Знаете ли вы, зачем нужны копоушки?
---
Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки для ушей (вот тут подробнее про УШНУЮ СЕРУ). Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…
Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.
Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая их изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.
Фото 2.
Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.
Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.
Фото 3.
Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что копоушки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.
Копоушка - достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью.
Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.
На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.
Фото 4.
Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.
Фото 5.
Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.
В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Такие копоушки изготовлялись с благословения настоятеля Спасо-Мирожского Завеличского монастыря (существует и поныне) во Пскове игумена Афанасия в 1662-1670 годах
Фото 9.
На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.
Ковырялка ушная - "СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача" (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. - Т. XXXVI, полутом 69. - СПб., 1902. - С. 98.)
Фото 10.
Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.
Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. - М.: Наука, 1967. — С.104.)
Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.
Фото 11.
В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.
В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.
Фото 12.
Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.
Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.
Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.
В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.
Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.
Фото 13.
Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.
Фото 14.
Почему же этот предмет туалета так часто теряли?
Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.
Фото 15.
В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.
Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.
Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.
Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.
Фото 16.
Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.
Фото 17.
источники
http://morefactov.ru/fact/kopoushka-istoriya-odnogo-predmeta-stariny
http://www.monetonos.ru/index.php?topic=13710.15
http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/52-mednaya-kopoushka-praroditelnicza-sovremennoj-vatnoj-palochki-dlya-ushej.html
http://weaponology.mirtesen.ru/blog/43896410836/Kopaushki
Еще несколько интересных традиций прошлых лет: вот например Сибирские блюда 100 лет назад, а вот Жутки обряд Тораджи. Давайте вспомним 15 главных брендов Российской империи и Что нужно знать о русском язычестве. Вспомним популярный Миф о русском пьянстве и Кто есть кто в былинном мире
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]