе, который позволяет управлять системой, играть в примитивные игры, включать свет, и т.д. Расположен он, кстати не очень удобно, и я постоянно случайно нажимал на кнопки.
Сбоку от экрана есть разъём USB, чтоб можно было зарядить телефон. Если вам нужно подключить что-нибудь помощнее, то под сидением вы найдёте полноценные универсальные розетки, у каждого пассажира своя.
20. А ещё рядом с экраном есть крючок для одежды. Я думал, их никто никогда не использует, а оказывается Тоня вешает на него куртку!
21. Между спинками сидений две ячейки для бутылок с водой. Так как они расположены одна над другой, в нижнем углу возле каждой есть маленькая стрелочка, которая показывает, какому из пассажиров она принадлежит.
22. А спереди между сидений лампочки на гибких ножках, ещё по USB на каждого пассажира, и разъёмы для наушников.
23. Разъёмы хитрые, рассчитанные на тройные штепсели, специально для выдаваемых на борту шумоподавляющих наушников. Первые наушники, что мне выдали не работали, пришлось попросить стюардессу их заменить. После этого проблем не было.
24. Кстати, стюардессы на борту - те самые знаменитые Сингапурские Девушки™, в цветных форменных платьях по выслуге лет. Премиум эконом обслуживают девушки в синем, а в передней части самолёта более опытные, "зелёные" и "красные".
25. После взлёта стюардессы раздали вот такие памятные наборы, на которых написано, что Сингапурские Авиалинии - первые, у кого в парке появился A350-900ULR. На этих кошёлках изображен сам самолёт и известная сингапурская гостиница с эксклюзивным бассейном. Внутри зубная щётка с пастой, и маска для сна. Да, это конечно не набор уровня бизнес-класса, но всё же.
26. Через где-то час после взлёта дают обед. Не важно, в какое время суток вы летите, первое кормление на борту всегда будет основным, потому что еда, которую загрузили на земле ещё свежая. Это касается любых долгих рейсов. В данном случае кормят довольно вкусно. Говорят, что авиалиния специально разрабатывала меню, которое поможет пассажирам таких дальних перелётов. Не знаю, какие такие особые нужды появляются у человека после стольких часов в воздухе... А ещё, как и во всех нормальных авиалиниях, тут наливают. Я взял шампанское, и был приятно удивлён, когда налили Moët & Chandon.
Вообще с едой и питьём было всё нормально - на протяжении всего перелёта можно было вызвать стюардессу, или просто заявиться на кухню, и попросить чего-нибудь перекусить. У них всё время было чем угостить пассажиров. То пицца, то яблочки, то орешки, или даже водка с тоником.
27. Интересная фишка: перед тем как начать смотреть фильмы, можно ввести свой номер бонусной программы Singapore Air, и система вспоминает твои настройки с прошлых перелётов.
28. Я, например, по пути в Сингапур надобавлял себе фильмов в плейлист, и не все успел посмотреть. Ввёл номер, и этот список восстановился. Удобно! Посмотрел за время перелёта 2-3 фильма.
На борту, кстати есть WiFi. Правда, за него надо платить, причём трафик ограничен! Я заплатил $29 за 200 мегабайт, чего мне хватило на большинство полёта - можно было тупить в Фейсбук, читать новости, и считать лайки в Инстаграме. Я даже пост умудрился написать (вот этот).
29. Но самое главное на таком длинном перелёте, это конечно поспать. Сидения в премиум-экономе откидываются намного дальше обычных экономовских. Есть даже подставка для ног. Однако, это конечно не бизнес класс, и полностью в кровать они не раскладываются. Ну и грёбанные подлокотники нам с Тоней сильно мешали облокотиться друг на друга. Надеюсь, когда-нибудь дизайнеры авиасалонов поймут, насколько это важно, иметь возможность на таких местах убирать подлокотник.
Ну ничего, к счастью спать в самолётах то я умею. Выпил таблеточку, и вскоре вырубился. Проспал хороших часов девять - считай половину полёта!
30. Проснулся за пару часов перед посадкой. В аккурат к завтраку. Омлет, сосиска, картошка, круассан, йогурт. Конечно, всё это в пластмассовых корытцах, а не на красивых фарфоровых тарелочках, но в общем вкусно.
31. Кстати, несмотря на многолетний запрет на курение на борту, даже на этих новейших самолётах возле туалета есть маленькие пепельницы. Я как-то вам уже рассказывал, почему так устроено.
* * *
В общем, самый длинный в мире перелёт прошёл довольно безболезненно. Поел, посмотрел пару фильмов, потупил в сети, написал пост, поспал, и вот уже мы идём на посадку. Самолёт приземлился в Ньюарке где-то в половине шестого утра, а в семь мы с Тоней уже встречали рассвет на Бруклинском Мосту. Ну а после, разошлись по работам. Как раз начинался первый рабочий день года.
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]