Безумный гений
Сергей Параджанов родился в Грузии, творил в Армении и в Украине, умер в Ереване, и в трех странах его считают национальным достоянием. 9 января ему исполнилось бы 95 лет.
Сам Параджанов, мистификатор, волшебник, гений или безумец, не только не вносил в нее ни доли ясности, а наоборот – превращал все окружающее в сказку и попросту бежал от серости жизни к иллюзии, цвету, им же придуманному раю.
Талант и путь к Олимпу Сергея Параджанова изначально был весьма извилистым и многоликим: он учился на строительном факультете Железнодорожного института, работал на фабрике "Советская игрушка", учился игре на скрипке, овладевал искусством хореографии и вокала. Однако в итоге его окончательно привлек именно кинематограф.
В середине 1950-х годов Параджанов женился на украинке Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она родила ему сына Сурена, которого режиссер обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Будучи человеком непредсказуемым, странным и временами откровенно безумным, поговаривали, что он заставлял жену принимать участие в своих многочисленных мистификациях и причудах, а также подавать еду на стол каким-то необыкновенным образом. Щербатюк так и не сумела приспособиться к странностям своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине.
Сергей Параджанов и его жена Светлана Щербатюк
Четыре года своей жизни Сергей Параджанов провел в тюрьме, куда попал по статье "мужеложство". В тюремные годы артист не переставал что-то изобретать. Как-то к 8 марта он отправил Лиле Брик, которой тогда было под 80, букет, который смастерил из колючей проволоки и своих носков. Брик поставила параджановское творение в вазу, которую ей подарил Маяковский. Правда, аромат у такого подарка был совсем не цветочный. Кстати, именно Брик и ее связи во Франции во многом помогли Параджанову выйти на волю.
На свободу Параджанов вышел в результате международной кампании протеста. Обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов и Луи Арагон, который лично обратился к Брежневу.
"Мною всю жизнь движет зависть, – говорил Сергей Параджанов. — Я завидовал красивым — и стал обаятельным, я завидовал умным — и стал неожиданным. Завидовал талантливым — и стал гениальным".
Последним фильмом, над которым Параджанов начал работать, уже будучи смертельно больным, стала автобиографическая картина "Исповедь". По воспоминаниям современников, к этой ленте он шел всю жизнь и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки. Готовясь к съемке этой сцены, реквизиторы сами выбирали гроб, но замысла Параджанова они не знали, поэтому попросили доставить на съемочную площадку сразу два гроба – белый и черный. Увидел это, режиссер сказал: "А второй для кого? Для меня что-ли?!" Слова оказались пророческими — вскоре Параджанова не стало.
Взято: foto-history.livejournal.com